О ДОБРОЙ СТАРОЙ АНГЛИИ – КОЛЫБЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.



       Однако в результате механические прялки оказались

усовершенствованными настолько, что производили гораздо больше пряжи,

чем были способны переработать ткачи. Теперь техники сконцентрировались

на разработке усовершенствованного ткацкого станка. И в 1785-1789 гг.

англичанин Картрайт сконструировал ткацкий станок с водяным приводом.


       Мы уже говорили, что капиталист стремится повысить

продуктивность от совершаемых работником движений. Он буквально

закачивает труд в пустоты производственного процесса феодальной эпохи.

Причем он делает это неосознанно. Он вводит новые машины не потому, что

заинтересован в повышении продуктивности человеческого труда как

таковой. Прогресс, являющийся результатом предпринимаемых капиталистом

усилий, является неизбежным побочным продуктом его усилий, направленных

на дальнейшее увеличение прибыли.


       Новые машины, причем не только ткацкие станки, первоначально

приводились в движение силой воды. Во многих случаях рабочие сами

приводили в движение машины, которые теперь работали инструментами,

которыми раньше работали рабочие. По мере ввода в производство все

большего количества прядильных и ткацких станков все большее значение

приобретала проблема приводной силы.


       До начала использования каменного угля в железоплавильном

производстве использовался древесный уголь. Но, по мере истощения

запасов древесины в Англии, владельцы железоплавильных заводов принялись

искать новые виды топлива. Оказалось, что каменный уголь излучает больше

тепла, чем древесный. Поэтому каменный уголь мгновенно превратился в

незаменимый товар. Его полезность вынудила людей начать добывать большие

массы каменного угля из недр земли. При этом люди столкнулись с новыми

техническими проблемами. Одной из главных проблем была необходимость

удалять воду из шахт.


       Под поверхностью земли располагаются обширные водные горизонты,

поэтому деятельность угледобывающего предприятия нередко напоминает

деятельность предприятия, занимающегося устройством колодцев. Глубина и,

соответственно, продуктивность угольной шахты зависит от того, насколько

быстро можно удалить из нее воду. Так, например, не целесообразно бурить

и начинать разрабатывать шахту, если приходится прекратить разработку на

глубине 50 или 100 метров. Начиная с 1740 года, шахтеры использовали для

откачки воды из угольных шахт прототип паровой машины. Нас, выросших при

социализме, еще учили в школе, что в 50-е гг. XVIII века талантливый

русский инженер Ползунов изобрел на Урале "огненную" (паровую) машину.

Так ли это было в действительности – Бог весть. Нас ведь учили и тому,

что первый в мире паровоз ("пароход") изобрели – опять же на Урале –

братья Черепановы. А потом вдруг оказалось, что первый паровоз изобрел

все-таки английский инженер Стефенсон, а про Черепановых (и заодно – про

Ползунова с русским инженером Можайским, якобы изобретшим первый в мире

самолет!) велели просто-напросто забыть! Во всяком случае, не подлежит

сомнению, что в 1784 году англичанин Джеймс Уатт настолько

усовершенствовал паровую машину, что она превратилась в рабочую силу,

как источник энергии, способный заменить энергию, или силу, воды.


       До тех пор, пока сила воды оставалась единственным источником

энергии, фабрики непременно строились на берегу реки, сила течения

которой должна была являться достаточной для того, чтобы вращать водяное

колесо-маховик. И лишь после изобретения паровой машины фабрики стали

концентрироваться в городах. Поэтому паровая машина является матерью

промышленных городов. Кроме того, сила пара позволяет дозировать и

транспортировать энергию.


       Производство первых машин осуществлялось еще по старинке,

вручную (первоначально они изготавливались из дерева, как, к примеру,

упомянутая выше механическая прялка "Дженни") на мануфактурах. Насколько

фантазия изобретателей зависела от привычных, традиционных форм,

становится ясно при виде первоначальной модели паровоза, снабженной

механическими "ногами“, которые он при передвижении должен был

поочередно, на манер лошади, поднимать и опускать. По мере перехода к

производству машин из железа и стали люди, однако, изменили методы

переработки железа. По ходу дела техники учились обхождению со все

большими массами металла.


       Предпринимателям требовалось все больше машин. Это привело к

преобразованию в области методов производства машин – машиностроителям

пришлось перейти к изготовлению машин не вручную, а при помощи других

машин. С этой целью им приходилось разрабатывать все новые и все более

специализированные машины – например, паровой молот, токарный станок,

фрезерный станок, сверлильный станок. Почти все эти машины, за

небольшими исключениями, были изобретены в Англии, поскольку проблемы,

на решение которых было направлено изобретение данных машин, возникли в

Англии на двадцать, а то и на тридцать лет раньше, чем в других странах

мира. В период с 1740 по 1830 г. производство железа в Англии возросло

с 20 000 до 680 000 тонн.


       Эти преобразования, в свою очередь, влекли за собой

преобразования в других областях техники. Они вызывали к жизни все новые

проблемы – например, проблемы в области транспорта и обмена информацией.

И решения этих проблем были найдены в виде железных дорог, пароходов,

телеграфа, телефона, автомобиля и самолета.


       Как мы уже говорили, намерением называется способность стараться

находить обходные пути, чтобы по возможности избежать голодной смерти,

не теряя при этом нервов. Механический (промышленный) способ

производства вынуждает нас искать все более долгие обходные пути. В

процессе производства люди все реже соприкасаются с продуктами своего

труда. Инженер принимает участие в изготовлении хлеба, проводя испытания

сплава, из которого должны быть изготовлены шарики, которым предстоит

вращаться внутри шарикоподшипника внутри машины для замеса теста. Тот

факт, что обходные пути становятся все более долгими, является наглядным

выражением все большей взаимной зависимости индивидуумов, то есть, все

большего "обобществления" труда. Последнее означает, что сегодня никто

уже не может произвести что-либо без участия других людей в процессе

производства.


        И обязаны этим мы старушке Англии, матери всех демократий этого

мира.
       Здесь конец и Богу нашему слава!
                                                                                                Вольфганг Акунов

Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:О ДОБРОЙ СТАРОЙ АНГЛИИ – КОЛЫБЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru