ТАМПЛИЕРЫ - РЫЦАРИ ХРИСТА И ХРАМА.

 

В обязанности "комтура (командора) Святого града Иерусалима" входило выполнение первоначальной общеорденской задачи тамплиеров. Вместе с десятью рыцарями Христа и Храма под черно-белым орденским знаменем "Босеан" он должен был сопровождать паломников к реке Иордану, снабжая их необходимыми припасами и лошадьми.

 

Подобные же высшие орденские должности были введены тамплиерами позднее и в провинциях, на которые начиная с XII в. были разделены владения Ордена Храма, а именно - в Триполи, Антиохии, Франции, Англии, Пуату, Арагоне, Португалии, Апулии (Южной Италии) и Венгрии. Каждая орденская провинция управлялась особым провинциальным приором, или комтуром (командором), которому были подчинены комтуры отдельных, более мелких, тамплиерских территориальных единиц - комтурств( командорств), в свою очередь, подразделявшихся на еще более филиалы ("прецептории").

 

Магистру подчинялись Великие приоры, Великим приорам - байлифы (именовавшиеся также бальи или пилье, что буквально означает "столпы", "опоры"), байлифам - приоры, а приорам - командоры (или комтуры). Следует, однако, учитывать, что титулатура высших должностных лиц Ордена в разные времена и в разных странах существенно варьировалась. Так, Великий приор мог именоваться "Комтуром (командором) провинции", "Магистром" или "Великим прецептором", а командор (комендант орденского замка-монастыря) - "прецептором".

 

Название должности "прецептора" происходит от того, что он был обязан выполнять порученную ему магистром задачу (от лат. "преципимус тиби" = "поручаем тебе").

Как мы уже знаем, члены Ордена Храма подразделялись на рыцарей, капелланов-священников и услужающих братьев-сервиентов (сервиентес), от названия которых произошло впоследствии слово "сержант".

 

Сервиенты, в свою очередь, подразделялись на оруженосцев, сопровождавших братьев-рыцарей в военных походах, и на разного рода слуг и ремесленников. Наряду с этими тремя разрядами тамплиеров существовал еще и четвертый - светские члены ордена ("полубратья", по-латыни: "семифратрес").

 

Хотя, если быть точнее, "полубратья" собственно членами Ордена Храма не считались (в частности, потому, что не приносили трех монашеских обетов нестяжания, послушания и безбрачия). В их число входили как дворяне, так и люди простого звания, мужчины и женщины, которые по собственной воле выполняли целиком или частично орденские предписания, но не жили в орденских замках-монастырях (подобно монашествующим в миру). К числу этих светских членов Ордена Храма принадлежали также "донаты" (по-латыни: "донати"), добровольно оказывавшие Ордену какие-либо услуги, и так называемые "облаты" (по-латыни: "облати"), уже с детства предназначенные родителями ко вступлению в орден Храма и воспитанные в духе верности его Уставу.

 

Каждому рыцарю Ордена Храма, как уже говорилось, полагалось иметь три лошади, одного оруженосца и один шатер. Все члены Ордена получали одинаковые по качеству и количеству пищу, оружие и одежду.

 

Из числа услужающих братьев, которые в отличие от белых одеяний братьев-рыцарей носили черную и коричневую одежду и такой же плащ, назначались пять низших должностных лиц Ордена:

 

1) так называемый "подмаршал" ("низший маршал"), в непосредственном подчинении у которого в военное время находились все "сервиенты",

 

2) знаменосец Ордена,

 

3)управляющий земельными владениями Ордена,

 

4) главный кузнец Ордена,

 

5)комтур (командор) порта Акра (Сен-Жан д'Акр).

 

"Подмаршал" считался помощником главного орденского Маршала и обязан был обеспечивать Орден оружием и держать это оружие в порядке. Знаменосец, возивший в боях "Босеан" за Магистром, был в то же время начальником всех оруженосцев, которых он приводил к присяге, а по окончании срока их воинской службы увольнял.

 

Уставом тамплиеров было точно определено, сколько каждому орденскому брату полагалось одежды, постельных принадлежностей и оружия; был точно установлен порядок дня в отношении молитв, посещения храма, трапез и т.д., Столь же строго и подробно регламентировались все военные обычаи в походе, при осаде, в лагере, на поле боя, распорядок дня и работа капитула. За престарелыми, слабыми и больными братьями был установлен чрезвычайно внимательный уход. Орденский "альмоньер" ("милостынедатель"), то есть попечитель о бедных, получал ежедневно десятую часть всех хлебных запасов для раздачи нуждающимся.

 

Существовало также специальное Уложение о наказаниях, предусматривавшее различные кары за нарушение орденских правил. Преступления (воровство, убийство, бунт, побег, кощунство, трусость перед лицом врага, сообщение постановлений Капитула не допущенному к участию в заседаниях Капитула брату, симония и содомия) карались исключением из ордена, а менее тяжелые проступки (неповиновение начальникам, клевета на брата, оскорбление действием брата или другого христианина, общение с продажными женщинами, отказ брату в пище и питье) - временным лишением права на ношение орденской одежды.

 

Изгнание из Ордена Храма означало лишение изгнанного недостойного члена источника существования - ведь, вступая в орден, тамплиер вносил в него все свое имущество, которое обратно уже не возвращалось. Кто лишался белого орденского плаща, был обязан трудиться вместе с рабами, есть на голой земле и не сметь прикасаться к оружию. Даже после того, как ему возвращали орденский плащ, он уже никогда не мог достичь в ордене высшей должности или давать показания против кого-нибудь из братьев.

 

Желавший вступить в Орден тамплиеров в качестве полноправного члена ("белого плаща") должен был обладать отменным здоровьем, происходить от законного брака и из рыцарского рода. Он также должен был не состоять в браке, не быть отлученным от Церкви, не быть связанным присягой с каким-либо другим духовным Орденом и не добиваться приема в Орден при помощи посул или подарков.

 

Перед торжественным приемом в Орден Храма кандидата, успешно отбывшего год предварительного искуса (послушничества, или новициата), два брата-рыцаря отводили его в особую комнату при орденском храме на собеседование о серьезности его намерений и обременительности тех обязанностей, которые он собирается взять на себя. Если же кандидат, вопреки всему, оставался твердым в своем решении, то, с разрешения Капитула, его вводили в храм, приводили к присяге на Святом Евангелии и с соблюдением торжественных церемоний облачали в белый орденский плащ.

 

Самовольно выходить из Ордена тамплиеров было строжайше запрещено. Если выбывший из Ордена храмовник снова хотел в него вернуться, он должен был в любую погоду стоять с непокрытой головой у входа в "орденский дом" и, преклоняя колена перед каждым входящим и выходящим храмовником, слезно молить о прощении.

 

По прошествии определенного времени "альмоньер" предлагал "заблудшему брату, сотворившему достойный плод покаяния", подкрепиться скромной пищей и питьем и сообщал капитулу, что брат-отступник молит проявить милосердие и принять его обратно в Орден. В случае согласия капитула, кающийся проситель, голый по пояс и с веревкой вокруг шеи, являлся перед собранием капитула, на коленях и со слезами сердечного сокрушения молил о приеме и заявлял о своей готовности понести самое суровое наказание. Если он затем в течение назначенного срока приносил "достойный плод покаяния", капитул возвращал ему его прежнее орденское платье.

 

Как уже говорилось выше, Великий магистр тамплиеров принимал важные решения не единолично, а лишь посовещавшись с "Генеральным капитулом" (в особо экстренных случаях - с Иерусалимским конвентом, то есть с общим собранием всех тамплиеров, несших службу в Иерусалиме) и только с их согласия мог объявлять войну, заключать мир, совершать покупки и продажи и т.п. Генеральный капитул состоял из высших должностных лиц всех орденских областей и наиболее опытных рыцарей, приглашаемых на совет Великим магистром; Капитул этот созывался лишь в особо важных случаях вследствие сопряженных с ним чрезвычайных расходов.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ТАМПЛИЕРЫ - РЫЦАРИ ХРИСТА И ХРАМА.
Автор(ы) статьи:В.В. Акунов
Источник статьи:
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с., Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько под ред. В.В.Шишкина Санкт-Петербург Евразия. 2007 г. 368 с., Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XVIII веке. Живая история: Повседневная жизнь человечества. М. Молодая гвардия. 2004 г. 256 с., Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XVIII веке. Живая история: Повседневная жизнь человечества. М. Молодая гвардия. 2004 г. 256 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru