Главная > "В" > ВОЕННЫЙ БЫТ

ВОЕННЫЙ БЫТ


22 ноября 2011. Разместил: 996d67df0d686ca

ВОЕННЫЙ БЫТ

ВОЕННЫЙ БЫТ, частное понятие в отношении общего понятия "быт», под которым разумеется совокупность устойчивых для данной эпохи жизненных явлений, отражающих нравы, идеи и жизненные задачи группы лиц, объединенных или кровным происхождением, или местом жительства, или общностью занятий и т. и., или сочетанием всех этих условий.

Это общее широкое понятие, в зависимости от преобладающих стремлений и их проявлений в данной человеческой группе, распадается на отдельные формы быта, составляющая частные стороны общей бытовой картины. Так, из общего представления о быте данного народа могут быть выделены: религиозный быт, семейный, экономический, общественный и т.д.

Как при общем, широком, так и при частном, суженном понимании быта, условия, его создающие, крайне многообразны, т. к. они зависят от физических свойств лиц данной группы, характера природы и климата, географического положения страны, степени умственной и нравственной культуры, содержания и характера религиозных верований, строя политической и общественной жизни и т.п. При всех данных условиях существенное влияние на бытовой уклад оказывает характер и род деятельности. Боевая деятельность во все эпохи имела своей первопричиной борьбу за существование рода, племени, народа, государства. Эта борьба требовала соединенных усилий многих лиц при непременном объединении управляющей их действиями воли. Другими словами, как говорил Спенсер, армия уже в первичной своей форме была принудительной кооперацией, проникнутой двумя логически связанными началами — централизации власти и иерархии.

Целесообразная организация воинской корпорации неизбежно требовала регламентации не только чисто боевой деятельности, но и жизненного уклада, благоприятствующего этой последней. Поэтому естественно возникла необходимость в нормировке не только службы, но и частной жизни (так, в древнем Риме воинам запрещалось приобретать земельную собственность в тех провинциях, в которых они служили, запрещались браки, занятия некоторыми ремеслами и т. и.). Уже эти факторы, могущие быть отнесенными к внешним, но специфическим именно для армии, должны были существенно повлиять на склад Военного быта. Были, однако, еще факторы внутренние не меньшего значения. Кооперация, сотрудничество немыслимо без взаимной помощи, поддержки. А эта последняя при совместной жизни и труде воплощается в могущественное чувство, если не дружбы, то хотя бы профессиональных товариществ.

Далее, единство действий требовало, согласовали в направлении воли каждого воина с волею вождя и единства мотивов, а это достигалось во все времена и у всех народов дисциплиной (см. Дисциплина) Этот крупный этико-правовой фактор, пересоздавая нередко психический склад человека и во всяком случае существенно его изменяя, настолько резко окрашивал все формы проявления интеллекта, что элементы дисциплинированности передавались в поколениях путем наследственности.

 Указанные пять специальных факторов Военного быта (централизация, иерархия, регламентация частной жизни, товарищество и дисциплина) были основными и порождали собой ряд производных, как положительных, так и отрицательных. Цель боя—победа; достижение её сопряжено с опасностью для жизни; следовательно, необходимым условиям её для воина является храбрость, соединенная с бесстрашием перед опасностью, с пренебрежением к смерти; отсюда — культ храбрости в Военном быте.

Т. к. качество это неразрывно связано с признанием малой ценности жизни вообще, то этим самым объясняются проявления в Военном быте жестокости и суровости. Из иерархии и дисциплины, требующих повиновения, вытекают, как положительный качества, покорность закону и главе государства, т.-е. верноподданство и воинской доле; с другой стороны, повиновение, подавляя личность и личную инициативу, прививает нередко слепую веру в авторитет. Товарищество способствовало развитию особых корпоративных принципов чести, но обособляло войско от народа, внося некоторый антагонизм между мирного населением и войском. Однако, в войске, составляющем часть народа, отражается в значительной степени и быт последнего. Поэтому а priori несомненно, а история это доказывает неопровержимо, что, как быт народа, так и Военный быт, национален.

Главнейшими этапами, пройденными в бытовом отношении войском, м. быть признаны:

1) кочевой период, когда весь народ представляется военной общиной и Военный быт сливается с народным;

2) период оседлости, когда класс свободных земельных собственников обособляется в особый военной класс, вследствие чего численность войск уменьшается, и быт его приобретает постепенно кастовый характер;

3) развитие промышленности способствует развитию в народах мирных качеств, вследствие чего обособленность армии от народа возрастает, и временные армии обращаются в постоянные (народное ополчения, земские войска и т.пи.), в форме наемных войск, вербовочных армий, армий, комплектуемых путем рекрут, наборов и конскрипций и, наконец, путем всеобщей воинской повинности. Т. обр., историческая эволюция Военного быта возвращаете человечество в настоящее время к тому, что армия вновь становится вооруженным народом.

См. Иностранный военный быт и Русский военный быт.


Вернуться назад