Главная > "Л" > Лоцман. 1.

Лоцман. 1.


17 января 2008. Разместил: 996d67df0d686ca

Лоцман

С [1653 года] – по настоящее время (в летописях [до XVIII в.] - корабельный вож (вождь), корабельный проводчик, корабельный вожак, корабельный вожатый; до середины XVIII в. - пилот).

Человек, знающий, что может показать лот (от голландского loodsman: lood- лот, man- чел.).

Первоначально - прибрежный житель, чаще крестьянин, хорошо знакомый с местными условиями плавания, позднее - должностное лицо, специалист по проводке судов в пределах порта, на подходах к нему или между портами.

Впервые упоминается в 1653 году в указе царя Алексея Михайловича о проводке судов в Архангельск и из него.

В 1704 году должность Лоцмана введена в С.-Петербурге и вместе с архангельскими вожами передана в ведение Адмиралтейств-коллегий и подчинена капитану над штурманами (до этого Лоцманы находились в распоряжении таможни (1690 г.), а еще раньше - съезжей избы).

По общему положению о морских лоцманах 1890 года они подчинялись Главному гидрографическому управлению Морского министерства, распределялись между 6 лоцманскими округами (Беломорский, Балтийский, Каспийский, Кронштадтский, Черного и Азовского морей, Восточного океана).

По акваториям Лоцманы могли объединиться в товарищества (общества), каждое из которых имело свой устав.

Во время навигации Лоцман находился на брандвахте и, помимо проводки военных и купеческих судов, был обязан: производить промеры рейдов и фарватеров и извещать начальство об их изменениях; осуществлять постановку вех и бакенов и наблюдать за правильностью ограждения; следить за чистотой фарватеров, за сигналами, показывающими их глубину, за предостерегающими знаками и огнями; не позволять иностранным судам производить промеры и следить, чтобы посторонним не стали известны особенности фарватеров; поступать сообразно особому предписанию в случае прибытия судов или товара из мест, где свирепствуют заразные болезни; исполнять обязанности таможенного служителя в случае его отсутствия; ежегодно представлять отчеты о своей деятельности с указанием числа проведенных судов, суммы вознаграждения за проводку, оповещать и обо всех случаях аварий, и пр.

Первоначально лоцманское дело, как правило, было семейным, с 1702 года - государственная служба. Звание Лоцмана присваивалось лицам, получившим свидетельство на право провода судов и принявшим присягу. Лоц-командир, его помощник, старшина и староста должны были уметь говорить, читать и писать по-русски. По уставу полагалось знать один из иностранных языков, наиболее часто употреблявшийся в регионе. Термин "Лоцман» впервые введен в Части второй "Регламента морского» 1722 года.


Вернуться назад