'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

ИОАННИТЫ НА РОДОСЕ


ОБ ОСНОВАНИИ НОВОЙ ОРДЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ НА РОДОСЕ

 

Заручившись поддержкой короля французского Филиппа Красивого, короля Английского, папы римского, короля неаполитанского Карла II и Генуэзской республики, Великий магистр иоаннитов Фульк де Вилларе 27 мая 1306 г. высадился с войском, состоявшим из 35 орденских рыцарей и 500 пеших воинов, на Родосе, имевшим две первоклассные гавани – Мандракий (Порто ди Мандраччо) - в северной части острова - и Порто Мерконтильо – в южной - и захватил две важнейшие в стратегическом отношении крепости острова – Фараклос и Филеримос. Иоаннитам пришлось преодолевать местами достаточно ожесточенное сопротивление сторонников Льва Гавалы, навербовавшего в свои отряды греков, турок и сарацин. Завоевание острова завершилось в 1309 г. взятием города Родос. Мало помалу в руки иоаннитов попали и другие острова Додеканесского архипелага. С тех пор рыцари стали именоваться не только "госпитальерами" и "иоаннитами", но и "родосцами" ("рыцарями Родоса", как до этого – "рыцарями Кипра"), а Великий Магистр их Ордена – Сувереном Родоса. Лишь три острова Додеканесского архипелага не вошли в число орденских владений. Это были острова Карпафос и Кассос, которыми владело семейство венецианских патрициев Корнаро, и остров Астипалея, находившееся во владении фамилии Квирини из Наксосского герцогства.

 

В течение первого десятилетия после завоевания Родоса иоаннитами жизнь на острове была неспокойной. Не говоря уже о том, что приспособление к нравам и обычаям местного греческого населения оказалось для латинских рыцарей нелегким делом, положение дополнительно осложнялось постоянными морскими нападениями турок, сразу же осознавших, какими опасностями им грозит существование военного рыцарского Ордена, можно сказать, у них под самым боком. Однако, несмотря на прилагаемые турками огромные усилия, им так и не удалось захватить остров и выбить с него воинственных рыцарей-монахов. Но гораздо большим потрясением для Ордена, чем волнения среди родосских греков или турецкие нападения, стал мятеж рыцарей, взбунтовавшихся против своего же Великого Магистра Фулька де Вилларе, настроившего против себя членов Ордена своим образом жизни, подобавшим скорее не монаху, а светскому государю, и своим деспотизмом (он пытался править самодержавно, не советуясь с Генеральным Капитулом Ордена). Мятежники объявили о смещении Фулька де Вилларе, провозгласив вместо него Великим Магистром своего предводителя – Мориса де Паньяка. Фульку де Вилларе удалось избежать ареста. Он бежал из дворца и укрылся в крепости Линдос. Для прекращения внутриорденской распри потребовалось вмешательство папы. Оба Великих Магистра – как "законный", так и "незаконный" - были освобождены от занимаемой должности. Новым главой Ордена Святого Иоанна был в 1319 г. назначен Гелион де Вильнев.

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО НА РОДОСЕ

 

1.Об орденских классах  (сословиях) и о национальном составе Ордена Святого Иоанна

 

Наиболее характерной особенностью организационной структуры Ордена Святого Иоанна в период его пребывания на о. Родос было строго иерархическое разделение членов Ордена на классы (сословия), подвергавшееся постоянному и неусыпному контролю. Члены Ордена подразделялись на три класса: рыцарей, клириков и сержантов. Эта троичная структура соответствовала средневековой сословной структуре западноевропейского общества, подразделявшегося на дворянство, духовенство и простонародье. Скорее всего, корни этой классовой структуры восходят к XII в., когда Великий Магистр госпитальеров Раймунд дю Пюи начал преобразовывать прежний, чисто монашеский Орден странноприимцев в духовно-рыцарский военный Орден.

 

Рыцари (milites, буквально "воины") должны были иметь благородное (дворянское) происхождение. Именно они являлись основными носителями власти в Ордене в описываемый период. Члены Ордена, относившиеся к другим классам, могли достигать высоких должностей лишь в исключительных случаях. Как правило, все важнейшие административные и военные должности – например, должности Великого Магистра, глав орденских "языков" ("лангов" или "наций") или приоров, могли заниматься лишь рыцарями.

 

Клирики (сapellani) могли не иметь благородного происхождения, но их родители должны были обладать личной свободой (то есть не быть "рабами", или "крепостными"). Обязанности клириков ограничивались совершением церковных треб. Класс орденских клириков, в свою очередь, подразделялся на три ранга, или степени: простых клириков, капелланов (капелянов) и приоров (этих приоров не следует путать с приорами – главами орденских территориально-административных единиц - приорств, приорий или приоратов). Простые клирики прислуживали во время богослужения. В каждом командорстве (комменде) Ордена имелся свой капеллан. Немало капелланов постоянно пребывало в резиденции Орденского руководства в г. Родос. Другие капелланы сопровождали орденский флот или сухопутные войска Ордена в период военных действий. Достичь высшей духовной должности приора клирик мог только в возрасте 26 лет, прослужив не менее года. Каждое духовное приорство (приорат, приория) имело своего собственного приора, которому подчинялись все капелланы соответствующего региона. Самой почетной должностью для членов Ордена этого класса являлась должность приора Церкви Святого Иоанна в Колахии. Приору этого храма подчинялись все капелланы острова Родос. Его ранг считался весьма высоким не только среди орденского духовенства, но и в рамках всей орденской иерархии.

 

Сержанты, сервиенты, сервандармы или оруженосцы (servientes armorum, servienti d armi), подобно клирикам, должны были не обязательно иметь благородное происхождение, но происходить от лично свободных родителей. Они оказывали рыцарям помощь на войне, но также и в делах управления, при уходе за больными, бедными и нуждающимися. Однако они могли занимать лишь подчиненные административные и военные должности. Наряду с сержантами-оруженосцами имелись и сержанты, не участвовавшие в боях наравне с орденскими рыцарями, а использовавшиеся по гражданской части (servienti di staggio).

 

Рыцари Родоса являлись интернациональным по составу Орденом, члены которого происходили из разных стран Европы. В рамках этого многонационального, но подчинявшегося единому централизованному руководству Ордена между отдельными национальными группами существовали четкие различия. Употреблявшийся для обозначения этих групп термин "язык", или "ланг" (от латинского "lingua"), вполне соответствует современному понятию "нации" или "национальности". Когда Орден Святого Иоанна обосновался на Родосе, он состоял из 7 "языков". Последовательность, в которой эти "языки" всегда перечислялись, соответствовала их "орденскому стажу". На первом месте всегда стоял древнейший "язык" Ордена – Прованс (откуда, по наиболее распространенной версии, происходил сам основатель Ордена – Жерар), затем шли Овернь, Франция, Италия, Арагон (этот "язык" включал в свой состав всех "рыцарей Родоса" с Иберийского полуострова), Англия и Германия (Аллемания). На заседании орденского Генерального Капитула, созванного в 1461 г. на Родосе Великим Магистром П. Р. Закостой, было принято решение о разделении Арагонского "языка" на две части. Одна его часть сохранила прежнее название и прежнее место в иерархии, то есть, последовательности перечисления орденских "языков", в то время, как вторая часть стала именоваться "языком Кастилии" и упоминаться на 8-м месте, после "языка Германии".

 

"Язык" Прованса включал в свой состав 2 Великих Приорства – Сен-Жилльское (54 комменды) и Тулузское (35 комменд) и отдельный Маносский бальяж.

 

"Язык" Оверни включал в себя Великое Приорство Овернское (40 кавалерских, или рыцарских, комменд, и 8 сержантских комменд), и отдельный Лионский бальяж.

 

"Язык" Франции включал в себя 3 Великих Приорства - Французское (45 комменд), Аквитанское (65 комменд) и Шампанское (24 комменды) и два бальяжа, во главе которых стояли капитулярный бальи Мореи (он же – глава комменды при храме Святого Иоанна Латеранского в Париже) и Великий казначей (глава комменды Святого Иоанна Корбейльского).

 

"Язык" Италии включал в себя Великое Приорство Римское (19 комменд) и 6 приорств - Ломбардское (45 комменд), Венецианское (27 комменд), Барлеттское (25 комменд), Капуанское (25 комменд), Мессинское (12 комменд) и Пизанское (12 комменд), а также отдельные бальяжи Святой Евфимии, Святого Стефана, Роселлы, Иоанна Неаполитанского, Святой Троицы Венозской, Кремонский и особый бальяж родовой комменды (командорства) Святого Себастиана (учрежденный папой Урбаном VII).

 

"Язык" Арагона включал в свой состав 3 Великих Приорства – Арагонское (29 комменд), Каталонское (28 комменд) и Наваррское (27 комменд), 2 отдельных бальяжа – Майоркский и Капский, а также особый бальяж Негропонтский (находившийся род совместным управлением "языков" Арагона и Кастилии).

 

"Язык" Германии включал в свой состав 5 Великих Приорств – Германское, Богемское, Венгерское, Датское и Польское – и 2 бальяжа – Бранденбургский и Святого Иосифа в Далмации (всего 67 комменд).

 

"Язык" Кастилии состоял из 2 Великих Приорств – Кастильского (27 комменд) и Португальского (31 комменда) и 5 бальяжей – Акрский, Лангонско-Лезский, Нововиланский, Лорский и Святого Гроба Господня в Тори.

 

"Язык" Англии включал себя (в период пребывания иоаннитов на Родосе) объединенный бальяж трех достоинств Великого Приора Английского, бальи Эгльского и бальи Армянского. Позднее он был преобразован в Англо-баварский язык (с включением в свой состав Великого Приорства Баварии).

 

Каждый "язык" содержал на Родосе свою собственную казарму-общежитие ("оберж"), где проживали члены данного "языка" и размещались высокие гости из Западной Европы, останавливавшиеся на Родосе в ходе своих миссий или путешествий.

 

Глава каждого языка именовался "пилье", или "пильер" (pillerius, буквально: "столп", "опора") и относился к числу высших должностных лиц Ордена. Каждый из этих "пильеров" не только возглавлял тот или иной "язык", но и занимал одну из высших орденских государственных должностей. Не менее 4 из восьми "пильеров" обязаны были постоянно пребывать на о. Родос. Никто из них не имел права удаляться из орденской резиденции без специального разрешения Совета Ордена. На время отсутствия одного из "пильеров" на Родосе тот "язык", к которому он принадлежал, назначал ему заместителя из числа своих членов.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ИОАННИТЫ НА РОДОСЕ"

Название статьи:ИОАННИТЫ НА РОДОСЕ
Автор(ы) статьи:В.В. Акунов
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  "Рейтар" №7 (4/2004) и №8 (5/2004), В.В. Акунов "Божии дворяне. Очерки орденской традиции в Христианстве" СПб, 2006
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru