Портрет прусского иоаннита в контексте эпохи


       С началом германского отступления зимой 1943 г. на Запад потянулись с семьями и тысячи казаков, спасавшихся от неизбежных репрессий НКВД. И только тут (хотя благоприятный момент был давно упущен!) германское руководство решилось, наконец, дать "добро" на формирование конной казачьей дивизии.

       В марте 1943 г. в Милау (Млаве) из многочисленных, но сравнительно небольших по составу казачьих подразделений, приданных германским военным частям (казачьих полков фон Рентельна, фон Юнгшульца, фон Безелагера – между прочим, рыцаря католического Мальтийского Ордена!, Ярослава Котулинского, Ивана Кононова, 1-го Синегорского Атаманского и проч.), была сформирована 1-я Казачья Кавалерийская дивизия – первое крупное "белоказачье" соединение во II мировой войне. Возглавил эту дивизию (послужившую ядром будущего XV Казачьего Кавалерийского Корпуса) прусский иоаннит Гельмут фон Паннвиц, произведенный в июне 1943 г. в генерал-майоры вермахта.

       Казаки рвались на Восточный фронт – у каждого были свои счеты с большевиками. Однако осенью 1943 г. казачья дивизия была переброшена в Хорватию для борьбы с титовскими партизанами. Казаки фон Паннвица в течение всего лишь 4 месяцев успешно справились с поставленной задачей – и это в центре Балкан, вечной "пороховой бочки Европы" (где даже в наши дни всевозможные "миротворцы" не могли остановить кровопролитие в течение целого десятилетия!).

       В январе 1945 г. повышенный в звании до генерал-лейтенанта германского вермахта Гельмут фон Паннвиц был единогласно избран Всеказачьим Кругом в Вировитице "Верховным Походным Атаманом всех Казачьих войск". Он воспринял свое избрание как огромную ответственность и высочайшую честь. Ибо знал, что с 1835 г. звание Верховного Атамана Казачьих Войск носил Наследник Российского Императорского Престола (и Святой Мученик Царевич Алексий был, таким образом, непосредственным Предшественником на этом посту Гельмута фон Паннвица – которому вскоре и самому суждено было претерпеть мученическую кончину от тех же самых рук).

       Факт избрания германского генерала Всеказачьим Атаманом говорил о высочайшем доверии казаков к своему командиру, неустанно заботившемуся о своих казаках и о сохранении казачьих традиций, начиная с восстановления исторических атрибутов казачества – папах, кубанок и лампасов, и кончая казачьим фольклором. Будучи избран Советом стариков почетным казаком Донского, Кубанского, Терского и Сибирского казачьих войск, он сам предпочитал носить казачью форму и на молебнах первым преклонял колена перед корпусной иконой Божией Матери Казанской.

       "Батька Паннвиц" уделял огромное внимание духовному окормлению своих казаков, многие из которых, особенно молодые, выросли в советской атмосфере "безбожных пятилеток", и тем не менее, вернулись в лоно святоотеческого Православия. Здесь следует упомянуть, что и в суровую пору военной страды он заботился не только о казаках корпуса, но и о будущем казачества. Так, по его инициативе при корпусе была создана Школа юных казаков (на правах юнкерского училища), в первую очередь для осиротевших казачат. Сам генерал усыновил "сына полка", юного казака Бориса Набокова, определив его в эту школу.

       С 1 февраля 1945 г. "батька Паннвиц" имел под командованием находившийся в стадии формирования XV Казачий Кавалерийский Корпус (в составе двух казачьих кавалерийских дивизий и одной пластунской бригады). Казаки фон Паннвица отлично зарекомендовали себя в боях не только с красными партизанами Тито, но и с болгарскими войсками (к концу войны повернувшими штыки против своих прежних германских союзников) и частями Красной армии. К концу войны Корпус "батьки Паннвица" численностью более 20 00 штыков и сабель занимал позиции на южном берегу р. Дравы. Фон Паннвиц понимал, какая судьба уготована его казакам в случае захвата их советскими войсками, и решил пробиваться в Каринтию – часть Австрии, входившую в британскую оккупационную зону.

       9 мая 1945 г. казачьи части вошли в Каринтии в соприкосновение с британской 11-й танковой дивизией. Два дня спустя "батька Паннвиц" в последний раз, уже в присутствии британских офицеров, принял парад Донского казачьего полка, после чего казаки сложили оружие, поверив честному слову британских "джентльменов" ни при каких условиях не выдавать их большевицким палачам. В последующие дни фон Паннвиц посещал один казачий лагерь за другим в целях моральной поддержки своих казаков и защиты их интересов перед британскими военными властями. 24 мая от англичан было получено повторное торжественное заверение, что никто из казаков выдан красным не будет.

       Между тем, еще 23 мая между британцами и большевиками была достигнута договоренность о "репатриации" казаков...

       После насильственной изоляции и выдачи казачьих генералов и офицеров в Шпиттале английские солдаты 27 мая начали окружать лагерь за лагерем, вывозя казаков в Грац, где казаки с применением жесточайшего насилия передавались в лапы большевиков. Одновременно под Лиенцем в Южном Тироле были выданы большевикам около 20 000 казаков резервных частей (т.н. Казачьего Стана) и почти столько же гражданских лиц, бежавших в Тироль из мест своего поселения в Северной Италии. Разыгрывавшиеся при этом душераздирающие сцены, включая массовые самоубийства целых казачьих семей, не желавших возвращаться в большевицкий "рай" уже многократно описаны. Британской армии никогда не смыть со своего мундира этого позорного пятна!

       Всех их принял суглинок Лиенца,
       Под покровом могильной доски.
       И с тоскою сжимается сердце:
       "Где вы, братья мои, казаки?"

       Вячеслав Спицин. "Лиенц".

       Генерал фон Паннвиц, как германский гражданин, выдаче большевикам не подлежал. Британцы предложили ему укрыться в своем лагере для германских военнопленных – хотя и не подумали предоставить такого выбора другим казачьим генералам, офицерам и казакам, также никогда не являвшимся советскими гражданами (а генерал Шкуро, как кавалер высшего британского военного Ордена Бани, даже являлся пэром Британской Империи!). Как бы то ни было, "батька Паннвиц", как вспоминал ветеран корпуса Филипп фон Шеллер, собрал своих германских офицеров и заявил, что делил с казаками хорошее и намерен разделить с ними и плохое, остаться с ними до конца.

       В знак готовности разделить судьбу своих казаков Гельмут фон Паннвиц спорол с фуражки и мундира германских орлов со свастикой – таким он и запечатлен на последних фотографиях перед выдачей. Германским офицерам он предложил "самим промышлять о своей голове». К чести последних, они последовали примеру своего доблестного командира и отправились вместе с казаками по этапу в Сибирь, откуда живыми вернулись очень немногие -например, обер-лейтенант Дитер Клавонн, возглавивший после освебождения и репатриации созданное в немецком городе Кельне "Товарищество XV Казачьего Кавалерийского Корпуса (бывшего германского внрмахта) имени генерала Гельмута фон Паннвица, или, по-немецки: "Kameradschaft des XV. Kosaken-Kavallerie-Korps (der ehemaligen deutschen Wehrmacht) General Helmuth von Pannwitz", объединившее в своих рядах немногих уцелевших чинов Корпуса и Казачьего Стана, а также их родственников, друзей и близких.Товарищество организовало выпуск ежеквартального информационного бюллетеня "Известия Товарищества XV Казачьего Кавалерийского Корпуса (бывшего германского вермахта) имени генерала Гельмута фон Паннвица", по-немецки: "Nachrichten der Kameradschaft des XV. Kosaken-Kavallerie-Korps (der ehemaligen deutschen Wehrmacht) General Helmuth von Pannwitz" и регулярные встречи на местах выдачи белых казаков, казачек, казачьих детей, матерей и отцов  в Тироле весной 1945 г. английскими (а в Баварии - также американскими) оккупационными войсками сталинским карательным органам.

 

       "Казаки, единственная сила в России, способная к самоорганизации, подлежат истреблению".

 

       Тов. Л.Д. Троцкий, наркомвоенмор и Председатель Реввоенсовета,

       "Организатор Рабоче-Крестьянской Красной Армии и всех ее побед".

 

       "Батька Паннвиц" был доставлен в Москву, где Военная Коллегия Верховного Суда СССР признала его и пятерых генералов – атаманов Казачьего Стана (П.Н. Краснова, Андрея Шкуро, Султан Клыч-Гирея, Семена Краснова и Тимофея Ивановича Доманова) виновными в шпионаже, контрреволюционно-белогвардейской и диверсионно-террористической деятельности против Советского Союза, приговорив к смертной казни через повешение. Приговор неправедного суда был приведен в исполнение 16 января 1947 г.

       "Черт побери! Да есть ли что на свете, чего бы побоялся козак?"

 

        Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба".

        (Редакция "Миргорода").

                             
       Так оборвалась жизнь последнего Походного атамана всех казачьих войск, почетного кубанского, терского, донского и сибирского казака, храброго офицера и стойкого антикоммуниста. Всю свою жизнь он был верен древнему девизу рыцарей-иоаннитов, засвидетельствованному средневековым хронистом: "Когда же настанет наш час, умрем, как подобает рыцарям, ради братии нашей, дабы не было порухи нашей чести". Что, кстати, полностью соответствует повторенному командором Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского генералиссимусом Суворовым казачьему правилу: "Сам погибай, а товарища выручай!" и завету доблестного князя Святослава Игоревича: "Мертвые сраму не имут!".

       Благодаря редкостным свойствам характера Гельмут фон Паннвиц завоевал сердца своих станичников, сохранив им верность до гроба. "Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Подружившись с казаками-пограничниками в самом начале своей жизни, он принес себя в жертву германо-казацкому братству по оружию, запечатлев его навечно ценой собственной жизни. И никакие "реабилитации" не нужны тому, чье доброе имя осталось навеки незапятнанным, кто прожил свою жизнь, как рыцарь без страха и упрека. А суд...Что ж, два тысячелетия тому назад к позорной смерти ("проклят всяк повешенный на древе") приговорили и Христа!

 

      НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

      К нашему великому сожалению, досточтимый Приор Русского Ордена Святого Иоанна, наш возлюбленный собрат Владимир Александрович Захаров, счел возможным вкелючить обширные фрагменты данной исторической миниатюры, вышедшей из-под нашего пера, в свой двухтомник "Мальтийский Орден. История и современность", а также в свою "Историю Мальтийского Ордена в России", причем безо всяких ссылок на подлинного автора - В.В. Акунова - и даже без упоминания его имени!

 

     Мы, грешные, смолчали, решив проявить христианское смирение и кротость, тем более по отношению к нашему собрату и начальнику по Ордену.

 

     Но вот в 2009 г. в петербургском издательстве "Алетейя" вышла в свет книга В.А. Захарова и В.Н. Чибисова "Орден госпитальеров". Уважаемые авторы сочли возможным включить в свою книгу - почти полностью! - текст работы В.В. Акунова "Краткий очерк истории государств крестоносцев в Святой Земле", первый вариант которой был опубликован (под нразванием "История крестоносных государств в Святой Земле") на страницах №9 (6/2004), №10 (7/2004), № 11 (8/2004), №12 (9/2004), №13 (1/2005) и № 14 (2/2005) московского военно-исторического журнала "Рейтар", а второй (расширенный и переработанный) вариант (под названием "Краткий очерк истории государств крестоносцев в Святой Земле") - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве" (СПб, 2006), а также - практически полностью! - текст работы Вольфганга Акунова "Рыцари Родоса", первый вариант которой был опубликован в №7 (4/2004) и № 8 (5/2004) журнала "Рейтар", а второй (расширенный и значительно переработанный) - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве" (СПб, 2006). Включив текст работ В.В. Акунова в свою книгу, В.А. Захаров и В.Н. Чибисов не только не дали никавких ссылок на подлинного автора - В.В. Акунова -, но даже не упомянули его имени (что за нашим уважаемым Приором и собратом по Ордену Святого Иоанна к.и.н. В.А. Захаровым, к сожалению, водилось и раньше). Ну, ударь раз, ударь два, но нельзя же до бесчувствия!

 

     Мы, грешные,естественно, далеки от мысли судиться с собратом по Ордену из-за авторских прав, испытывая вполне естественное чувство жалости и сострадания к слабости человеческой натуры. Но и молчать больше не намерены. Поэтому ограничимся краткой констатацией:

 

     "Не по-рыцарски это, господа!"

 

     Здесь конец и Богу нашему слава!

 

 

       <!--#include virtual="/cgi-bin/includes.pl?type=text_footer&topic=05&author=valpoorgy" -->


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Портрет прусского иоаннита в контексте эпохи
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru