Морские кони и морские короли.


 

    Берсерки "убивали людей, но ни огонь, ни железо не могли причинить им вреда". Согласно другим сагам, 12 берсерков – сыновей конунга Кнута (Канута) – даже плавали на особой ладье, отдельно от других викингов, дабы в ярости боя не порешить их, "под горячую руку",  вместе с неприятелями. Были среди викингов и воины,  воображавшие себя дикими вепрями ("люди-кабаны" или "кабаньи головы", Svinfylkingar), часто носившие шлемы с изображением кабаньей головы на гребне и сражавшиеся в особом боевом построении, также называвшемся "свинфюлькинг" ("кабанья голова") и имевшим форму клина, на острие которого находились два самых опытных и сильных викинга, именовавшихся "рылом" ("рани"). Кстати, в форме "кабаньей головы" было выстроено и датско-немецко-эстонское войско под предводительством ливонских рыцарей в "Ледовом побоище" 1242 года ("великая свинья" русских летописцев, так и писавших: "Немцы же и чюдь пробишася свинею сквозь полкы"). Помните, уважаемые читатели, незабвенную книгу нашего детства - сочинение Натальи Кончаловской "Наша древняя столица": "Назывался этот строй головой кабаньей... Отвалилось от хребта все кабанье рыло..." и т.д.?

6. Крылатое выражение немецкого философа и поэта Фридриха Ницше.

7. Исландский викинг, открывший Гренландию, отец первооткрывателя Америки (Винландии, Винланда) Лейфа (Лейва) Эйриксона Счастливого.

8. Вопреки широко распространенному, но оттого не менее ошибочному мнению, глаза у Адольфа Гитлера (в отличие от "великого диктатора" Аденоида Хинкеля в исполнении Чарльза Спенсера Чаплина), были не темные, а голубые.

9. "Ойкуменой" ("Экуменой") античные греки и римляне именовали обитаемую часть "круга земного" (лат.: "орбис террарум"). От этого – Экуменические (Вселенские) соборы Христианской церкви (лат.: Consilium oecumenae), экуменическое движение, направленное на объединение церквей (ересь экуменизма), и т.д.

10. Горка Булга (князь Булчу) – предводитель пришедших в Европу из Азии  кочевников-угров (венгров, мадьяр), побежденных римско-германским императором Оттоном I Великим, сражавшимся под хоругвью, осененной образом Архистратига Небесных Воинств Святого Михаила Архангела, в битве на реке Лех близ города Аугсбурга в 955 году; после битвы на Лехе князя Булга-Булчу, оказавшийся христианином греко-православного обряда (!), да еще и крестником "ромейского" императора Константина VII, получившим от константинопольского василевса сан патрикия (патриция) Римской (Византийской) империи (!!!), был казнен вместе с самыми знатными венграми, повторив судьбу хана-кагана других кочевников – авар (обров, жужаней), разбитых при сходных обстоятельствах столетием раньше Карлом Великим, франкским королем и восстановителем (Западной) Римской империи.

11. В отличие от саг – героических сказаний, являющихся не стихотворными, а прозаическими произведениями и, несмотря на изрядную долю художественного вымысла, считавшихся самими норманнами повествованием о подлинных событиях. Поэтому путать саги с висами не стоит.

12. По своим функциям норманнские скальды соответствовали древнегерманским скопам, кельтским бардам, славянским боянам, древнегреческим аэдам и рапсодам.

13. На четырех ногах восьминогий Слейпнир скакал в посюстороннем, а на других четырех – в потустороннем мире.

14. Древки копий делались преимущественно из ясеня (причем не только у норманнов и прочих германцев, но, к примеру, и у древних греков – вспомним хотя бы "пелионский ясень" - смертоносное копье непобедимого белокурого и голубоглазого – ну, чистый ариец! – героя Ахиллеса). Название "Мирового древа" нордической мифологии, пронизывающего все три мира ("вышний" мир богов-асов Асгард, "срединный" мир людей – Мидгард и "подземный", или потусторонний мир – "Утгард") ясеня - "Иггдрассиль" - означает буквально "Копье (по другим толкованиям - Конь) Игга" (Игг – одно из прозвищ бога победы Одина). В действительности картина мира древних северных германцев была, естественно, сложнее, включая в себя, кроме Асгарда – мира асов-азов (пришедших якобы из Асии-Азии, по некоторым сказаниям – с Кавк-аза) и тех богов более раннего происхождения – ванов – что живут вместе с асами -, Мидгарда и Утгарда, также: Гель (Хель) – царство мертвых и сил вселенского разрушения; Льосальфгейм – мир дружественных людям белых (светлых) альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков); Свартальфгейм – мир черных альвов-эльфов (они же цверги-дверги-гномы-карлики, часто враждебные людям); Ванагейм (мир тех ванов, что остались враждебными асам); Ётунгейм (мир великанов-исполинов – первобытных сил слепого Хаоса); Муспельгейм (сфера космического Жара и Пламени, обиталище Властелина Огня - Черного Сурта, который в день Гибели Богов – Рагнарёк - сожжет своим огнем весь мир) и Нифльгейм (сфера космического Тумана и Льда). Именно из этих двух последних космических полярностей вещества-энергии зародилась Вселенная.

15. Нем.: Nordische List.

16. Вильгьяльм (Vilhjalm; так он именуется в скандинавских сагах).

17. Древненорвежск.: Hrolf; согласно одним источником, Рольф был норвежцем, согласно другим – даном (датчанином).

18. По-древнерусски имя киевского князя произносилось именно "Володимер" (по аналогии с другими именами древнегерманского происхождения, писавшимися и озвучивавшимися по-разному, напри.: Теодемер-Теодемар, Сигимер-Сигимар, Кнодомер-Кнодомар и т.д.), а не в церковнославянском (фактически – сербо-болгарском) варианте "Владимир", "Тиудемир"; так же как "ворог" (а не "враг"), "шелом" (а не "шлем"), "ворон" (а не "вран"), "город" (а не "град"), "борода" (а не "брада"), "порох" (а не "прах) и т.д.

19. Так, главный герой "Саги об Олаве (Олафе, Олофе) Трюгвасоне", конунг Олав (будущий Креститель Норвегии и Святой мученик, павший в бою за Веру Христову), попавший в плен в язычникам-эстам, встречает у них своего дядю – Сигурда Эйриксона – приехавшего к эстам из Гольмгарда (Новгорода) как посланец Вальдемара-конунга (князя Владимира Красное Солнышко) для сбора податей (см. Мусин А. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб, 2005. – с. 204).

20. Именно в разгар битвы с эстонскими язычниками на месте, где впоследствии был основан Ревель-Таллин, в руки предводителю датских крестоносцев конунгу Вальдемару (далекому потомку князя Киевского Владимира Красное Солнышко и правнуку другого киевского князя-крестоносца – Владимира Мономаха!), по легенде, упал в руки прямо с неба первый "Даннеброг" – государственный флаг Дании с белым крестом на красном поле!

21. Древние германцы-готы с "острова Скандза", осевшие в Прибалтике ("Готискандза"), именовали своих восточных соседей-финноугров эстами, или эстиями ("восточными"), а их страну – Эстляндией (Эстланд – "Восточная страна"). Название "Эстония" является латинизированным названием "Эстляндии" - так же, как название "Ливония" – латинизированным вариантом названия Лифляндии-Ливляндии – "страны ливов (нем.: Livland)". Кстати, племя ливов было, подобно эстам (в отличие от леттов-латышей, литовцев-летувисов и самбиев-пруссов), не балтского, а финно-угорского происхождения.

22. Вообще, лев является самой распространенной геральдической фигурой в странах Северной Европы. Именно львы украсили собой гербы Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии, Англии, Шотландии, Нормандии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов. Да и древнерусский восстающий лев на щите Святого Феодора Стратилата из Ростовского евангелия 1321-1327 годов (см.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002. – с. 72) – золотой на красном (червленом) поле!

23. Лат.: A furore normannorum libera nos Domine.

24. Лат.: Furor teutonicus.

25. Кстати, многие норманны (например, варяги, служившие византийским василевсам-автократорам, англосаксонским королям или русским князьям) принимали христианство еще до официального введения его в качестве государственной религии королями своих стран. Так, знаменитый викинг Лейф (Лейв) Эйриксон, первооткрыватель Америки, будучи христианином, первым делом установил на земле "Винланда" Святой Животворящий Крест (подобно Христофору Колумбу, Эрнандо Кортесу, Франсиско Писарро и другим европейцам, вторично "открывшим" Америку через много столетий после норманнов). Да и в русских летописях подчеркивается, что "мнози бе варязи христиане". Именно мученическая гибель варяга, отказавшегося отдать своего сына киевским язычникам в жертву Перуну, была одной из причин, побудивших князя Владимира Святославича принять Святое Крещение самому и крестить всю Русь.

26. Датск.: Fra kurerna bevare oss milde herre Gud.

27. Именно "норманнами" продолжают именовать себя на своем языке прямые потомки средневековых норманнов – современные норвежцы (норвежск.: nordmenn), именовавшиеся в древнерусских летописях "нурмане" или "мурмане". От этого этнонима, кстати, происходит название средневековой русской шапочки "мурмолки" (искаженное "мурманка" – такие шапочки носили норманны-варяги, составлявшие немалый процент среди бояр, княжих дружинников-"гридей" и купцов древнерусских городов и диктовавшие горожанам свою моду), а также название нашего северного порта Мурмана-Мурманска.

28. Или: Рурик (Рорик, Рерик), пришедший княжить в Новгород (Holmgard) с верной дружиной (древненорвежск.: "тру вар", или тру "варинг" – дружина варягов, то есть викингов, принесших своему князю-конунгу клятву верности -"вар") и всем своим домом (древненорвежск.: sine hus - "сине хюс"), то есть, "со всем своим домом (чадами и домочадцами)". Не знавший языка норманнов позднейший русский летописец-славянин принял "верную дружину" и "домочадцев» Рюрика за его братьев – Трувора и Синеуса, никогда в действительности не существовавших и никаких следов после себя не оставивших ("Труворово городище" – бывший укрепленный лагерь не брата, а верной дружины Рюрика).

29. Старонорвежск.: gaard (в современном норвежском произносится как "гор"); ср. славянское "град" и русское "город".

30. Старонорвежск.: Hell (отсюда современное английское проклятие go to hell!, буквально: отправляйся в преисподнюю!).

31. Макеев А., Бычков Р.В. Огненное Православие. М., 2004. – с. 70.

32. Там же, c. 70.

33. У англосаксов – "керлы" ("сеорлы"); это понятие, в общем, совпадало с норманнским понятием "бонды" (bondir).

34. Частичка "тинг" сохранилась по сей день в названиях современных парламентов североевропейских стран. Так, парламент в Дании называется "фолькетинг" ("народный тинг"), в Норвегии – "стортинг" (правильнее: "стуртинг", то есть "великий тинг"), в Исландии – "альтинг" ("всеобщий тинг" - так, кстати, именовалось всеисландское народное собрание еще в эпоху викингов, как нам известно из исландских саг). И только в Швеции парламент именуется на "немецкий" манер – "риксдаг" (что является прямым переводом-калькой немецкого слова "рейхстаг", перенятого у немцев в эпоху шведского "великодержавия").


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Морские кони и морские короли.
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru