ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ≈¬–≈» ¬ –”—— ќ… ј–ћ»» » ”Ќ“≈– “–”ћѕ≈Ћ№ƒќ– » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

≈¬–≈» ¬ –”—— ќ… ј–ћ»» » ”Ќ“≈– “–”ћѕ≈Ћ№ƒќ–

≈¬–≈» ¬ –”—— ќ… ј–ћ»» » ”Ќ“≈– “–”ћѕ≈Ћ№ƒќ–

  столетию подвига солдат –усской »мператорской јрмии в войне с японией.

"” мен€ осталась одна рука; но эта одна Ц права€.
ј потому, жела€ по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь,
прошу ходатайства ¬ашего благороди€ о выдаче мне шашки и револьвераї.

»з рапорта ефрейтора 7-й роты »осифа “румпельдора
своему ротному командиру при обороне ѕорт-јртура 24 но€бр€ 1904 г.


1 марта 1920 г. укрепленна€ усадьба еврейских поселенцев “ель ’ай, неподалеку от поселени€  фар √илади в ¬ерхней √алилее, была окружена отр€дом арабов-бедуинов из армии эмира ‘ейсала, ведшего партизанскую войну против оккупационных сил јнтанты (преимущественно Ц французов) на Ѕлижнем ¬остоке. Ќачальник еврейского гарнизона, однорукий »осиф “румпельдор, вступил с арабами в переговоры, неожиданно перешедшие в перестрелку, и был смертельно ранен, но успел передать командование своему заместителю ѕинхасу Ўнеерсону. ≈вреев было всего 30 человек. ƒл€ большинства это был первый бой, но они продержались до вечера, отбива€ атаки многократно превосход€щих их по численности бедуинов, хот€ приходилось беречь патроны.   вечеру бедуины отступили, унос€ убитых и раненых. ≈вреи потер€ли убитыми 6 человек. “ель ’ай пришлось оставить, ибо наличных сил не хватало дл€ обороны двух других, более важных укрепленных пунктов Ц ћетулы и  фар √илади. “ак закончилось первое вооруженное столкновение между евре€ми и арабами в —в€той «емле с момента начала вторичной колонизации ѕалестины евре€ми. »осиф “румпельдор скончалс€ от полученной раны в  фар √илади в возрасте 40 лет. ћежду тем, он вполне мог погибнуть и гораздо раньше Ц например, в годы √ражданской войны в –оссии, при штурме √аллиполи в 1915 г. или в 1905 г. Ц русским солдатом под ѕорт-јртуром. ќб этом знают сегодн€ не все. —лишком уж непривычно дл€ русского уха звучит сегодн€ истори€ этого первого русского офицера иудейского вероисповедани€ (умудрившегос€ в то же врем€ быть толстовцем и вегетарианцем!), полного √еоргиевского кавалера, потер€вшего в бою кисть левой руки от разрыва €понского снар€да и получившего (поскольку больше не мог владеть винтовкой!) в виде исключени€ дозволение ходить в бой, как офицер, с револьвером и шашкой! » тем не менее, хот€ в »зраиле он считаетс€ национальным героем, "Ћьвом Ц потомком »уды ћаккаве€ї, хот€ именно в честь него был назван знаменитый "Ѕейтарї, или "Ѕетарї, аббревиатура полного названи€ организации "Ѕрит “румпельдорї ("—оюз “румпельдораї), дл€ нас он останетс€ прежде всего русским солдатом. ¬прочем, начнем по пор€дку... ¬ р€ды –оссийской »мператорской армии евреи были призваны впервые в 1827 г. (хот€ и имеютс€ сведени€ о планах —ветлейшего  н€з€ ѕотемкина-“аврического сформировать несколько полков исключительно из евреев). ƒо того времени воинска€ об€занность (или, как тогда говорили, "рекрутска€ повинностьї) замен€лась дл€ подданных иудейского вероисповедани€ денежной податью: евреи платили 500 рублей с рекрута, то есть ровно столько, сколько платило за избавление от службы в армии русское купечество (в то врем€, как русские мещане уплачивали за освобождение от рекрутской повинности по 360 рублей). ѕоголовное освобождение еврейского (а если быть точнее - иудейского) населени€ –оссийской »мперии, как принадлежавшего исключительно к купеческому и мещанскому сослови€м, от военной службы в р€дах »мператорской армии вызывало казавшеес€ вполне законным и оправданным неудовольствие среди основной, христианской, части населени€ »мперии. “ак, авторы двух записок, представленных еще в правление »мператора јлександра I Ѕлагословенного, в 1802 г., ≈врейскому  омитету (занимавшемус€ вопросами обустройства подданных –оссийской »мперии иудейского вероисповедани€), указывали, что: "...когда все нации в –оссии дают рекрут, то почему с одних жидов взимают вдвое деньгами за рекрута? «а что они таковыми выгодами пользуютс€ против –осси€н? (любопытно, что авторы записок, противопоставл€вшие друг другу "жидовї и "–осси€нї, первых, суд€ по всему, "–осси€намиї еще не считали, хот€ основна€ часть компактно проживавшего еврейского населени€ –оссии €вл€лась российскими подданными еще со времен трех "разделов ѕольшиї, то есть, по крайней мере, с конца правлени€ »мператрицы ≈катерины ¬еликой! Ц ¬.ј.). јвторы записок рекомендовали русскому правительству распространить воинскую повинность и на евреев, отмеча€, что те могли бы, в соответствии со своими склонност€ми и особенност€ми своего национального характера, служить "расторопнейшими деньщикамиї, "проворными и дело свое знающее погонщикамиї (вспомним многократно описанных в нашей классической литературе еврейских "балагулї!), "курьерами дл€ посылокї и т.д. ¬прочем, существуют упоминани€ о том, что евреи находились в р€дах –усской армии еще до 1827 г. “ак, например, евреи принимали многократно засвидетельствованное русскими авторами участие в ќтечественной войне 1812 г. ќдин из наиболее €рких наших героев этой славной эпохи, прославленный поэт-партизан ƒенис ¬асильевич ƒавыдов, описыва€ подвиг одного русского улана, отмечал: "¬есьма странно то, что сей улан, получив за этот подвиг √еоргиевский знак (имеетс€ в виду знак отличи€ ¬оенного ќрдена, именуемый в просторечии "солдатским √еоргиевским крестомї - ¬.ј.), не мог носить его: он был бердичевский еврей, завербованный в уланыї. »мператор Ќиколай I, впервые в –оссии официально распространив воинскую об€занность на российских евреев, за€вил, что считает привлечение евреев к службе в армии "справедливым, чтобы рекрутска€ повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была дл€ всех состо€ний, на коих си€ повинность лежитї (¬ысочайший ”каз от 26 августа 1827 г.). “ем не менее, фактически военной службе российских евреев после победы над Ќаполеоном был придан характер некой "воспитательной мерыї. —лужба в р€дах –усской армии должна была искоренить в евре€х так называемый "иудейский фанатизмї и, по возможности, иметь своим результатом склонение евреев-солдат к переходу в ’ристианство (желательно, в ѕравославие). ¬ соответствии с этими негласными установками, "”став рекрутской повинности и военной службы евреевї 1827 г. создал дл€ евреев достаточно т€желые услови€ несени€ военной службы. ¬ то врем€, как с подданных-христиан брали рекрут лишь в один из двух объ€вленных рекрутских наборов, и притом только по 7 рекрут с 1000 "душї, с евреев брали при каждом рекрутском наборе по 10 рекрут с 1000 "душї. ≈вреи принимались на службу в возрасте от 12 лет, причем при приемке обращалось внимание лишь на то, чтобы они не имели "болезни и недостатков, несовместимых с военной службой. ѕрочие, требуемые общими правилами качества, оставл€ютс€ без рассмотрени€ї (І 10 "”става рекрутской повинности и военной службы евреевї, далее дл€ краткости Ц "–екрутский уставї - ¬.ј.). ѕрин€тые на службу евреи немедленно помещались на квартирах у обывателей-христиан. ћалолетние (то есть, не достигшие 18 лет) еврейские рекруты направл€лись в "заведени€, учрежденные дл€ приготовлени€ к военной службеї, то есть в так называемые "школы кантонистовї, причем все врем€, проведенное ими в этих школах, не засчитывалось им в служебный срок. —овершеннолетние же сразу определ€лись на действительную службу (ІІ 70, 71, 74 и 75 "–екрутского уставаї). ¬о врем€ следовани€ к назначенному месту службы рекруты-евреи содержались "особої (отдельно Ц ¬.ј.) от товарищей-христиан, но на сто€нках помещались непременно в домах христиан, а не евреев. —опровождавшие рекрутов обер-офицеры и "д€дькиї-унтера обращались с ними достаточно сурово. –екрутский устав формально охран€л неприкосновенность религиозных верований евреев-рекрутов, но фактически с первого же шага по пути военной карьеры все толкало евре€-солдата к переходу в ’ристианство, поскольку, чем большего количества обращенных в ѕравославие рекрутов мог добитьс€ обер-офицер, конвоировавший партию рекрутов, тем более благосклонно на него взирало начальство. " ак перевалили в русские губернии, - писал в своих воспоминани€х один из бывших кантонистов, ¬. Ќикитин, - так ћеренцов (начальник партии кантонистов Ц ¬.ј.) начал подготовл€ть нас к переходу в ѕравославие... издева€сь над нашими веровани€миї.  аждый смотр партии кантонистов армейским начальством открывалс€ вызовом желающих прин€ть —в€тое  рещение. ѕоследние сейчас же переходили в привилегированное положение. »х лучше одевали, хорошо кормили, освобождали от побегушек и т.д. ≈врейских детей-рекрутов отправл€ли обыкновенно в отдаленные губернии, где не имелось местного еврейского населени€ Ц например, в губернии ѕермскую, ¬€тскую,  азанскую, Ќижегородскую. ѕо дороге некоторые рекруты бежали. «а эти случаи исчезновени€ рекрутов (впрочем, достаточно редкие) в пути отвечала вс€ парти€ Ц секли каждого дес€того. ѕо прибытии в назначенный город, малолетние еврейские рекруты направл€лись в батальон кантонистов, где их ожидал не менее суровый режим. ѕереписка с родными (по-еврейски) запрещалась, солдат-евреев к ним не допускали, дл€ побуждени€ к переходу в ’ристианскую веру многих отправл€ли в русские деревни, на постой в кресть€нские дворы. Ќа 19-м году жизни евреи приводились к особой прис€ге, с кл€твой служить "с полным повиновением военному начальству так же верно, как если бы были об€заны служить дл€ защиты законов земли »зраильскойї.   тому времени они, однако, как правило, уже успевали настолько "обрусетьї, что, сменив веру, в дальнейшем несли военную службу, не испытыва€ никаких ограничений как евреи по происхождению, ибо в ÷арской –оссии ограничени€ существовали по признаку исключительно религиозному, но не племенному или расовому. "–екрутский уставї не устанавливал никаких ограничений относительно распределени€ солдат-евреев по воинским част€м. Ќо уже в 1829 г. был издан указ о неназначении, "впредь до особого повелени€ї, солдат-евреев в "деньщикиї (вопреки намерени€м авторов "записокї 1802 г., предлагавших определ€ть евреев как раз в "деньщикиї, этот запрет оставалс€ в силе чуть ли не до 1914 г.). Ќесколько позднее последовало запрещение определ€ть солдат-евреев в карантинную стражу, в некоторые инвалидные и мастеровые роты. ”казом от 10 феврал€ 1844 г. было запрещено назначать евреев в нестроевые роты и отделени€, состо€щие при войсках √вардейского корпуса, в "служительские командыї военно-учебных заведений, батальонов кантонистов, комиссариатского и провиантского ведомств, а также при домах √енерального штаба, ¬торого отделени€ собственной ≈го »мператорского ¬еличества канцел€рии и »нженерного замка. ¬прочем, ”каз 1844 г. застал солдат-евреев исправно несущими службу во многих армейских част€х, отныне объ€вленных дл€ них "закрытымиї, и местное начальство (веро€тно, дорожа евре€ми, как хорошими солдатами и работниками), суд€ по всему, не слишком торопилось приводить его в действие. »наче не потребовались бы неоднократные напоминани€ о необходимости неукоснительного осуществлени€ ”каза на практике. ѕриказ 16 июн€ 1845 г. по ћорскому ведомству запретил определ€ть евреев в ластовую роту и нестроевые мастеровые √вардейского экипажа и служительские команды морских учебных заведений, департамента морского министерства и зданий √лавного адмиралтейства.  ак видно, эти ограничительные меры вызывались недоверием высшего начальства к моральным качествам солдат-евреев. “ак, еще в указе от 20 апрел€ 1837 г. о неприн€тии евреев в карантинную стражу говорилось, что в стражу часто назначаютс€ нижние чины, которые "по ненадежному поведению и дурной нравственности, оказываютс€ дл€ службы сего рода совершенно не соответствующимиї, а посему ¬ысочайше повелевалось, чтобы в стражу "не назначались молодые люди, а тем менее рекруты, люди дурной нравственности и нижние чины из евреевї. —уд€ по всему, личное отношение »мператора Ќикола€ I к евре€м-солдатам было достаточно непри€зненным. “ак, в 1832 г. он разрешил производить солдат-евреев в унтер-офицеры "лишь за отличи€ в сражени€х против непри€тел€ї. ¬ 1837 г. комитет министров хотел разрешить право жительства в городах Ќиколаеве и —евастополе престарелым родител€м евреев-матросов, отбывавших там службу, на что √осударь положил резолюцию: "ƒозвол€ть одним вдовым матер€мї. “ем не менее, √осударь пользовалс€ каждым удобным случаем, чтобы увеличить число еврейских солдат в –усской армии.  огда в 1841 г., в виду проектировавшегос€ "разбораї (разделени€) евреев на "полезныхї и "неполезныхї, ≈врейский  омитет предложил брать с признанных "неполезнымиї евреев "рекрут втрое более противу обыкновенногої, √осударь счел "тройное число недостаточным, полага€ возможным взимать рекрут вп€теро против обыкновенного набораї. — этой же целью евре€м-солдатам было разрешено вступать в брак (если у них рождались сыновь€, их зачисл€ли в кантонисты). ¬ 1838 г. комитет министров вошел с представлением о разрешении проживать в столице до достижени€ совершеннолети€ матроса-мал€рного мастера второго рабочего экипажа евре€ ћаркуса, на что √осударь положил резолюцию: "—огласен, но сыну не иначе, как ежели отец согласен включить его в военные кантонисты, что впредь прин€ть за правилої. ¬ одной сибирской местности евре€м было дозволено остатьс€ на поселении по истечении срока военной службы, с тем условием, чтобы их дети были сданы в солдаты. Ќесмотр€ на достаточно т€желые услови€ армейской службы, необходимо отметить, что евреи в массе своей отбывали воинскую повинность с усердием и старательностью, удостаивавшихс€ заслуженных наград. ѕоследнее €вствует хот€ бы из того, что уже в 1832 г. возник вопрос о производстве евреев в унтер-офицеры (на что »мператор Ќиколай I и положил упом€нутую выше резолюцию "лишь за отличи€ в сражени€хї). ¬ 1836 г. было издано распор€жение о награждении евреев знаком ¬оенного ордена (солдатским √еоргиевским крестом) за боевые подвиги (хот€, суд€ по цитировавшимс€ нами выше воспоминани€м поэта-партизана ƒениса ƒавыдова, награждени€ солдат-евреев солдатским ≈горием практиковались еще в период войн с Ќаполеоном). ¬ 1850 г. было воспрещено производить их за отличие в унтер-офицеры иначе, как с ¬ысочайшего разрешени€. Ќет сведений о том, сколько всего евреев было призвано под знамена в царствование »мператора Ќикола€ I, однако известно, что, вследствие действовавшей в отношении "русских подданных ћоисеева законаї большей норме рекрутского призыва по сравнению с остальным населением –оссийской »мперии, еврейские общины ("обществаї или "кагалыї) оказались не в состо€нии давать требуемого от них количества рекрутов. — 1850 г. было велено брать, без зачета, рекрут за прежние "рекрутские недоимкиї, а потому зачастую сдавали в рекруты калек, стариков и детей от восьмилетнего возраста (!). ќднако и этого на поверку оказалось недостаточно.



Ќазад ¬перед
Ќазвание статьи:   ≈¬–≈» ¬ –”—— ќ… ј–ћ»» » ”Ќ“≈– “–”ћѕ≈Ћ№ƒќ–
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов √ражданска€ война Ѕелое движение –оссийска€ импери€
јвтор (ы) статьи:  


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
7 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є4
–†–Њ–±–Њ—В—Л3