Главная > "З" > Земский начальник

Земский начальник


29 декабря 2007. Разместил: 996d67df0d686ca

В 1889-1917 гг.

Должность, введенная Положением о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 года.

Функции Земских начальников соответствовали функциям административно-судебного органа, действовавшего на территории части уезда (участка).

Земской начальник подчинялись губернатору и губернскому присутствию.

На должность Земского начальника могли назначаться лица дворянского сословия, прослужившие в губернии не менее 3 лет в должности предводителя дворянства, мирового посредника, мирового судьи, непременного члена губернского или уездного присутствия по крестьянским делам и некоторых др. должностях, с высшим образованием, старше 25 лет, обладавшие определенным имущественным цензом (не менее ? ценза, необходимого для избрания гласным уездного земского собр.). В случае отсутствия в губернии кандидатов, отвечавших всем требованиям, делались исключения для лиц без высшего образования (при этом повышался имущественный ценз). Для лиц с высшим образованием мог быть понижен возрастной и имущественный ценз.

Должность Земского начальника не могли замещать лица, состоявшие под опекой, под следствием и судом, несостоятельные должники, а также лица, исключенные из службы или из дворянских собраний.

Должность Земского начальника не могла совмещаться с занятием никакой другой административной или общественной деятельностью, за исключением почетных должностей в местных учебных и богоугодных заведениях и должности гласного в местном земском собрании.

Назначение на должность Земского начальника производил губернатор по совещанию с уездными и губернскими предводителями дворянства по списку кандидатов, которые ежегодно составлялись в каждом уезде.

По представлению губернатора министр (см. Министр. 2) внутренних дел утверждал Земского начальника в должности. При отсутствии кандидатов в губерниях министр внутренних дел назначал Земского начальника от министерства.

Положение 1889 года не распространялось на Астраханскую, Вятскую, Олонецкую и Пермскую губернии, а также на Вельский и Тотемский уезд Вологодской губернии, где все Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора.

Знак Земского начальника. Конец XIX века.

Знак Земского начальника.

Конец XIX века.

Увольнение от должности Земского начальника могло производиться по инициативе губернского присутствия, которое через губернатора входило в Министерство внутренних дел. После обсуждения на Совете министра он утверждал решение об увольнении Земского начальника. Таким же образом рассматривались и жалобы на противоправную деятельность Земского начальника.

Должности Земского начальника соответствовали нагрудный знак (круг на позолоченной бронзовой цепи с изображением государственного герба и надписью "земский начальник») и печать. Земский начальник разбирал дела по месту своего жительства или в любом другом, заранее объявленном месте. В случае отсутствия, болезни, увольнения или смерти Земского начальника, его обязанности исполнялись другой Земский начальник. Земский начальник представляли ежегодные отчеты о своей деятельности уездному съезду. Ревизию делопроизводства Земского начальника могли осуществлять губернатор и губернское присутствие.

Ведению Земского начальника в административной сфере подлежали дела, находившиеся в ведении мировых посредников, т.е. надзор за всеми органами крестьянского самоуправления; утверждение в должности и временное отстранение от должности волостных старшин, волостных судей и волостных писарей. Земский начальник мог входить в уездный съезд с предложениями об отстранении их от должности; рассматривать и утверждать решения волостных сходов, а также предлагать съезду отменять их; мог налагать адм. взыскания на сельских и волостных должностных лиц без формального судопроизводства, налагать на них штрафы и подвергать аресту (до 7 дней).

Серией указов и постановлений в обязанности Земскому начальнику вменялись: надзор за сбором податей, состоянием мирских капиталов, за опекой над малолетними; участие в землеустроительных комиссиях, и пр. Судебные функции Земских начальников регламентировались Правилами о производстве судебных дел, подведомственных Земскому начальнику и городским судьям от 29 декабря 1899 года и включали надзор за деятельностью волостных судов и другие дела, подлежавшие прежде ведению мировых судей. Земские начальники были подведомственны гражданские иски на сумму, не превышавшую 300 руб., а по земским (надельным) делам - до 500 руб. Меры наказания, дозволявшиеся Земскому начальнику, - штраф до 300 руб., арест до 3 месяцев, тюремное заключение до 1 года.

На судебные решения Земского начальника можно было подать апелляцию в уездный съезд. Кассационной инстанцией для Земских начальников были губернские присутствия. Т.о. широкие полномочия Земских начальников серьезно ограничивали гражданские права крестьянства и вызывали серьезное недовольство в обществе и в Министерстве внутренних дел. По закону от 15 июня 1912 года Земские начальники были освобождены от судебных функций, права надзора за волостными судами, права налагать административные взыскания на волостных судей. Однако этот закон вводился постепенно: с 1 января 1914 года - в 10 южных губерниях, где к тому же 43 должности Земских начальников были вообще упразднены. Окончательное вступление этого закона в силу намечалось на 1917 год.

Институт Земских начальников был упразднен Временным правительством в апреле 1917 года. (Циркулярная телеграмма министра-председателя губернским комиссарам, без места и числа 1917 года.)

Синоним: Земский участковый начальник


Вернуться назад