ВОЕННО-ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВОЕННО-ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Сущность этой системы управления, введенной в России в 1864 г., заключалось в разделении всей территории государства на определенное число военных округов, с предоставлением Главному начальнику округа, кроме командования расположенными в округе войсками, широкой власти по надзору и управлению всеми отраслями местной военной администрации.

Устройство военно-окружных управлений имело целью децентрализировать исполнительную власть военного министерства, при крайней централизации военного управления, господствовавшей в середине XIX ст. и при необъятных размерах Империи, исключавших возможность фактического надзора со стороны военного министерства за сложным механизмом военного управления, образование Военно-окружных управлений являлось делом настоятельной необходимости.

Вся администрация эпохи Николая I, по убеждению гр. Д. А. Милютина (Всеподданнейший доклад по военному министерству 1862 г.), была проникнута духом недоверия: "Каждая высшая инстанция, принимая на себя неограниченное опекунство, имела притязание регламентировать малейшие детали при всяком исполнении, поручаемом низшим инстанции; такое направление побуждало высшую инстанцию пытаться все предвидеть, чего, однако, она не в силах была совершить. В бессилии своем высшая власть терялась в мелочах, упуская из вида высшие соображения».

К второй трети XIX века, в военном министерстве излишняя централизация управления привела к тому, что дела, восходившие на разрешение министра и высших управлений через большое число посредствующих инстанций, часто незнакомых с местными условиями, оставались продолжительное время без разрешений или получали разрешения неосновательные. Кроме неизбежного застоя в делопроизводстве, этот порядок являлся крайне вредным еще в том отношении, что, слагая ответственность с низших инстанций, служил для этих последних способом прикрытия их собственных злоупотреблений.

Территориальная система военного управления, по мысли гр. Милютина, должна была "равномерно и систематически распределить надзор местных властей по всей Империи и во всех отраслях военной администрации и установить в то же время такие отношения между ними и министерством, чтобы последнее, не входя в подробности, могло давать только общее направление действию первых и следить за общим ходом их распоряжений. Для осуществления этой цели являлось необходимым, чтобы каждое из окружных управлений воспроизводило для своего округа такой же всесторонний орган по заведыванию военной частью, каким служит военное министерство для всей Империи».

Главным основания, на которых должна была осуществиться децентрализация военного управления, заключались:

1) в сосредоточении в военном министерстве общего направления и главного контроля за действиями всех военно-административных органов,

2) в передаче фактического местного контроля за этими же органами Главным начальникам военных округов и

3) в предоставлении части исполнительной начальникам отделов Военно-окружных управлений под непосредственную их ответственность.

К обязанностям Военно-окружного управления было, т. обр., отнесено: заведование всеми войсками, военными заведениями и учреждениями в округе, а также исполнительная часть по главным военно-хозяйственным операциям и довольствию войск.

Военно-окружная реформа была решена и начала постепенно осуществляться с 1862 г. образованием военных округов.; закончилась она в 1864 г. изданием положения о Военно-окружных управлениях. Военно-окружная система управления 1864 г. в последующие годы подверглась изменениям лишь в отношении числа военных округов и их очертаний, а также в отношении частичной реорганизации отделов Военно-окружного управления; в своих же существенных чертах она сохранилась до настоящего времени.

Первым был образован Варшавский военной округ в 1862 г.; вслед за ним в том же году — Виленский, Киевский, Одесский, а в 1864 г. — Рижский.

Военно-окружное управление в этих округах действовало на основании временного положения. В 1864 г., вместе с изданием положения о Военно-окружных управлениях, было образовано еще 5 округов: Петербургский, Финляндский, Московский, Харьковский и Казанский; в 1865 г. — округа Кавказский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский и в 1867 г. — Туркестанский. В 1870 г. был упразднен Рижский военный округ, в 1881 г.— Оренбургский и в 1888 г. — Харьковский.

В 1882 г. Западно-Сибирский округ получил название Омского, а Восточно-Сибирский в 1884 г. был разделен на 2 округа: Приамурский и Иркутский.

К концу царствования императора Александра III Освободителя территория России в военном отношении была, т. обр., разделена на 13 округов и кроме того имелось еще две области: войска Донского и Закаспийская, управлявшиеся на особых основаниях.

В 1899 г. Иркутский военный округ был упразднен, и вместе с Омским округом образовал Сибирский округ; в том же году Закаспийская область были включена в состав Туркестанского округа.

В последующие годы был упразднен Финляндский военный округ (1805 г.), а Сибирский был вновь разделен на Омский и Иркутский (1906 г.) Согласно действовавшему законодательству, система Военно-окружного управления представлялась в следующем виде.

Вся территория Империи разделялась на 12 военных округов: Петербургский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский, и, кроме того, имелась еще особая область войска Донского, управляемая на особых основаниях. Во главе каждого округа стоял Главным его начальник, которому присваивалось название командующего войсками округа, за исключением, однако, Петербургского военного округа, Главным начальнику которого присвоено название главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, и наместника Е. И. В. на Кавказе, носящего название главнокомандующего войсками Кавказского военного округа.

Главным начальник округа назначался по непосредственному выбору Государя Императора из лиц, удостаиваёмых к тому высшею аттестационной комиссиею; ему подчинялись все войска и военные заведения, находящиеся в округе, а также все чины военного ведомства, постоянно или временно в округе пребывающие.

В отношении подведомственных ему войск и учреждений Главный начальник действовал чрез их начальников, а по хозяйственному управлению, — как председатель военно-окружного совета, наблюдая за точным исполнением законов и распоряжений военного министерства. В большинстве округов при Главном начальнике состоял один или два помощника, на обязанности которых лежали облегчение Главного начальника по управлению округом.

Каждое Военно-окружное управление, состояло из следующих отделов: военно-окружного совета, окружного штаба и окружных управлений: интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-санитарного и военно-ветеринарного.

В системе Военно-окружного управления военно-окружной совет являлся высшим учреждением в округе по делам военного хозяйства. Он состоял из председателя — Главного начальника военного округа (кроме округов Петербургского и Московского) и членов: постоянных, — помощника Главного начальника военного округа, начальника окружного штаба, окружного интенданта, начальника артиллерии округа, начальника инженеров округа, окружного военно-санитарного инспектора и члена от военного министерства (окружной военно-ветеринарный инспектор привлекался к участию в заседаниях совета лишь по вопросам, относящимся до ветеринарной части) и временных членов, — старших войсковых начальников, ежегодно назначаемых Главным начальником военного округа.

Число временных членов военно-окружного совета должно было равняться числу постоянных, не считая члена от военного министерства и окружного военно-ветеринарного инспектора.

Член от военного министерства был включен в состав совета для обеспечения правильности и законности в рассмотрении и решении дел; для этого ему предоставлялось право предварительно рассматривать дела, выходящие на рассмотрение совета и требовать дополнительные справки и сведения от отделов Военно-окружного управления; о замеченных по делу отступлениях от закона, неполноте или неверности данных он должен был заявить совету во время слушания самого дела, до постановления решения; при несогласии с решением большинства совета он был обязан копию с предъявленного совету своего мнения представить военному министру с объяснением существа дела и оснований протеста; но его несогласие не останавливало решения большинства. Член от военного министерства избирался непосредственно военным министром и состоял в прямом ему подчинении, причем ему предоставлено было право личного на местах ознакомления с производимыми в округе хозяйственными операциями и строительными работами.

При некоторых военно-окружных советах состоял окружной юрисконсульт, на которого возлагалось ведение судебных дел, рассмотрение торговых условий и составление заключений по юридическим вопросам.

Делопроизводством совета заведовал особый делопроизводитель.

