Тевтонский Орден. История и Наследие.

 


      

Часть первая

 

"ПСЫ-РЫЦАРИ" ИЛИ "БОЖЬИ ДВОРЯНЕ"?

ИСТОРИЯ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА В САМОМ СЖАТОМ ОЧЕРКЕ



Там, куда заходит солнце,
У балтийских берегов,
Были крепости ливонцев -
Наших западных врагов.
За подъемными мостами
В замках прятались они,
Латы с черными крестами
Надевали в дни войны...

Наталья Кончаловская, "Наша древняя столица"


1.Зачин

Немецкому Ордену, более известному у нас под его другим названием - Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием "Ливонского Ордена", никогда в истории не существовавшего), в отечественной историографии, а пуще того - беллетристике и кинематографии, не говоря уже о творениях славной когорты советских журналистов-международников, прямо скажем, не повезло. Что там "латы с черными крестами"! В изданном всего пару лет назад учебном пособии по российской истории под редакцией известного советского профессора, историка и публициста Н.Н. Яковлева (получившего как-то пощечину от всемирно известного - ныне покойного - академика Сахарова за то, что непотребно отозвался о жене последнего в другом своем опусе - "ЦРУ против СССР"), рыцари Тевтонского Ордена наступают по льду Чудского озера аж под... черным знаменем с белым черепом и костями! Вот, оказывается, насколько запал многим "бывшим советским" (а может быть - "вечно советским"?)  в душу известный эпизод из незабвенного фильма "братьев" Васильевых "Чапаев"! Как же - как же, "фашистский стиль", архетип врага, и все такое прочее...

При слове "тевтонский" сразу напрашивается ассоциативный ряд – "псы-рыцари", "ледовое побоище", "железная свинья", "проклятые крыжаки", "колыбель агрессивного прусско-юнкерского государства" и, конечно же, – "предтечи германского фашизма". Этот набор штампов при желании можно было бы продолжать до бесконечности. Некоторые горе-публицисты договариваются даже до того, что "немецкие рыцари Ордена Девы Марии", якобы "ходившие на Православные земли под черно-белым знаменем тамплиеров (?! - В.А.)", в свою очередь, якобы "стоявших у истоков Тевтонского Ордена(?!- В.А.)", встретили "в степях" (?! - В.А.) и "направили на Русь воевавшего в Средней Азии Чингисхана(?! - В.А.)", чей "черно-белый штандарт удивительно походил на тамплиерский"(?! - В.А.).

Для справки: у Чингисхана было "девятибунчужное" белое знамя (с изображением серого кречета, держащего в когтях черного ворона), украшенное, по мнению одних исследователей, девятью черными хвостами яков, а по мнению других - например, Ю.Н. Рериха, сына знаменитого художника-теософа - девятью белыми лошадиными хвостами.

О тамплиерском знамени "Босеан" известно, что оно представляло собой полотнище черно-белое двух- или многополосное полотнище (или же полотнище в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски). А знаменем Тевтонского Ордена служили полотнище с Образом Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом на руках, либо же белая хоругвь с черным крестом (первоначально же - простое белое полотнище безо всяких изображений - в знак чистоты веры и помыслов собравшихся под ним рыцарей-монахов). Вот и судите сами, дорогие читатели, о якобы существовавшем между ними "удивительном сходстве".

2."Уж не черт ли этот враг?", или представлял ли Тевтонский орден реальную угрозу для Руси и Православия?

Под пером "энтузиастов" и "популяризаторов" отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки - пусть кровопролитные, но буквально переполняющие историю средневековой Европы эпохи феодальной раздробленности, эпохи войны "всех против всех", превращаются в оборону всей обескровленной монголо-татарами Руси от натиска римско-католической (то есть универсалистской, космополитической и направленной на объединение всего Христианского мира под верховной властью римских пап) и в то же время (вот необъяснимое противоречие!) немецко-феодальной (то есть сугубо национальной и - с учетом смертельной вражды между римскими папами и тогдашними германскими императорами, доходившей до отлучения последних - например, Генриха IV или Фридриха II Гогенштауфенов - папами от церкви! - а н т и п а п с к о й ) агрессии.

А если учесть, что в тогдашнюю "Германию", то есть "Священную Римскую Империю германской нации" (не являвшуюся, по меткому выражению одного современника, ни "священной", ни "римской", ни "империей", ни – добавим мы от себя – "германской" в современном понимании этого слова!) входили добрая половин Италии и Франции, Бургундия, Сицилия, Неаполь, Нидерланды, Чехия, Силезия и прочая и прочая, что в походах-"рейсах" ("рейзах", "райзах", нем.: Reisen) "Немецкого" Ордена против язычников столетиями принимали участие уроженцы всех стран Европы - начиная от чешского короля Оттокара II Пшемысла, именно в честь которого был назван основанный им в середине XIII века в Пруссии город Кенигсберг (нынешний Калининград) и кончая английским принцем Генрихом Дерби, позднее взошедшим на британский престол под именем Генриха IV Ланкастерского - то о каком агрессивном  н е м е ц к о м  национализме можно было вообще в тот период говорить?

В Крестовом походе (винтер-рейсе) "Немецкого" Ордена зимой 1344 года против Литвы, к примеру, участвовали король Богемии Иоанн Люксембургский, король Венгерский, граф Голландский, герцог де Бурбон, бургграф Нюрнбергский, граф Голштинский, чешские, силезские, моравские, австрийские и шотландские рыцари и многие другие.

 

С другой стороны, всегда ли верно изображать "Господин Великий Новгород" - оплот весьма сомнительной, хотя и усердно воспевавшейся, в частности, декабристами вечевой "свободы" (а говоря по-простому – "кто кого перекричит", да и "вечевых горланов" - профессиональных крикунов - можно было без особых церемоний перекупить за деньги, так что торговля думскими голосами является отнюдь не изобретением нашего времени!) неким щитом, якобы прикрывавшим всю Русь с Запада, от натиска агрессивного католицизма? Это Новгород-то, изначально бывший не только источником постоянных и направленных всегда на подрыв власти общерусского Великого князя, где бы он не сидел - в стольном ли Киеве, Владимире, Суздале, Твери или Москве! - кровавых смут, но и, самое главное, лютых ересей! Стригольники, жидовствующие и прочие еретики - все они расползались по Святой Руси из славного Новгорода и другой "северной республики" - Пскова (высокомерно именуемого новгородцами своим "посадом")!

Новгород постоянно враждовал со Псковом. Хорош защитник русской государственности и Православной веры, который даже свою долю дани монголо-татарам отдавал очередному общерусскому Великому князю лишь ценой большой крови и постоянно интриговал против каждого Великого князя Владмирского, натравливая на него других князей, подкупленных новгородским "заволочским" серебром! Этому безобразию был положен конец только Государем Всея Руси Иоанном III, в результате двух войн силой (причем при активной поддержке другого "ревнителя свободолюбивых вечевых традиций Северной Руси" - упомянутого выше Пскова!) смирившим и подчинившим Своей Державной воле вконец запутавшийся в собственных интригах "Господин Великий Новгород" с его "вечниками" (не зря слово "вечник" означало по-русски "бунтовщик"). А окончательно вбил "осиновый кол" в гроб этого оплота "вечевых свобод" и вечных ересей Царь Иоанн Васильевич Грозный, Верховный магистр Ордена православных опричных рыцарей, выступивший, промыслительно, в роли "мстителя" за разгром новгородским войском войска другого христианского рыцарского Ордена у Чудского озера пятью столетиями ранее!

Что же касается "дружеских уз", существовавших, по мнению иных горе-историков, между рыцарями Святой Девы Марии и монголо-татарами, которым они якобы служили чем-то вроде проводников, то наглядным свидетельством этой "нерушимой дружбы" может служить хотя бы битва под Лигницей (Вальштаттом) в 1241 году, в которой силезский князь Генрих Благочестивый со своими польскими и немецкими рыцарями - главным образом, иоаннитами и тевтонскими "кавалерами Пресвятой Девы Марии", пал под татарскими стрелами и саблями, но преградил туменам Батыя дальнейший путь на Запад! А в 1389 году тевтонские "псы-рыцари" в союзе с литовским князем Витовтом и православными русскими князьями (в том числе и знаменитым воеводой Дмитрия Донского - Боброком Волынцем, фактическим победителем ордынского войска Мамая на поле Куликовом девятью годами ранее!) сразились на Ворскле с татарской ордой хана Едигея и своей кровью засвидетельствовали верность Вере Христовой!

Что же касается великой победы объединенного "славянского" (добрую половину которого, впрочем, составляли жмудь, литовцы, армяне, караимы и опять-таки татарские орды!) войска над "проклятыми крыжаками" под Танненбергом ("Грюнвальдом"), то ведь именно после этой "великой победы над общими врагами всего славянства" объединенные "братья-славяне", католики-поляки и литвины стали с удвоенной силой теснить "своих", западнорусских, православных "братьев-славян", и в то же время регулярно ходить огнем и мечом на Москву, пока дело не дошло до лжедмитриев, тушинских воров и Семибоярщины. Такой угрозы Тевтонский Орден для Руси не представлял никогда. Наоборот, именно тевтонские рыцари, вывезенные русскими из завоеванной Ливонии, стояли у истоков создания Иваном Грозным с целью укрепления Российского государства первого в нашем Отечестве военно-рыцарского Ордена - опричнины! Но об этом мы почему-то забываем, хотя это не секрет. Гораздо лучше западают в память, например, такие строки из любимой всеми нами в детстве книжки Натальи Кончаловской "Наша древняя столица":

Там, куда заходит солнце,
У балтийских берегов,
Были крепости ливонцев -
Наших западных врагов.
За подъемными мостами
В замках прятались они,
Латы с черными крестами
Надевали в дни войны...
Был ливонский рыцарь страшен,
Занимался грабежом.
Плохо было людям нашим
За ливонским рубежом...
Враг-то, видно, чародей,
Не похожий на людей!
Уж не черт ли этот враг?
Не возьмешь его никак!

("О правах твоих законных, о врагах твоих исконных")

Впрочем, не станем далее "растекаться мыслью по древу", вслед за "вещим" Бояном из "Слова о полку Игореве",  а только заметим себе, что пришла, наверное, пора отказаться от некоторых, хотя бы самых заскорузлых, штампов, и попытаться трезво, без эмоций, разобраться, что это все-таки были за "псы-рыцари", "не похожие на людей".


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Тевтонский Орден. История и Наследие.
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 53
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru