Главная > "М" > Министерство юстиции
Министерство юстиции3 февраля 2008. Разместил: 996d67df0d686ca |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство юстицииВ 1802-1917 гг. Центральный орган управления всеми судебными учреждениями Российской империи, за исключением духовных, военных и морских. Образовано манифестом "Об учреждении министерств" от 8 сентября 1802 года. Министр юстиции был одновременно и генерал-прокурором Сената. К ведению Министерства юстиции относились: разработка законопроектов по судоустройству и судопроизводству, по преобразованию судебных учреждений, распространение новых судебных установлений на различные местности империи; рассмотрение предложений по вопросам государственного управления и законодательства, поступавших из других ведомств (с 1882 года), руководство судебными установлениями в государстве, надзор за правильностью их действий; осуществление надзора за проведением судебных процессов по политическим делам, наблюдение за производством дознаний по делам о государственных преступлениях, общее руководство деятельностью лиц прокурорского надзора, участвовавших в исследовании этих преступлений, разрешение общих вопросов относительно порядка расследования, рассмотрение вопросов о возбуждении судебного преследования по этим делам или о разрешении их в административном порядке; рассмотрение в ревизионном порядке уголовных и гражданских дел (до 1899 года), жалоб на местные судебные учреждения; предоставление на рассмотрение верховной власти ходатайств о помиловании и смягчении участи осужденных, заведование личным составом судебного ведомства, разрешение вопросов об устройстве помещений для местных судов и других административных вопросов. В состав Министерства юстиции в разное время входили:
В ведении Министерства юстиции находились также Московский архив Министерства юстиции и Статистический архив.
Департамент являлся основным административным органом Министерства юстиции Образован именным высочайшим указом, данным Сенату. В его ведении находились все дела по судебному ведомству. Первоначально он разделялся на 3 экспедиции: 1-я -рассматривала дела, поступавшие из Сената к министру юстиции как к генерал-прокурору, мемории, доклады и рапорты для передачи на утверждение императору, рапорты обер-прокуроров Сената о разногласиях сенаторов и обер-прокуроров по делам, разрешавшимся в Сенате, ведомости о решенных и нерешенных делах (кроме дел по герольдии), прошения по сенатским делам, дела об усыновлении; 2-я - ведала делами губернских присутственных мест, рассматривала рапорты губернских и коллежских прокуроров по вопросам их деятельности, ведомости решенных и нерешенных дел по губерниям, жалобы на губернские присутственные места; 3-я - заведовала делами по герольдии, делами о производстве в чины, о назначении пенсий и пособий, а также делами, не подлежащими широкому оглашению (по жалобам крестьян на помещиков, по донесениям об антиправительственных выступлениях и другим ). В 1831 году Департамент был разделен на 5 отделений: 1-е - распорядительное, 2-е - уголовное, 3-е и 4-е -гражданское, 5-е - счетное. В 1843 из 1-го и 2-го межевого столов 1-го отделения было образовано особое 6-е отделение. Кроме того при Департаменте был учрежден особый стол для занятий отчетностью и статистическими работами. 1-е, распорядительное, отделение руководило общим движением дел, рассматривало дела по законодательным вопросам, дела, относящиеся к распорядительной части, протесты прокурорского надзора по делам того же рода, вопросы генерального и частного межевания, вопросы, касавшиеся деятельности земских учреждений, крестьянские дела, дела о беспорядках и злоупотреблениях в присутственных местах, о назначении ревизий, о производстве в чины и о назначении пенсий и пособий, дела по герольдии. 2-е, уголовное, отделение осуществляло наблюдение за производством уголовных дел, рассматривало приговоры и определения по особо важным делам, давало заключения по спорным и сложным вопросам уголовного права, составляло по ним "всеподданнейшие доклады", вело переписку с центральными ведомствами по вопросам толкования и применения законов, рассматривало дела по протестам прокурорского надзора по прошениям частных лиц, поданных на высочайшее имя, определяло территориальную подсудность. 3-е и 4-е, гражданские, отделения осуществляли наблюдение за производством гражданских дел, рассматривали отдельные законопроекты и разрабатывали предположения по сложным и запутанным гражданским делам, рассматривали определения Сената по наиболее сложным вопросам, гражданские дела по "высочайшим" повелениям, межевые судебные дела, дела по прошениям частных лиц, поданным на "высочайшее" имя, дела об усыновлении и дела по герольдии. 5-е, счетное, отделение ведало делами о ревизиях судебных мест, осуществляло сбор статистических сведений, рассматривало отчеты судебных мест и составляло общий отчет по Министерству юстиции, рассматривало межевые дела (до 1843 года), заведовало контрольной, бухгалтерской и хозяйственными частями (до 1857 года), составляло смету расходов по министерству (до 1857 года), рассматривало дела об отпуске средств на содержание судебных мест, (до 1857 года), дела о назначении и выдаче пенсий и пособий (до 1857 года). 6-е, особое, отделение заведовало межевыми делами, а также рассматривало дела о ревизиях, принимало участие в составлении общего отчета по Министерству юстиции , занималось сбором статистических сведений. В 1857 году 3-е и 4-е гражданские отделения, были объединены. Образованное таким образом новое отделение получило название 3-го, а 6-е отделение было переименовано в 4-е, с отнесением к его ведению дел о назначении и выдаче пенсий и пособий и управлении контрольной, бухгалтерской и хозяйственными частями, составление сметы расходов по Министерству юстиции, дел об отпуске средств на содержание судебных мест. В 1885 году при Департаменте Министерства юстиции было образовано Управление эмеритальной кассы. Оно ведало текущими делами по эмеритальным выдачам, осуществляло наблюдение за поступлением в кассу документов, собирало сведения о возрасте, службе и семейном положении членов и пенсионеров кассы, рассматривало дела о назначении пенсий и пособий. Консультация Министерства юстиции на правах Совета министра рассматривала дела, поступавшие из Сената, которые при обсуждении встретили там разногласия. Консультация состояла из: министра юстиции (председателя), товарища министра юстиции, директора Департамента (1890 - директора Первого и Второго департаментов), обер-прокуроров департаментов Сената, а также особых членов по назначению. В компетенции Канцелярии Министерства юстиции находились дела, относящиеся к личному составу ведомства министерств а, а также дела по ревизиям судебных учреждений. С принятием Судебных уставов 20 ноября 1864 года обязанности Министерства юстиции в области судебного управления и надзора за деятельностью судебных учреждений существенно возросли. На Министерство юстиции были возложены проведение судебной реформы, организация новой судебной системы, введение в империи Судебных уставов, с учетом особенностей тех или иных регионов страны; существенно были расширены права Министерства юстиции в сфере управления личным составом судебного ведомства, назначения на должности в общих судебных местах; на Министерства юстиции был возложен надзор за деятельностью мировых судей. Также были расширены права по надзору за реформированной прокуратурой, в связи с возложением на прокуратуру функций обвинения в суде. По высочайше утвержденному 27 марта 1890 года мнению Государственного Совета Департамент был разделен на Первый и Второй департаменты. Первый Департамент Министерства юстиции - административный орган, круг обязанностей которого включал общие вопросы управления судебной системой и ведомственный надзор за производством судебных дел; подразделялся на следственные отделения: законодательное (ведало делами, требовавшими изменения, дополнения или пояснения закона, разрабатывало законопроекты для представления в Государственный совет или Комитет Министров, с 1906 года - в Совет министров), составляло отзывы Министерства юстиции по поступавшим на его рассмотрение законопроектам всех ведомств, заключения по смежным вопросам права и законодательства, вело переписку с иностранными миссиями о действовавших в России законах); распорядительное (рассматривало вопросы об учреждении, преобразовании или упразднении судебных мест или должностей, разрабатывало предположения об общих мерах к лучшему устройству какой-либо части Министерство юстиции, ведало делами об обеспечении судебных учреждений помещением, об изменении границ судебно-мировых участков, об учреждении новых участков мировой юстиции, рассматривало жалобы на медленность судопроизводства, на неправильные действия чинов суд. ведомства, дела о льготах по военной повинности, о дворянстве и почетном гражданстве, дела по начетам на судебные места за невзыскание пошлин и гербового сбора, дела о суммах, вносимых в депозит суда, давало разрешение на открытие юридических библиотек, руководило Московским архивом Министерства юстиции ; Сенатским Архивом и Архивом центрального управления Министерства юстиции , Варшавским главным архивом древних актов, ведало делами о назначении жалования чинам Министерства юстиции); статистическое отделение (составляло всеподданнейшие отчеты по Министерство юстиции , своды сведений по уголовным делам, сборники статистических сведений Министерство юстиции, ведомостей и справок о судимости); счетное (составляло смету расходов по Министерство юстиции и частное расписание по смете расходов, ведало делами об ассигновании средств на содержание судебных мест и о назначении жалования чинам министерства). В состав Первого департамента входило также Управление эмеритальной кассы. Законодательное отделение Первого департамента 28 декабря1892 года было преобразовано в Юрисконсультскую часть. Управление ею было возложено на старшего юрисконсульта на правах вице-директора департамента. Второй Департамент Министерства юстиции - административный орган, в обязанность которого входил надзор за производством дел в судах и личным составом судебного ведомства. В его компетенции находились производство по судебным делам, поступившим в министерство, и по вопросам, касавшимся применения к частным случаям гражданского и уголовного законодательств, производство по сообщаемым из Канцелярии прошений, на высочайшее имя приносимых, всеподданнейших ходатайств о частной амнистии, дела об обращении недвижимых имуществ в заповедные, дела по судебному надзору, по герольдии, рассмотрение проектов частных и общественных предприятий, переписка с иностранными судебными учреждениями. 28 декабря1892 года компетенция Второго департамента была расширена. В нее были включены; переписка по обнародованию высочайших манифестов, ведение дел по личному составу Сената и судебных установлений, производство по ревизиям судебных мест и должностных лиц, переписка о назначении пособий членам судебного ведомства. С 1890 по 1893 год Второй Департамент состоял из: 1-го уголовного отделения, в ведении которого находились все судебно-уголовные дела общей подсудности, поступившие на рассмотрение центрального управления министерств а; 2-го уголовного отделения, в котором рассматривались дела о политических преступлениях; гражданского отделения, наблюдавшего за правильностью производства дел в судебных установлениях и рассматривавшего вопросы применения гражданского законодательства к частным случаям; отделения личного состава и Канцелярии. По штату центрального управления Министерства юстиции от 28 декабря 1892 года, 1-е уголовное отделение было разделено на 2 самостоятельных отделения: в 1-е поступали дела С.-Петербургской, Виленской, Варшавской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Омской и Иркутской судебных палат; во 2-е - дела Московской, Харьковской, Киевской и Одесской судебных палат. 2-е уголовное отделение было преобразовано во Временную канцелярию по производству особых уголовных дел при Министерстве юстиции. 25 декабря 1895 года было проведено перераспределение дел между Первым и Вторым департаментами Министерство юстиции. К ведению Первого департамента были отнесены: дела, требовавшие изменения, дополнения и пояснения закона; рассмотрение вопросов об учреждении, преобразовании или упразднении судебных мест или должностей; принятие общих мер к лучшему устройству какой-либо части ведомства Министерства юстиции ; заведование статистической частью и издание ведомостей справок о судимости; составление всеподданнейших отчетов по Министерство юстиции , производство по судебным делам, поступавшим в министерство, и по вопросам о применении к частным случаям постановлений гражданского и уголовного законодательства; производство по сообщаемым из Канцелярии прошений, на высочайшее имя приносимых, всеподданнейшим ходатайствам; дела об обращении недвижимых имуществ в заповедные, герольдейские дела, рассмотрение проектов частных и общественных предприятий; переписка по связям судебных установлений империи с иностранными суд. местами. В составе Первого департамента были оставлены Юрисконсультская часть и статистическое отделение. Распорядительное и счетное отделения и Управление эмеритальной кассы вошли в состав Второго департамента. Из Второго департамента в Первый были переданы 1-е и 2-е уголовные отделения и гражданское отделение. 8 января 1905 года в состав Первого департамента было включено 3-е уголовное отделение, преобразованное из Временной канцелярии по производству особых уголовных дел. Оно осуществляло наблюдение за правильностью производства дел в судебных установлениях. В сентябре 1917 года было образовано 4-е уголовных отделения, рассматривавшее дела по жалобам частных лиц и протестам прокуроров, прошения о частной амнистии, а также дела о внесудебных арестах и самосудах. В 1894 и 1899 гг. при Первом департаменте Министерства юстиции действовала Комиссия по составлению местных запретительных книг. К ведению Второго департамента были отнесены: переписка по обнародованию высочайших манифестов и повелений, касавшихся другим ведомств; заведование делами личного состава Сената, судебных установлений и состоявших при них лиц; производство по ревизиям судебных мест и должностных лиц; заведование распорядительной, хозяйственной, контрольной и счетной частями; производство по делам, поступившим из Первого и Второго департаментов Сената, а также из Первого общего собрания Сената, за исключением дел подлежащих рассмотрению Консультации при Министерстве юстиции ; дела о назначении пенсий и пособий и других денежных назначениях; заведование регистратурой, экзекуторской частью и архивом центрального управления. В состав Второго департамента вошли распорядительное и счетное отделения, Управление эмерительной кассы, ранее находившиеся в Первом департаменте. Из Второго департамента в Первый были переданы 1-е и 2-е уголовные и гражданские отделения. При Министерство юстиции состояли также: редакция "Журнал Министерства юстиции" (1859-1870, 1878-1876, 1892-1917; в 1869-1870 выходил в качестве приложения к "Судебному вестнику" под названием "Судебный журнал", в 1873-1876 -"Судебный журнал, бывший "Журнал Министерства юстиции"); Эмеритальная касса (с 1885); Благотворительное общество судебного ведомства (с 1895); Училище правоведения (с 1835); Константиновский межевой институт и землемерные училища в городах Пскове, Пензе, Курске, Уфе и Тифлисе, Московский архив Министерства юстиции, Сенатский архив, Варшавский главный архив древних актов, Архив Центрального управления Министерства юстиции. После Октябрьской революции на основе Министерства юстиции создан Народный комиссариат юстиции. Министры:
См. также статью: "Генерал-прокурор". Вернуться назад |