Из хозяйственных дел рассмотрению и обсуждению совета подлежали: годовые сметные исчисления о доходах и расходах Военно-окружных управлений; дела: по заготовлениям, постройкам и установлению окладов продовольствия; по распоряжению казенным имуществом и по найму помещений и земельных участков для надобностей военного ведомства; по взысканиям, начетам и претензиям; по дознаниям и следственным делам, сопряженным с казенным интересом; по исковым делам.

Кроме дел хозяйственных, ведению совета подлежали вопросы и законодательного характера, но права совета в отношении этих последних ограничивались составлением и рассмотрением первоначальных предположений и дальнейшим их направлением в установленном порядке.

Дела в совете решались по большинству голосов. По делам, превышающим власть военно-окружного совета, решения его представлялись в военный совет; по делам, окончательно решаемым советом, председатель, при несогласии с большинством, имел право остановить исполнение и перенести дело на рассмотрение военного совета, и далее предписывал свое собственное мнение, но в этом последнем случае он принимал на себя и ответственность за последствия такого направления дела.

Окружной штаб был орган Главного начальника по управлению войсками и по выполнению общих военных соображений; на нем лежало собирание и разработка подготовительных данных для мобилизации войск округа, а также отчетность по личному составу военных заведений и учреждений округа.

Окружной штаба состоял в ведении начальника штаба, непосредственно подчиненного Главному начальнику. Начальник штаба передавал войскам распоряжения Главного начальника и, согласно указаниям последнего, руководил разработкою всех вопросов, касающихся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности.

В отношении личного состава штаба начальник штаба пользовался правами командира корпуса, а в отношении других подчиненных ему частей и учреждений— правами начальника дивизии.

Окружные штабы имели двоякое устройство: штабы, разделяющиеся на отделы, и штабы, непосредственно делящиеся на отделения.

К первым относились все окружные штабы, за исключением округов Казанского и Омского; ко вторым — штабы двух последних округов.

В округах Кавказском, Туркестанском и трех Сибирских для производства топографических и картографических работ имелись особые окружные военно-топографические отделы штабов; в прочих округах для производства этих работ состояли при штабах чины корпуса военных топографов.

Окружные штабы первой категории подразделялись на три отдела:

1) управление окружного генерал-квартирмейстера, в котором были сосредоточены дела по вопросам размещения и обучения войск и их мобилизации, по сбору военно-статистических данных, относящихся к району округа и к ближайшим областям соседних государств; по производству съемочных работ в округе; по службе генерального штаба и по заведыванию личным составом и занятиям офицеров Генерального штаба; управление это находилось в заведывании окружного генерал-квартирмейстера и состояло из отделений: строевого, мобилизационного и отчетного;

2) управление окружного дежурного генерала, ведавшего делопроизводством по вопросам, касающимся: численности личного состава, внутреннего и материального устройства войск округа; во главе управления стоял окружной дежурный генерал, управление состояло из канцелярии штаба, отделений: инспекторского, хозяйственного и архива; в составе некоторых управлений имелись еще отделения судные;

3) управление окружного начальника военных сообщений, на которое была возложена разработка данных для составления плана устройства военной сообщений армий и все распоряжения по передвижению войск и по перевозке грузов; управление подразделялось на отделения военно-дорожное и этапное и находилось в ведении начальника военных сообщений округа.

Начальники вышеупомянутых управлений непосредственно подчинялись начальнику штаба округа и, по заведыванию личным составом своих управлений и подведомственных им учреждений, частей и лиц, пользуются правами начальника дивизии.

В окружных штабах, не разделяющихся на отделы, у начальника штаба имелся помощник, на обязанности которого лежало облегчение начальника штаба в его занятиях по управлению штабом; сами же штабы разделялись на несколько отделений (строевое, мобилизационное, инспекторское и хозяйственное), судную часть и архив.

Окружное интендантское управление заведовало снабжением войск, военных заведений и госпиталей предметами продовольствия, вещами и деньгами; кроме того, на него возлагалось формирование, содержание и освежение в мирное время всякого рода интендантских запасов в округе; во исполнение возложенной на него задачи окружное интендантское управление ежегодно составляло соображения о заготовлении всех предметов довольствия войск; соображения эти излагались в виде смет и планов заготовлений, которые предварительно рассматривались в военно-окружном совете и утверждались военным советом в ведении же интендантского управления состояли все находящиеся в округе хозяйственные и технические заведения интендантского ведомства.

Во главе интендантского управления стоял окружной интендант, имеющий помощника.

Окружное интендантское управление состояло из отделений и частей секретарской (канцелярия) и казначейской.

Окружное артиллерийское управление заведовало артиллерийскими частями, не входящими в состав корпусов, артиллерийскими складами, магазинами, мастерскими, учебными полигонами, а также снабжением войск и военных учреждений артиллерийским довольствием. Окружное артиллерийское управление состояло в ведении начальника артиллерийского округа, при котором имелся помощник.

Окружное инженерное управление ведало крепостями и укреплениями во всем касающемся инженерной части, воинскими зданиями, техническими и гидротехническими сооружениями, инженерными командами, дистанциями и мастеровыми командами.

Во главе управления стоял начальник инженерного округа, при нем имелся помощник; само управление состояло из частей инспекторской, строительной, хозяйственной и счетной.

Окружное военно-санитарное управление сосредоточивало в себе все вопросы, связанные с охранением здоровья войск; поэтому на него были возложены: надзор за исполнением гигиенических и врачебно-полицейских мер по содержан нижних чинов в частях войск; наблюдение за правильным течением и надлежащим призрением больных воинских чинов и распоряжения по снабжению войск и военно-врачебных заведений предметами медицинского довольствия; управление состояло в ведении окружного военно-санитарного инспектора, в состав управления входили: помощник военно-санитарного инспектора, чины канцелярии, делопроизводители, окружной окулист и чины для поручений и командировок.

Окружное военно-ветеринарное управление заведовало личным составом ветеринарных чинов в войсках и военных учреждениях округа, наблюдало за исполнением гигиенических и ветеринарно-полицейских мер по содержанию в войсках лошадей и др. рабочих животных, а также за правильным их лечением в ветеринарных лазаретах и распоряжалось снабжением войск предметами ветеринарного довольствия. Управление подчинялось окружному военно-ветеринарному инспектору и составлялось из делопроизводителя и врачей для командировок.

Характерною особенностью Военно-окружного управления являлось то, что оно служило для формирования полевого управления армии. Согласно положена о полевом управлении войск (Приказы по военному ведомству 1890 г. № 62) с объявлением мобилизации командующий войсками, если не последует иного Высочайшего повеления, вступал в командование армией, образуемой из войск округа; начальник штаба округа, окружной интендант и остальные начальники отделов Военно-окружного управления вступали сейчас же в должности начальника штаба армии, интенданта армии, инспектора артиллерии и т. д.

За выделением части из своего состава на образование полевого управления армии и по упразднении военно-окружного совета, Военно-окружное управление продолжало действовать в преобразованном составе, как местный исполнительный орган командующего армией и полевого управления; при этом остающиеся на месте помощник командующего войсками вступал в должность начальника Военно-окружных управлений, а помощники начальников отделов вступали в должность начальников этих же отделов.

Этот порядок формирования полевого управления был установлен в тех соображениях,

1) что при нем выполнение мобилизационного плана возлагалась на лиц, его составлявших,

2) что полевое управление не являлось импровизированным, а составлялось из лиц, заранее подготовленных к своим обязанностям и знающих друг друга, и

3) наконец, таким порядком формирования между полевым и Военно-окружным управлением, образуемыми из одного и того же источника, устанавливается самая тесная связь.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru