Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Облачение членов Тевтонского ордена

 
   

Впоследствии Император Фридрих II Гогенштауфен, король Германии, Сицилии и Иерусалима и владыка "Священной Римской Империи", даровал Верховным магистрам "тевтонов" сан князя "Священной Римской Империи" и в знак этого – геральдическую эмблему черного одноглавого римско-германского имперского орла на золотом щите "варяжской" ("норманнской") формы, помещенного в центр прямого черного латинского креста на белом поле в гербе Верховного магистра "тевтонов".

Первоначально (по крайней мере, в период пребывания Тевтонского ордена в Святой земле) черный орел на гербе Верховного магистра не был увенчан короной (как в более поздние времена - например, на Большой и Малой хоругвях Гохмейстера "тевтонов", захваченных поляками в битве под Танненбергом (по-польски: Грюнвальдом, по-литовски: Жальгирисом) 15 июля 1410 г.).

Членам Тевтонского ордена, приносившим при вступлении в орден Девы Марии обет нестяжания (бедности) было строго запрещено украшать свои одежды, вооружение, обувь, пояса и конскую сбрую драгоценными металлами и каменьями. Единственным исключением в этом плане была священная церковная утварь (при изготовлении которой дозволялось использовать драгоценные металлы, эмали и каменья), а также герб Верховного магистра, изображавшийся на его "конвентуальном" и военном кафтане, плаще и знамени (а с введением кованых доспехов - также на его стальном нагруднике)с использованием золота и серебра.

Кроме того, Верховный магистр Тевтонского ордена носил должностной перстень, полученный, по преданию, в I половине XIII века от (анти)папы римского Гонория III, приравнявшего главу ордена Девы Марии "по чести" к епископу римско-католической церкви, драгоценный "епископский" перстень - массивное литое золотое кольцо с большим кроваво-красным рубином неправильной формы, обрамленным по бокам двумя алмазами (см. илл.). Наместник Верховного магистра "тевтонов" в Ливонии - лифляндский магистр (ландмейстер) носил сходное кольцо, но не с рубином, а с голубым сапфиром.

 

Впоследствии, особенно в эпоху существования Тевтонского ордена под эгидой австрийских Императоров из династии Габсбургов, прежние строгие правила были забыты, золото и серебро вошли у "тевтонов" во всеобщее употребление, а Верховный магистр ордена Девы Марии, ничтоже сумняшеся, принял от австрийского Императора в дар золотой шейный гохмейстерский крест, усыпанный бриллиантами.

Как говорили древние римляне, "времена меняются и мы меняемся вместе с ними"...
     
В качестве короля Иерусалимского римско-германский Император Фридрих II Гогенштауфен позволил Верховному магистру "тевтонов" Герману фон Зальца, своему другу и верному стороннику, ввести в "должностной" гохмейстерский герб не только черного имперского орла на золотом "сердцевом щитке", но и золотой "костыльный" ("усиленный") крест Иерусалимского королевства, наложенный на черный прямой тевтонский крест на гербе Гохмейстера, а французский король-крестоносец Людовик Святой – золотые королевские лилии, увенчавшие поперечные перекладины на концах золотого иерусалимского "костыльного" креста (на протяжении последующих веков эта достаточно сложная конструкция на гербе тевтонских Гохмейстеров неоднократно упрощалась, принимая форму золотого лилиевидного, а иногда - клеверного - креста, наложенного на прямой черный крест тевтонов).

Лилия являлась символом не только Французской монархии (со времен франкского короля и "римского Императора" Карла Великого), но и Пресвятой Девы Марии - Небесной Покровительницы Тевтонского ордена, что придавало наличию золотых лилий на концах "гохмейстерского" креста дополнительный смысл.

Изображение этого гербового креста, изготовленное из золота с эмалью, Верховные магистры Тевтонского ордена, начиная с эпохи Ренессанса, начали носить на шее и напротив сердца (см. илл..). Упрощенное изображение герба Верховного магистра (щиток с черным одноглавым коронованным орлом в перекрестье золотого "костыльного" креста) украшало белую хоругвь-штандарт (по-немецки: "панир" или "баннер") Верховного магистра – в то время, как главное боевое знамя Тевтонского ордена было украшено изображением Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках и белым орденским гербовым щитком с прямым черным крестом справа от Пресвятой Богородицы. На другой стороне главного орденского знамени был изображен черноголовый Святой Маврикий в золотом венце и в рыцарских доспехах, копьем с орденским флажком, опирающийся на белый орденский щит с черным крестом.

На некоторых картинах (например, на картине, иллюстрирующей осаду язычниками-пруссами первого замка Тевтонского ордена – Фогельзанга) сохранилось изображение орденского знамени с "гохмейстерским" крестом, имевшим в сердцевине, вместо коронованного орла в щитке, образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках в сиянии золотых лучей. Но данная картина датируется 1600 годом и навряд ли является надежным историческим источником (изображенные на ней тевтонские орденские кресты на знаменах имеют анахроничную для описываемого раннего периода истории Ордена в Пруссии "лапчатую" форму, и т.д.).

До нас дошли изображения тевтонских "гохмейстерских крестов" периода, предшествовавшего коронации римско-германского Императора Фридриха II Гогенштауфена королем Иерусалимским. Это широкие черные прямые кресты (чаще всего "латинские", то есть с удлиненным нижним лучом, но иногда и "греческие", то есть равносторонние) с наложенным на них более узким золотым крестом.

Члены "правительства" Тевтонского ордена - Великий маршал, Великий казначей ("тресслер"), Великий комтур, Госпитальер ("шпиттлер")  и другие "повелители" ("гебитигеры"), равно как и члены орденского Высшего совета (Капитула) носили на своих белых одеяниях черные кресты большего размера, чем рядовые "братья-рыцари", и потому именовались "большими крестами" ("гросскрейце"). Члены орденского Совета (Конвента) в Ливонии (Лифляндии) носили белые мантии с коричневым капюшоном.
 
На решетке ризницы католического собора Святой Елизаветы в немецком городе Марбурге сохранилось вырезанное из металла раскрашенное изображение марбургского комтура Тевтонского ордена брата Куно фон Дудельдорфа, датируемое примерно 1326 г.

Тевтонский комтур изображен в сфероконическом шлеме с кольчужным подшлемником, кольчуге с длинными рукавами, кольчужной перчатке на левой руке, кольчужных чулках и башмаках с подвязанными остроконечными шпорами. В правой руке (без перчатки) опоясанный мечом комтур держит короткое копье, в левой - щит "норманнской" ("варяжской" формы) с черным "костыльным"("уширенным", или "иерусалимским") крестом на белом поле. Поверх кольчуги на нем надет белый орденский кафтан, украшенный на груди большим золотым "латинским" крестом с черной каймой. Плечи комтура защищены наплечными щитками с черным "костыльным" крестом на белом поле.

Ливонский провинциальный магистр (лифляндский ландмейстер) носил на шее знак своего сана – так называемую "цепь из мечей" (нем.: "Шверткетте", Schwertkette), то есть цепь, состоявшую из перемежающихся геральдических "испанских" белых щитков с черными крестами (герб Тевтонского ордена) и расположенных параллельно пар мечей, к которой был подвешен большой золотой медальон, изображавшей Небесную заступницу и Покровительницу рыцарей-тевтонов - Пресвятую Богородицу в царской короне, со скипетром, с Богомладенцем Иисусом на руках, на троне, подножием которому служил герб посвященного ей Тевтонского ордена – белого, с прямым черным крестом, геральдического щита "испанской" формы см. илл.).

   
 
   

 
   
 
   
 
   
 
   

Мечи шейной цепи ливонского ландмейстера служили напоминанием об уже упоминавшемся нами выше ордене меченосцев - предшественников Тевтонского ордена в деле христианизации Ливонии, рыцари которого - "энсиферы" или "гладиферы" (нем.: "швертбрюдеры", Schwertbrueder) носили на своих белых плащах, щитах, кафтанах и флажках на копьях красное изображение меча под красным же лапчатым (или уширенным) крестом.


К началу XVI века "братья-рыцари" Тевтонского ордена, судя по сохранившимся изображениям, снова начали носить под белыми плащами кафтаны и другие одеяния не белого, а черного цвета, в то время как черный орденский крест на плаще начал становиться все более вытянутым и "уширенным" (хотя вообще форма крестов на одеждах, щитах и знаменах Тевтонского ордена отличались большим разнообразием - от прямых до костыльных).

 

Реформированный в 1606 году Устав Тевтонского ордена окончательно закрепил лапчатую (с уширенными концами) форму черного орденского креста. Сохранившиеся иллюстрации к Уставу демонстрируют увеличения размеров креста членов Тевтонского ордена на белом плаще и введение металлического шейного креста на черной ленте.

 

На иллюстрациях к обновленному Уставу Тевтонского ордена середины  XVII века (конца Тридцатилетней войны) "брат-рыцарь" ордена Девы Марии представлен облаченным в черный колет и черные же штаны, заправленные в черные сапоги-ботфорты со шпорами, в коротком, до колен, белом плаще с воротником, украшенным черным лапчатым, с серебряной каймой, латинским орденским крестом напротив сердца, и с висящим на черной ленте на шее черным лапчатым латинским орденским крестом с серебряной каймой. Ношение таких нашейных крестов, изготовленных из металла, в описываемое время вошло в моду и в других рыцарских орденах (например, в ордене Святого Иоанна Иерусалимского). Если в первые века существования военно-монашеских орденов их членам строго запрещалось носить украшения из драгоценных металлов, в эпоху Ренессанса шейные кресты стали делать из серебра, а впоследствии, как мы увидим - даже из золота.

"Братья-рыцари" и "братья-священники" принявшей в годы Реформации протестантизм (в его кальвинистской форме) нидерландской ветки Тевтонского ордена (так называемого Утрехтского баллея, или бальяжа) долгое время продолжали носить на своих белых плащах и одеяниях (супервестах) под плащом не лапчатый, а большой, во всю грудь, традиционный прямой, без серебряной каймы, черный Крест Тевтонского ордена (см. илл.)

"Брат-священник" Тевтонского ордена изображен в черной "трехрогой" шапочке-боннете, черной сутане-"кукулле" и белом плаще с воротником и без рукавов с черным лапчатым латинским орденским крестом с серебряной каймой, с таким же, как и у "брата-рыцаря", висящим на черной ленте шейным черным лапчатым латинским орденским крестом с серебряной каймой. Обут "брат-священник" в черные башмаки с металлическими пряжками. Из-под рукавов черной сутаны виднеются белые кружевные манжеты-брыжжи.

Вскоре после секуляризации основной, компактно расположенной на территории Пруссии, части владений Тевтонского ордена его последним Гохмейстером Альбрехтом фон Гогенцоллерн-Ансбахом, главой Тевтонского Ордена, с титулом "Верховного магистра и (провинциального) магистра Германии" ("Дейч-унд-Гохмейстера", нем.: Deutsch-und-Hochmeister) стал назначаться один из принцев австрийской династии Габсбургов, фактически узурпировавшей (до 1806 года) титул Императора "Священной Римской Империи германской нации". Это привело к умалению духовно-монашеского начала в жизни Тевтонского ордена, что выразилось и в пренебрежении членами Ордена Девы Марии полагавшимся им по Уставу орденским облачением.

Таким мы видим Верховного магистра Тевтонского ордена эрцгерцога Максимилиана Австрийского (I половина XVII века), предводительствующего имперскими войсками, причем на его орденский сан намекает лишь гербовый крест Верховного магистра, вычеканенный на кирасе имперского полководца.

Иногда Верховный магистр Тевтонского ордена изображался на картинах данного периода в виде совершенно светского вельможи в латах, с черной орденской лентой-"кавалерией“ через плечо и "гохмейстерским“ знаком Тевтонского ордена на бедре. В иных случаях принадлежность к Тевтонскому ордену того или иного из его членов, одетого в обычный гражданский или военный костюм, выдавал лишь белый плащ с черным орденским крестом и шейный орденский крест на черной ленте (орденский плащ теперь надевали только в особых случаях - например, в дни орденских праздников или каких-либо иных торжественных церемоний -, чаще всего дело ограничивалось ношением этого металлического креста на шее или в петлице кафтана, вместе с нагрудным орденским крестом "тевтонов" или без него). Именно так появился "орден" в новом значении этого слова - как знак отличия, подчеркивавший заслуги лица, удостоенного права носить его (а не принадлежность данного лица к духовному или духовно-рыцарскому братству).

Порой, видимо, под влиянием достаточно мрачных, в общем, идей католической Контрреформации, даже Верховные магистры "тевтонов" носили одеяния целиком черного цвета, с присвоенным их званию большим "гохмейстерским“ крестом.

Если по Уставу дворянин или бюргер, вступивший в Тевтонский орден, был обязан отказаться от своего фамильного герба и пользоваться в качестве герба только черным орденским крестом на белом поле, то теперь члены ордена Девы Марии ограничивались тем, что вводили черный, с серебряной каймой, орденский крест (как в "лапчатой“, так и в исконно прямой – "балочной“ форме) в свой герб или "подкладывали" его под геральдический щит своего фамильного герба.



Название статьи:   Облачение членов Тевтонского ордена

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Екатерина II Инфантерия Исторические документы История Фашизма История полков Кавалерия Казачество Крым Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru