Тевтонский Орден. История и Наследие.



8.Избрание Верховного магистра

Весьма любопытной представляется на наш взгляд процедура выборов Верховного магистра "тевтонов".

Сначала на заседании Генерального капитула зачитывался вслух Устав Тевтонского Ордена. Затем служили обедню, во время который каждый член капитула пятнадцать раз читал молитву "Отче наш" (лат.: Pater noster). После этого торжественного богослужения устраивалась традиционная даровая трапеза для тринадцати убогих. Затем Великий комтур (заместитель Верховного магистра) назначал первого электора (выборщика), тот, в свою очередь - второго, потом первый и второй выборщики вместе назначали третьего выборщика, и так далее, пока общее число всех выборщиков не достигало тринадцати. Это число считалось священным - в память Христа и двенадцати его апостолов - и складывалось из одного брата-священника, восьми братьев-рыцарей и четырех "услужающих братьев", представлявших различные комменды (комтурии) Тевтонского Ордена. Выборщики присягали на Святом Евангелии честно исполнить свой долг, после чего приступали к процедуре выборов нового Верховного магистра.

Как правило, выборы протекали спокойно, без особых разногласий, и завершались пением "Te Deum laudamus" ("Тебя Бога хвалим..."). Затем заместитель главы Ордена Девы Марии торжественно вручал вновь избранному Верховному магистру большую орденскую печать и перстень, символизировавший высшую власть над Орденом. Под колокольный звон Верховный магистр, его заместитель и отправлявший торжественное богослужение брат-священник обменивались так называемым "поцелуем мира", после чего Верховный магистр, с согласия Генерального Капитула, назначал на высшие должности Ордена новых "гебитигеров" (или оставлял в должности прежних).

Состояние орденской казны хранилось в строжайшей тайне. Большая печать Тевтонского Ордена хранилась в потайном шкафу с тремя замками. Ключ от первого замка хранился у самого Верховного магистра, ключ от второго замка - у Великого комтура, ключ от третьего замка - у "тресслера" (казначея). Поэтому открыть этот шкаф они могли только втроем. Таким образом, власть Верховного магистра, хотя и была по сути дела самодержавной, тем не менее ограничивалась Генеральным капитулом - например, в столь важных финансовых вопросах.

9.О должностном гербе Верховного магистра

Прямой черный крест Верховного магистра Тевтонского Ордена на белом поле имел в центре черного одноглавого орла "Священной Римской Империи (германской нации)" на золотом щите. На черный крест был наложен более узкий золотой крест Королевства Иерусалимского (так называемый "Крест Императора Констанция" - по древней легенде, римскому Императору Констанцию, сыну первого христианского Императора Константина Великого, в небе над Иерусалимом привиделся крест именно такой формы), чаще всего имевший форму, именующуюся в геральдике "костыльной" (с поперечными перекладинами на концах лучей креста) и оканчивающийся на концах золотыми геральдическими лилиями.

Имперский орел на гербе связан с "Золотой буллой" (грамотой с золотой печатью) Императора Фридриха II Гогенштауфена 1226 года, даровавшего тевтонскому Верховному магистру наследственные права суверенного владетельного государя в завоеванной Пруссии (не входившей в состав "Священной Римской Империи") и статус, уравнивавший магистра с князем "Священной Римской Империи германской нации" (во входивших в состав Империи орденских владениях). При этом булла не обязывала Гохмейстера "тевтонов" к воинской службе и каким-либо выплатам Императору.

Золотой иерусалимский крест был дарован Верховным магистрам Тевтонского Ордена королем Иерусалимским Гвидоном Лузиньяном вместе с рядом привилегий за заслуги тевтонских рыцарей в борьбе против сарацин в Святой земле. Золотые же лилии на концах креста в гербе Верховного магистра Тевтонский Орден за аналогичные заслуги получил от французского короля-крестоносца Людовика IX Святого. К середине XIV века, в эпоху расцвета Тевтонского Ордена в Пруссии, этот уже далекий от первоначальной монашеской простоты, пышный герб украшал белое облачение, доспехи, щит, конскую попону, Большую и малую хоругвь Верховного магистра (а с середины XV века и по сей день - богато украшенный шейный крест на черной ленте и металлический крест, который Гохмейстеры носят слева на груди, в качестве своеобразного эквивалента орденской звезды).

10.Все ли тевтонские рыцари были дворянского происхождения?

В качестве полноправных членов в Тевтонский Орден в первые столетия его существования принимались главным образом отпрыски дворянских родов (как правило, младшие сыновья мелкопоместных рыцарей, не получавшие доли в отцовском наследстве), но, наряду с ними, также и не принадлежавшие в рыцарскому сословию (лат.: ordo equester, буквально: "всадническому сословию" - термин, заимствованный из терминологии Древнего Рима, где "всадниками" именовалось второе по знатности, богатству и значению сословие после патрициев-сенаторов) бюргеры (горожане) – главным образом, граждане торговых ганзейских городов Бремена и Любека (как дань уважения первым тевтонским странноприимцам, происходившим из этих двух городов) - и хорошо зарекомендовавшие себя незнатные воины-крестоносцы.

Последние за особые заслуги, пройдя период послушничества и после принесения необходимых обетов и принятия монашеского пострига, возводились в сан "брата-рыцаря" (лат.: frater miles, буквально: "брата-воина") Тевтонского Ордена лично Гохмейстером (который сам обычно был выходцем из нетитулованного рыцарского сословия, и лишь в редких случаях - из аристократических родов "Священной Римской Империи германской нации"). Подниматься по служебной лестнице до высших административных должностей могли, как правило, лишь "братья-рыцари" (хотя бывали и исключения - например, Верховный магистр Карл фон Трир был сыном горожанина-бюргера из немецкого города Трира на Рейне). "Братья-рыцари", "братья-сарианты" и "братья-священники" приносили обет пожизненного служения Тевтонскому Ордену.

Братья, вступившие в Орден Девы Марии, передавали ему всю свою движимость и недвижимость (если таковая имелась), навечно вешали щиты со своими фамильными гербами (если обладали таковыми) на стены орденской церкви и отныне украшали свой щит только черным на белом поле крестом Тевтонского Ордена. Кстати, почему, собственно говоря, "Тевтонского" и какое отношение "тевтоны" или "тевтонцы" имеют к немцам?

11.Несколько слов о тевтонах

Первые упоминания о "тевтонах" (teutoni) относятся к 350-320 гг. до Р.Х., когда древнегреческий мореплаватель Пифей (который, кстати, впервые поведал миру о существовании за Полярным кругом таинственной земли Крайняя Туле (лат.: Ultima Thule) из Массилии (Марселя) достиг северо-западного побережья современной Германии и обнаружил обитавшее там племя "тевтонов". Согласно Пифею, эти "тевтоны" вели с греками меновую торговлю "электроном" (то есть янтарем), который собирали на каком-то острове "Абал" (Абалон, Авалон - Остров Яблок, связанный в позднейших легендах с феей Морганой и королем Британии Артуром Пендрагоном?), лежащем в одном дне пути от побережья (некоторые историки пытались локализовать "Абал" в районе современного немецкого острова Гельголанд). Во второй раз греко-римский мир столкнулся с "тевтонами" в 104-101 гг. до Р.Х., когда они, в союзе с племенем кимвров, чуть было не завоевали Италию.

Долгое время позднейшие исследователи считали оба северных племени германскими (тем более, что античные историки не сразу начали отличать древних германцев от их западных соседей – кельтов, или галлов). В настоящее время большинство историков склоняется к тому, чтобы считать кимвров были все-таки не германцами, а кельтами (об этом, в частности, говорит, чисто кельтское имя их вождя - Бойорикс). Тевтонов же (и их "короля" Тевтобода=Teutobod), разбитых римлянами в 102 году до Р.Х. в Галлии, с некоторыми сомнениями (высказываемыми прежде всего французскими историками в приливе "галльского", то есть "кельтского" патриотизма) все-таки относят к числу германцев, хотя известно, что в числе именно кельтских (а не германских) божеств был "одноименный" тевтонам бог Тевтат (Teutatis или Toutatis).


 

Некоторые авторы, в особенности - немецкие романтики начала XIX века -, были склонны рассматривать этого "Тевтата" ("Тевта") в качестве "народного бога" древних германцев. Так, Генрих фон Клейст в своей знаменитой драме "Битва Германа" (нем.: "Hermannschlacht"), повествующей о восстании германских племен против римлян и разгроме последних восставшими в битве в Тевтобургском лесу, устами своего главного героя - предводителя повстанцев герцога Германа (Арминия) - именует германцев "сынами Тевта" (нем.: Soehne Teuts").


На языке древних германцев слово "тиот" (tiot) или "тиод" (tiod) означало "народ", а "тиотиск" (tiotisk) - "народный". После основания древнегерманских королевств на развалинах Западной Римской Империи в V веке по Р.Х. официальным языком, а кое-где - и языком знати, духовенства и вообще - образованных людей в них стала латынь, а германские диалекты стали пренебрежительно именоваться "тиотиск" (tiotisk), то есть "(просто)народный" язык. В IX веке крупнейшее из образовавшихся на бывших римских землях "варварских" государств – Франкское королевство (лат.& Regnum Francorum) - разделилось на Западнофранкскую (давшую начало позднейшей Франции) и Восточнофранкскую (давшую начало позднейшей Германии) половины.

К тому времени западные франки, перемешавшиеся с романизированным населением завоеванной ими прежней римской Галлии, окончательно забыли свой "простонародный" германский язык, а восточные франки, продолжавшие жить на своих коренных германских землях (в Германии и по сей день существует историческая область, называющаяся по-русски "Франкония", а по-немецки – просто "Франкен", то есть буквально "франки"), наоборот, сохранили свой язык "тиотиск" (tiotisk). Но его название теперь уже произносилось как "тейч" или "тойч" (teutsch), из чего, в свою очередь, произошло современное название немецкого языка - или "дойч" (deutsch), или, как чаще пишут по-русски, "дейч". Так слово, означавшее "простонародный", стало этнонимом, то есть обозначением германоязычной немецкой нации.

Однако средневековые книжники-латинисты, в соответствии со столь распространенной в те времена "фантастической этимологией", то есть исключительно по созвучию, возвели слово "тойч" = teutsch ("немецкий") к не совсем ясным по своему происхождению, но прославившимся в войнах с великим Римом и тем самым сделавших родство с ними лестным для любого народа "тевтонам" (по-немецки это слово звучит как Teutonen = "тейтонен" или "тойтонен"), и сделали, в соответствии со вкусами своего времени, овеянное славой древних веков слово "тевтон" синонимом слова "немец" (по аналогии с тем, как французов стали, на древнеримский манер, именовать "галлами", англичан - "бриттами", шведов - "готами", западнославянское племя вендов - "вандалами", русских – "скифами" или, того хлеще, "тавроскифами", а поляков даже "сарматами"). Поэтому Немецкий Орден ("Тейчер Орден"=Teutscher Orden, а позднее "Дейчер Орден"=Deutscher Orden) стал, в переводе на латынь, именоваться "Ордо Тейтоникорум" (Ordo Teutonicоrum или Ordo Theutonicorum).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Тевтонский Орден. История и Наследие.
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 53
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru