Главная > "Г" > Городовой воевода

Городовой воевода


10 декабря 2007. Разместил: 996d67df0d686ca

B 1516-1708; 1726-1775 гг.

Глава местного военно-территориального управления в России XVI-XVIII вв.
На 1-м этапе существования должность носила преимущественно военный характер - воеводы назначались в пограничные города (крепости) или города, имевшие стратегическое значение, для организации их обороны или ведения боевых действий в прилегающих районах.

Первоначально назывались годовыми (роспись годовых воевод по городам в разрядах впервые под 1516), реже назывались осадными. В центральные города назначались только в экстраординарных случаях (например, в 1535, 1541, 1565 гг.) с обоснованием "для вящей осторожности». Административное управление этого периода продолжало оставаться в руках наместников.

Развитие воеводского управления началось с 1555 года, т.е. после отмены администрацией Ивана IV института наместников, хотя до начала XVII в. назначение Городовых воевод еще оставалось мерой чрезвычайной. К этому периоду относилось начало расширения компетенции годовых воевод, т.е. передача в их руки некоторых административных функций.

Служба Городовых воевод являлась существенной льготой по сравнению со службой полковых воевод, хотя и была составной частью военной службы и оформлялась Разрядным приказом. Окончательное оформление воеводской формы управления пришлось на начало XVII в., когда события Смутного времени потребовали значительно усилить власть местной администрации.

Дж. Флетчер особо отметил, что в России этого времени повсеместно введено военное управление. Одновременно Городовые воеводы получили значительные права по управлению не только военными, но и гражданскими делами - в Дворцовых разрядах (1616 г.) оговорено, что Городовые воеводы посылаются не только для "бережения» городов от неприятеля, но и "для всяких государевых дел».
Назначение на должность Городового воеводы происходило по царскому указу на основании челобитной того или иного лица о пожаловании его в Городового воеводы. Челобитная обычно рассматривалась думным дьяком. Документы (воеводский наказ) готовились приказом, в ведении которого находился данный город. Единого законодательства, регламентировавшего вопросы назначения на должность Городового воеводы, до конце XVII в. не существовало; имелись лишь некоторые нормы "обычного права», в основном регулировавшие местнические взаимоотношения при назначениях.

Должность Городового воеводы носила характер разового поручения (на 1-2 года), только в редчайших случаях, по челобитным от населения срок воеводских полномочий мог быть продлен. Назначения на воеводские должности производилось только из сословия дворян; в зависимости от степени важности города подбирались и соответствующие руководители (например, в Новгород, через который осуществлялись дипломатические контакты со Швецией, назначались Городовые воеводы только лица из ближайшего царского окружения, имевшие чин боярина, реже окольничего).
Круг обязанностей Городовых воевод определялся в индивидуальном порядке на основании данного ему наказа. Подобные наказы имели типовой характер и видоизменялись в соответствии с местоположением и административным подчинением того или иного города. Наказ определял и юридические основания для вступления в должность и оговаривал условия приема должности от прежнего Городового воеводы. Обычно это сводилось к передаче ключей от города и городских печатей, уложенных книг (после 1649 г.), прежних наказов и грамот, именных списков служилых людей по городу, приходо-расходных книг и описи дел, находившихся в городской приказной избе. По описи сдавались городская казна (денежная и хлебная), порох, ружья и крепостные орудия. Если недоимок не обнаруживалось, новый Городовой воевода принимал должность.

Обязанности Городового воеводы были достаточно обширны. Их можно условно свести к нескольким направлениям деятельности.
В области гражданского управления Городовые воеводы занимались организацией выборов и надзором за деятельностью губных, земских и таможенных учреждений, за исполнением сословных служб дворянской корпорацией и посадской общиной, контролем за взиманием казенных сборов, утверждением в правах владения духовных и светских владельцев, организацией откупа казенных оброчных статей, а иногда и руководством казенными и дворцовыми предприятиями.

Кроме того, в обязанности им вменялось подавление всех форм социального протеста, руководство почтовой и ямской службой, строительство дорог и укреплений.

В области суда Городовых воевод были подсудны основные уголовные и гражданские дела с частичным ограничением; из-под их юрисдикции уходили дела по крупным государственным преступлениям, лица духовного звания и лица, подсудные определенным приказам.

В области военных круг обязанностей Городового воеводы почти не изменился - он командовал городским гарнизоном, мобилизовывал и посылал на службу городских служилых (см. Государевы служилые люди) и даточных людей, ведал обороной города и уезда, включая походы собственными силами при региональных пограничных столкновениях и содействие полковым воеводам в случае войны.

В некоторых случаях на Городового воеводу возлагались и дипломатические обязанности: Городовые воеводы Новгорода ведали дипломатическими сношениями с правительством Швеции; Астрахани и Тобольска - с правительствами некоторых азиатских государств, Поволжья и Сибири - с местной национальной знатью и все Городовые воеводы пограничных крепостей - с зарубежными властями того же уровня.
Городовые воеводы делились на собственно "городовых воевод», т.е. воевод, назначавшихся в город с уездом, и воевод приписных городов, т.е. воевод, назначавшихся в уездные города. Это соответствовало провинциальным и городовым воеводам XVIII в.

Кроме того, Городовым воеводам придавались 1-2 помощника - вторых воевод (2) (товарищей воевод в специальной литературе XIX в.). В некоторых случаях роль товарищей воевод могли исполнять лица из местного городского самоуправления (например, осадный голова и т.п.). В некоторые крупные города могли назначаться 2-3 полноправных воеводы (например, в Астрахани в разные периоды имелись 3 воеводы, а постоянно - 2: один ведал городом, др. - острогом).

Для облегчения работы по управлению территориями при Городовом воеводе уже с конце XVI в. начали создаваться специальные канцелярии: приказные, судные и съезжие избы (с 1670-х окончательно утвердился термин "приказная изба»).
Законодательная регламентация деятельности Городовых воевод началась в конце XVII в. Закон 1661 года предписывал назначать в Городового воеводу преимущественно раненых и бывших в плену; 1672 г. - запрещал определять дворян Городовые воеводы в те уезды, где у них имелись вотчины и поместья. Попытка составить общий свод правил для Городового воеводы была предпринята в 1695 г. - по указу Петра I составлена выписка из наказов для каждого отдельного города и направлена в эти города "впредь для воевод».
Городовой воевода осуществляли свои обязанности до 1708 года, когда должность была упразднена в результате губернской реформы.

Термин "воевода» для обозначения главы администрации уезда вновь появляется в документах начиная с 1720-х гг., хотя формально такой должности не существовало до 1726 года.
15 июля 1726 года состоялся указ о том, что в тех городах, "в которых бывали прежде сего воеводы», они были назначены вновь для общего адм. управления городом и уездом.
Воеводы получали инструкции от Сената и им же назначались.

Городовые воеводы возглавляли городскую воеводскую канцелярию и осуществляли свою деятельность через нее. Обжаловать решения Городового воеводы можно было в провинциальной канцелярии, возглавлявшейся провинциальным воеводой. В некоторых городах воевода назывался "городничий», "комиссар», "управитель» (например, Котелнич, Орлов, Сунжа, Ялуторовск и др.) при сохранении основных функций Городового воеводы.

Должность Городового воеводы не соответствовала определенному классу "Табели о рангах», но занимали ее лица VI-VII кл.
Воеводские канцелярии и должность Городовых воевод отменены в связи с реформой 1775 года.
Синоним: Годовой воевода


Вернуться назад