"БОГ ВОЙНЫ" БАРОН Р.Ф. ФОН УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГ И АЗИАТСКАЯ КОННАЯ ДИВИЗИЯ

Приказом помощника командующего войсками Приамурского военного округа №388 от 1 ноября 1919 г. при бригаде был сформирован Азиатский конно-артиллерийский дивизион.

На основании приказа главнокомандующего всеми вооруженными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа №131 от 5 февраля 1920 г. приказом по Азиатской конной дивизии №1 от 7 февраля 1920 г. Азиатская конная бригада была переименована в Азиатскую конную дивизию. В ее состав вошли две бригады: 1-ая: 1-ый и 2-ой Татарские конные полки, Монгольский конный дивизион; 2-ая: 1-ый и 2-ой Бурятские и Монголо-Бурятский конные полки, Азиатский конный артдивизион. В состав 2-ой бригады вошла отдельная Бурятская конная бригада (формировалась на основании приказа войскам Забайкальского военного округа №109 от 6 декабря и походного атамана Дальневосточных казачьих войск №77 от 22 декабря 1919 г.).

Приказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской восточной окраины №231 от 16 марта 1920 г. дивизия подчинялась непосредственно Главнокомандующему, а с 21 мая 1920 г. - командующему Дальневосточной армией (приказ его же №467 от 23 июня 1920 г.).

Приказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины №67/А от 7 августа 1920 г. дивизия была переформирована в партизанский отряд.

В августе 1920 г. отряд самовольно ушел к границам Монголии в район г. Акша, в начале сентября вступил в центральную зону и приказом войскам Дальневосточной армии №463 от 29 сентября 1920 г. был исключен из состава армии. После перехода на территорию Монголии отряд вновь стал именоваться Азиатской конной дивизией.

Барону Унгерну подчинялись и другие русские отряды в Монголии: полковника Н.Н. Казагранди, атамана Енисейского казачьего войска И.Г. Казанцева и есаула А.П. Кайгородова.

Командир бригады, дивизии, корпуса: генерал-майор фон Унгерн-Штернберг Роман Федорович. Начальник штаба: подполковник Акцинов Владимир (1919 г.), Генерального штаба полковник Жуковский Евгений, полковник Островский.

Командир бригады: генерал-майор Б.И. Резухин. Командиры полков: полковник В.И. Шайдицкий, войсковой старшина Циркулинский, полковник Лихачев, войсковой старшина Марков, ротмистр Забиякин, полковник Парыгин, полковник Хоботов, Ачаиров. Командиры батарей: капитан Дмитриев, капитан Попов, начальник обоза В.К. Рерих /23/, комендант Урги: полковник Л. Сипайло (Сипайлов)/24/.

5.Вооружение и снабжение Азиатской конной дивизии

В 1920 г. в дивизии насчитывалось до 4000 русских и до 2000 азиатов, в июне 1921 г. - 3500 сабель. Вооружение, имевшееся в дивизии, было самое разнообразное, что объяснялось условиями Гражданской войны (прежде всего - отсутствием каких-либо централизованных поставок). К тому же его старались максимально приспособить к местным условиям )это касается, прежде всего, артиллерии). По данным Л. Юзефовича, на момент выступления дивизии в последний поход на Забайкалье, в ней насчитывалось порядка 20 пулеметов и 8 орудий. В приказах по дивизии упоминаются 6 горных пушек образца 1877 г., полученные весной 1919 г. с Читинского артиллерийского склада./25/ По свидетельству самого Унгерна, при взятии Урги было захвачено у китайцев 12 орудий, 14 пулеметов и большое число боеприпасов./25/ Согласно документам, применялись и пулеметы системы Шоша, Гочкисса, а возможно, и других систем. Основным личным оружием чинов дивизии были винтовки, карабины (которых в дивизии имелось с избытком, особенно в "монгольский" период), револьверы и шашки. На вооружении унгерновцев состояли как отечественные "трехлинейки", так и японские "арисаки". Широко применялось японское холодное оружие - штыки и клинки.

Несколько слов о снабжении чинов дивизии. По словам Унгерна, жалованье он платил от случая к случаю, когда появлялись деньги. В качестве пищевого довольствия каждому всаднику выдавался т.н. "чингисхановский паек" - более полутора килограммов мяса в сутки. Монголам выдавалось по три барана в месяц на человека и котелок муки на два дня. В месяц для снабжения дивизии требовалось около 2000 быков. Как писал один из современников того периода, скрывшийся под псевдонимом "Даурец" (кстати, недоброжелатель Унгерна):

"Будьте покойны: у барона люди не будут голодны и раздеты, вы такими их не увидите" /27/

5. Знамя Азиатской конной дивизии

В своей книге о бароне Унгерне "Самодержец пустыни" Леонид Юзефович утверждает (впрочем, как всегда, без ссылок на конкретный источник), что на знамени дивизии было золотом выткано "Михаил II". Похожее знамя хранится в Обществе русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско (США). Оно изготовлено из желтого шелка (атласа), обшито по краям белой и черной монгольской материей, с нанесенными черным и красным цветом изображениями. На лицевой стороне знамени - надпись славянскими буквами "С НАМИ БОГЪ" над ликом Спаса Нерукотворного. На оборотной стороне знамени - вензель "М II" под Короной Российско Империи с двумя 12-лучевыми звездами по бокам, а под вензелем - дата: "1921" /28/.

6.Обмундирование и знаки различия

Барон Унгерн придавал большое значение внешней атрибутике своих войск. Многие проекты формы одежды чинов дивизии были разработаны им лично. Но, поскольку документов Азиатской конной дивизии сохранилось весьма немного, полного представления о форме его дивизии составить практически невозможно. Поэтому попытаемся, на основе немногочисленных сохранившихся документов и свидетельств очевидцев, реконструировать отдельные элементы формы унгерновцев и знаков различия чинов Азиатской конной дивизии.

Еще в Даурии барон Унгерн носил круглую монгольскую шапочку и красно-вишневый шелковый монгольский халат, золотые погоны (с шифровкой "А С" - "Атаман Семенов"), с целью на далеком расстоянии быть видным войску.

Несмотря на то, что в условиях Гражданской войны строго соблюдать форму одежды было очень трудно, барон Унгерн и Атаман Г.М. Семенов неуклонно стремились этого добиться. В подтверждение приведем приказ по 3-му Конному Хамарскому полку №12 от 12 января 1919 г. за подписью командира полка войскового старшины Чупрова:

"Объявляю при сем приказание по Восточно-Сибирской армии от 12-го декабря м(инувшего) г(ода) за №12 для исполнения, временно, за неимением в продаже галуна, разрешается носить погоны защитного цвета, но при первом же случае гг. офицеры обязаны озаботиться приобрести галунные погоны". Подлинный подписал Начальник гарнизона Полковник Унгерн-Штернберг" /29/.

Документально подтверждается введение погон для нестроевых чинов дивизии 22 января 1920 г. приказом по дивизии №25 для чинов интендантства (красное поле), ветеринарного лазарета (синее поле) и мастерских (фиолетовое поле). В том же приказе предписывалось: №...озаботиться изготовлением погон и трафаретов в кратчайший срок, а начальникам команд по получении из мастерских - немедленно нашить таковые на шинели, мундиры и рубахи" /30/.

На следующий день приказом №26 были утверждены погоны для фельдшеров, санитаров и других медицинских нижних чинов - синее поле с красным крестом./31/. Литера "Д" на погонах обозначает, скорее всего, Даурию - военный городок, где в описываемый период базировались части дивизии Унгерна. Цвет шифровки и литер в приказе не указывается, но можно предположить, что они были желтые. Перед выступлением на территорию России барон в своем знаменитом приказе №15 ввел пункт, предписывающий всем нестроевым чинам носить погоны поперек плеча. Но приказ этот вызвал такую бурю негодования, что Унгерн был вынужден его отменить. /32/.

В награду за осовбождение Монголии от красных китайцев Богдо-Гэгэн, помимо титула цин-вана, присвоил Унгерну и наивысший, доступный лишь Чингисидам (потокам Чингисхана по крови), ханский титул со званием "Возродивший Государство Великий Батор (Богатырь) Главнокомандующий". Титул давал барону право на те же символы власти, что и у ханов - правителей четырех аймаков (областей) Халхи (Внутренней Монголии)- желтый шелковый (атласный) халат ("дэли" или "курма") и желтые сапоги, конские поводья того же священного желтого цвета, зеленые носилки-паланкин и трехочковое павлинье перо ("отго") на шапке. Как и свой прежний вишневый, барон преобразил дарованный ему Богдо-Гэгэном ханский желтый халат в полу-русский, полу-восточный мундир и носил его с генеральскими погонами, портупеей, поясным ремнем и орденом Святого Георгия Победоносца.

Малоизвестной страницей истории Азиатской конной дивизии является создание отряда Чидорга Батора (монгольское почетное звание, примерно эквивалентное русскому чину генерал-майора) Пог Чжибхоланга (такую фамилию получил перешедший в монгольское подданство генерал-майор Левицкий /33/), сформированного в августе 1919 г. /34/. В этот отряд вошли 2-ой Даурский и 3-ий Хамарский полки (переименованные, соответственно, в Даурский и Хасмарский - без номеров). 31 агуста 1919 г. в приказе по отряду за №15 был утвержден образец погон для чинов конных полков: "...поле погона желтое, просвет и кант - фиолетовые, пуговица и знак Чингисхана белого металла" /35/. Причем командир отряда требовал неукоснительного исполнения правила ношения знака различия. А приказе №13 он пишет: "мною замечено, что многие гг. офицеры вверенного мне отряда носят неформенные погоны. Напоминаю, погон должен быть желтым с фиолетовым просветом" /36/. В приказе №243 Хамарскому конному полку от 5 сентября 1919 г. указывалось: "Всем гг. офицерам озаботиться изготовлением погон для себя и всадников, по форме указанной в приказе по полку №246 (в этом приказе объявлялся цитированный выше приказ по отряду)" /37/.

Возникает вопрос, что же именно подразумевалось в приказе под "знаком Чингисхана"? Мы рискнули предположить, что это - один из древнейших символов человечества, свастика (по-монгольски: "суувастик"). Наше предположение косвенно подтверждает и цитированный выше Ф. Оссендовский (хотя этот источник весьма субъективен). Описывая свою встречу с Богдо-Гэгэном, он дважды упоминает об имевшемся у Живого Будды золотом кольце, принадлежавшем в свое время Чингисхану и внуку Чингисхана - Хубилайхану (Кублахану)-, с "великолепным рубином, вправленным в свастику" /38/. Известно, что свастика украшала погоны чинов бурятского конного полка им. Доржи Банзарова в Вооруженных силах Российской Восточной Окраины, подчиненных Атаману Семенову. Цирики (солдаты) личной гвардии Богдо-Гэгэна были обмундированы в красные терлики ("тарлыки", т.е. обшитые материей полушубки) и носили желтые нарукавные повязки с черной свастикой"/39/.

Пошитая в Урге форма унгерновцев состояла из темно-синих монгольских терликов вместо шинелей, фуражек с шелковым верхом и башлыков за плечами (изнутри также шелковых). Башлыки, как и донца (или, по другим данным, околыши) фуражек, различались цветом. У Татарской сотни они были зеленые, у тибетцев - желтые, у штаба - алые. Шифровки на погонах были белого металла. На погонах отдельного дивизиона, в котором служили пленные китайские солдаты, захваченные в боях на Калганском тракте, были нанесены эмблемы, в которых сочетались изображения двуглавого орла и дракона. Из предметов восточной одежды, использовавшихся в Азиатской конной дивизии, можно отметить следующие (упоминаемые в списках имущества): ичиги (обувь из цветного сафьяна); китайские и японские куртки и шаровары - как летние, так и зимние, ватные; японские суконные рукавицы; меховые чулки; монгольские тужурки. Носили в дивизии и предметы русской военной формы - рубахи (гимнастерки), мундиры, фуражки с русскими (Царскими) кокардами, яловые и хромовые сапоги и др.

Источники и литература:

Акунов В.В., Кузнецов Н.А. Белый бог войны: барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг и Азиатская конная дивизия.// Доброволецъ №2 - 2003.

Блинов М.Ю. Знамя барона Унгерна // Вестник общества русских ветеранов Великой войны. 2000. №275

Врангель П.Н. Воспоминания. М, 1992.

Генон Р. Белый бог войны барон Унгерн. М., 1991.

Кривель А. Степной деспот.// Россия, №14 (73), 4-7 апреля 1993 г.

Кручинин А.С. "Монгольский поход" барона Унгерна: к вопросу о подлинных целях и путях их реализации". // Вестник молодых ученых. 2002 №3. Серия: Исторические науки 2002, №1.

Макеев А.С. Бог Войны - Барон Унгерн. Шанхай, 1934.

Оссендовский Ф. И звери, и люди, и боги. М., 1994.

Першин Д.П.Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак. Самара, 1999.

Атаман Г.М. Семенов. О себе. М., 1999, с. 119.

Хейдок А.П. Огонь у порога. Магнитогорск, 1994.

Хорошилова О. Войсковые партизаны Великой войны. СПб, 2002 г.

Юзефович Л. Самодержец пустыни. М., 1993.

Alojshin D. Asian Odissey. London, 1940.

Мichаlowski W.St. Testament Barona. Warszawa, 1977.

Примечания:

/1/Прибалтийский гербовник. Собрания гербов Рыцарства Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Эзеля. Табл. 122.1.Стокгольм, 1882.

/2/Поведение продолжает ухудшаться. Источник 2001 №4, с. 69.

/3/Один из них, старший лейтенант барон Павел Леонгардович фон Унгерн-Штернберг, участник Цусимского сражения, скончался в эмиграции в 1918 г. (Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920.2000 гг. М.:Феодосия 2001, с. 138).

/4/Народы Туркестана именовали Русского Царя аналогично - "Ак-Падишах", что в переводе означает "Белый Царь".

/5/Впоследствии Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг стал абсолютным трезвенником.

/6/Хорошилова О. Войсковые партизаны Великой войны. СПб, 2002 г., с. 78.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:"БОГ ВОЙНЫ" БАРОН Р.Ф. ФОН УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГ И АЗИАТСКАЯ КОННАЯ ДИВИЗИЯ
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru