Главная > "Б" > Бюджет

Бюджет


17 декабря 2010. Разместил: 996d67df0d686ca

Бюджет

С XVII в. по настоящее время.

Финансовый документ. План образования и использования фонда денежных средств и цифровое изображение предстоящих государству или публично-хозяйственной единице расходов и ожидаемых доходов на определенный период времени.

Термин происходит от старо-нормандского bougette (кожаный мешок).

В России подобие Бюджета встречается не ранее XVII в., а первая попытка внести в эту область порядок принадлежала Петру I в 1708 году, когда он повелел начальникам управлений съезжаться в ближнюю канцелярию для обсуждения финансовых дел. Позднее эта задача перешла в ведение Сената.

С учреждения губернского управления губерниям было предписано собирать сведения о доходах, а в 1709 и 1711 гг. были собраны съезды губернаторов в Москве. На основе доставленных ими сведений ближняя канцелярия составила сравнительно полную и обстоятельную "роспись доходов и расходов». С упадком значения канцелярии этой работой занимались коллегии. До Екатерины II вопрос о Бюджете мало продвинулся вперед.

В 1773 г. учреждена Экспедиция о государственных доходах, на которую была возложена задача сбора сведений о денежных поступлениях в казну и предполагаемых расходах.

С 1769 года заведены общие окладные книги, в начале и конце года стали составляться особые табели о доходах и расходах, об остатках и недоимках. Но все это мало упорядочивало финансы. В Наказе Министерству финансов от 25 июня 1811 года Александр I предписал составлять ежегодные сметы. Это положение существовало до издания Правил 1862 года.

18 февраля 1859 года Высшая комиссия для выработки коренных начал государственной отчетности выработала 11 пунктов составления Бюджета, на основании которых 22 мая 1862 были высочайше утверждены "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений», введенные в действие с 1863 года. В том же году впервые был опубликован Бюджет под названием "Табель о расходах и доходах».

Виды Бюджета: по способу составления Бюджета:

1) брутто или валовой Бюджет и

2) нетто или чистый Бюджет.

Бюджет брутто показывает полностью все доходы и расходы как по взиманию денег так и по управлению ими; Бюджет нетто отмечает лишь разницу между цифрами поступлений и издержками взимания, а из расходов - лишь средства, ассигнуемые на управление.

К достоинствам Бюджета нетто принадлежала его наглядность.

В государственной росписи 1873 года из отдела доходов были исключены графы: "издержки взимания» и "чистый доход». В том же году в отделе расходов "издержки взимания» были слиты с "расходами общего государственного управления».

Валовой Бюджет (брутто) мог быть пространным и сокращенным, смотря по тому, вносятся ли в него все доходы и расходы, в том числе и оборотные и переходные суммы, или же только действительно поступающие и расходуемые за счет государства.

Существенное значение имеет деление Бюджета на -

1) ординарный (обыкновенный) и

2) чрезвычайный (экстраординарный).

Законодательным нормативом 4 июня 1894 года к чрезвычайным отнесены: вклады в Государственный банк на вечное время; значительные единовременные поступления от специальных капиталов, обращаемые в общие средства государственного казначейства, или от продажи государственной собственности; суммы, возвращаемые частными железно-дорожными обществами из их облигационных средств (см. Облигация) в погашение выданных из государства казначейства ссуд; поступления от займов и т.п. кредитных операций.

К чрезвычайным расходам отнесены: расходы на сооружение новых железных дорог; на изготовление и приобретение подвижного состава и железно-дорожных принадлежностей в чрезвычайных размерах; издержки, вызываемые войной, военными экспедициями и др. народными бедствиями; неурожаи, эпидемии т.п.; расходы по досрочной уплате капитала по государственным займам, вне точного, определенного условиями займа, погашения.

Военное вознаграждение было перенесено в раздел обыкновенных доходов, а расходы по перевооружению армии, на заготовку резервов продовольствия, на модернизацию портовых сооружений и железных дорог - в раздел ординарных расходов.

С 25 декабря 1895 года сметы чрезвычайных расходов стали представляться в Государственный Совет к 1 ноября предшествующего бюджетному года.

Структура Бюджета (филиация) находилась в тесной связи с принятой в стране системой финансового хозяйства.

Согласно действующему законодательству с 1862 года государственная роспись составлялась из сведенных воедино финансовых смет министерств и главных управлений.

По своему содержанию она распадалась на 2 раздела: государственные доходы (обыкновенные и чрезвычайные) и государственные расходы (обыкновенные и чрезвычайные).

Первый содержал 9 отделов:

I - прямые налоги;

II - косвенные налоги;

III - пошлины;

IV - правительственные регалии (привилегии на получение определенных законом доходов);

V – казенные имущества и капиталы;

VI - отчуждение государственного имущества;

VII - выкупные платежи;

VIII - возмещение расходов государственного казначейства;

IX - доходы разного рода.

Отделы разделялись на 35 параграфов.

Параграфы делились на статьи, а статьи на пункты.

В общей росписи приводились только отделы и параграфы, а в финансовых сметах министерств - все 4 уровня. При этом подразделения доходных смет ведомств соответствовали делениям общей росписи.

Расходы (обыкновенные) излагались в Бюджете по министериальной системе и делились на 15 отделов, которые, в свою очередь, делились на 147 параграфов, и, в финансовых сметах ведомств, на статьи.

Для большей наглядности к росписи прилагался краткий "свод росписи государственных доходов и расходов», в котором показывались общие итоги как обыкновенных доходов и расходов, отдельные доходные и расходные статьи, так и чрезвычайные доходы и расходы.

Охватывая всю хозяйственную жизнь страны, Бюджет давал полное изображение всех ресурсов государства и всех его нужд. Поэтому он должен был быть один для всего государства и отражать не только частные бюджеты отдельных ведомств, но и местных публичных союзов. Но такая централизация на практике оказалась невозможной и поэтому вместе с государственным существовали земские Бюджеты, прилагаемые к нему. Такую смету, например, имело ведомство учреждений императрицы Марии. Кроме того, специальные Бюджеты применялся в тех случаях, когда государству предстояли необычные долгосрочные расходы вследствие введения какой-либо реформы, выплаты долгов и т.п. Всякий Бюджет составлялся на определенный срок, в течении которого он имел силу. В применении государственного Бюджета этот срок назывался финансовым или бюджетным сроком.

В России бюджетный срок продолжался с 1 января и заканчивался 31 декабря

Исключение составляли строительные кредиты, которые ассигновались по отделу чрезвычайных расходов и оставались открытыми в течение 3-х лет (остальные - в течение 2-х лет). После этого срока кредиты закрывались.

Льготным сроком для окончания расчетов по обязательствам казны, заключенным в течение сметного года, являлось 31 марта следующего за сметным года для всех ведомств, кроме военного, для которого таким сроком было 30 апреля.

Каждое министерство и главное управление ежегодно составляло финансовую смету по особо установленной форме. Основанием им служило "расписание о доходах и расходах» местных учреждений. На их основании составлялось "частное расписание» по отдельным губерниям и округам. Каждое министерство и главное управление, проверив данные частных расписаний и дополнив их новыми данными, составляло на основе всех этих расписаний и расписаний о собств. средствах и потребностях, финансовую смету из 4-х частей:

1) перечень;

2) подробная смета;

3) приложения;

4) объяснительная записка.

Сметы рассматривались Советами министерств, и в печатном виде препровождались в Министерство финансов и государственный контроль. По рассмотрении в течение месяца сметы представлялись в Государственный совет.

Сметы министерства путей сообщения, за исключением доходов и расходов на эксплуатацию железной дороги, рассматривались в особом совещании из представителей министерств: путей сообщения, финансов и государственного контроля. Министерство финансов, одновременно с проектом государственной росписи, представляло в Государственный совет исчисления о чрезвычайных расходах.

8 июня 1893 высочайше утверждено расписание сроков представления каждым министерством и главным управлением смет доходов и расходов в Государственный совет, Министерство финансов и Государственный контроль.

Бюджет рассматривался и обсуждался в департаменте экономики Государственного совета с учетом замечаний министра финансов и государственного контролера и объяснений ведомств. Составлялись заключения, которые вносились в журнал Государственного совета. Исправленные сметы поступала в министерство финансов, где на их основе составлялась государственная роспись, которая вновь шла на утверждение в департамент экономики Государственного совета и, не позднее 15 декабря, на собственноручное высочайше утверждение.

Текст Бюджета печатался в сенатской типографии, после чего конторой типографии рассылался при сенатских ведомостях и публиковался в Полном собрании законов Российской империи.

Синонимы: государственная роспись доходов и расходов; роспись доходов и расходов; бюджет государственный.


Вернуться назад