Главная > "О" > Орденское облачение тамплиеров

Орденское облачение тамплиеров


24 июля 2013. Разместил: templarius

Об орденском облачении тамплиеров

ННГНННИТСД

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

В своем описании в латинской редакции Устава ордена Храма французская исследовательница Средневековья Марион Мельвиль пишет: "...Далее следует описание внешнего облика братии. Их одежда должна быть либо чисто белого, либо черного цвета из грубой ткани и не должно быть теплой одежды из какой-либо кожи, кроме овчины. Они должны получать такую одежду, которую носят конюхи».

 

Во французской редакции Устава ордена Храма в параграфе 17 пишется дословно следующее: "Что касается одежды братии: указываем, что вся одежда братии должна быть в любое время года одного цвета: белого или черного. Всем братьям-рыцарям зимой и летом разрешается носить по возможности белый плащ. Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ: пусть те, кто оставил эту темную жизнь, оденут белое одеяние и будут соединены со своим Создателем. Что означает целомудрие? Целомудрие – это уверенность в телесной храбрости и здоровье.»

 

Необходимо отметить императивное высказывание "…Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ…». Само по себе это изречение показательно своим глубоким символическим и ритуальным смыслом, вложенным в ношение белого плаща.

 

В подтверждение этих слов далее на стр. 267 "Истории ордена тамплиеров» Марион Мельвиль читаем следующее: "Уголовный кодекс» тамплиеров содержит семь видов наказания – самым тяжким является отстранение от должности и изгнание из ордена. "Самое страшное – это уйти из Дома, сохрани Боже от этого». Изгнание из ордена безвозвратно. Виновник должен "уйти спасать свою душу в более строгом ордене», предпочтительно к цистерцианцам, если только те желают его принять. Следующим по строгости наказанием является "потерять свою одежду». Эта принудительная мера наказания может применяться в течение продолжительного времени, но не более года и одного дня. Плащ с виновника снимается на соборе, после этого на него снова надевают вещи без красного креста. Он живет в доме духовного лица и трудится вместе со слугами, до тех пор, пока не заслужит милость. Третья санкция – это "когда необходимо отказаться от своих одеяний во имя Бога». Это является менее унизительным наказанием, налагаемым в исключительных случаях – виновник должен поститься три раза в неделю до тех пор, "пока Бог и братия не проявят милосердие и не простят его». Он должен есть на земле "на своем плаще и ездить на осле или выполнять какую-либо другую работу из наиболее грязных работ в доме, то есть мыть посуду на кухне, чистить лук и чеснок или разводить огонь <…>, носить свой плащ очень туго завязанным и ходить, насколько это возможно, выражая полное смирение».

 

Вывод напрашивается сам собой. Белому плащу отводится намного большее значение, чем обычному отличительному знаку. Его изъятие присутствует в третьем, самом строгом, наказании ордена и означает окончательное или временное лишение благословения или благодати.

 

Интересно, что белая одежда являлась весомым доказательством принадлежности к Ордену Храма в первые годы после его учреждения. Учитывая исключительные привилегии и льготы, данные рыцарям-тамплиерам многими папами, ношение белой одежды подразумевало распространение действия этих привилегий и льгот на носящих их. Не были исключением и злоупотребления ими. О том, до какой степени вредили Ордену эти злоупотребления, мы можем судить по факту, что этим случаям посвящен целый параграф французской редакции Устава тамплиеров. В параграфе 68 пишется следующее: "Пусть сержанты и оруженосцы не носят белых одеяний, так как это наносит Дому большой ущерб. Потому что в землях по другую сторону гор появились лжебратья, женатые и прочие, которые называют себя братьями ордена Храма, будучи мирянами. Это большой позор для нас, а для ордена рыцарей – большой вред, поскольку те оруженосцы преисполнены гордостью, сопровождающейся массовыми беспорядками. Необходимо им дать черную одежду, а если нет таковой, должна быть одежда, которая найдется в той провинции, но из грубого материала».

 

О значении белого плаща, как самого мощного и специфического символа Ордена Храма, говорит и тот факт, что лишение права носить его упоминается в булле "Vox in Excelso» от 22 марта 1312 г. папы римского Климента V, где пишется следующее: "...Большинство кардиналов и членов совета постановило, что лучше, целесообразней и более угодно Богу, также для сохранения чистоты христианской веры, в помощь Святой Земле и по многим другим причинам, запретить тамплиеров. Был выбран именно этот путь. Напоминая, что римская церковь имела намерение распустить прославленный военный (рыцарский- В.А.) Орден, по причине несравнимо менее серьезной, нежели вышеизложенной и вместо предъявления братству столь ужасных обвинений, мы не без муки и сердечной печали и без судебных тяжб, а в соответствии с нашими апостольскими и бессрочными обязательствами, распускаем вышеупомянутый орден тамплиеров и отменяем его Устав, одежду и наименование и налагаем запрет на его дальнейшую деятельность с утверждения святого Собора, также строго запрещаем кому-либо становиться членом ордена в будущем или носить его одежду, или называться тамплиером перед другими людьми. Если кто-нибудь нарушит нашу заповедь, будет отлучен от церкви ipso facto. Кроме того, мы оставляем братию и имущество этого ордена в распоряжении Святого Престола и имеем намерение с Божьей помощью использовать все это во благо христианской веры и Святой Земли еще до окончания этого Собора».

 

Надеемся, читатель видит, что Устав, плащ и имя ордена Храма изымаются до изъятия имущества и другой собственности. Они, по-видимому, представляют собой исключительную ценность. Вероятно, лишение ордена Устава, одежды и имени, было направлено на то, неким мистическим образом отнять у него силу.

 

Если вначале папа Климент V скрывался за "большинством кардиналов», то впоследствии он лично отлучает от церкви даже людей, которые называют себя тамплиерами (возможно, и не являясь таковыми в действительности). Это, по всей видимости, является причиной того, что каждый раз, когда тамплиерский крест с равновеликими перекладинами "пате» изображается на чьем-либо гербе, ордене, другом военном отличии или другим способом, он именуется "мальтийским» по настоящее время. Просто слово "тамплиер» несет на себе печать проклятия Католической церкви на протяжении многих веков.

 

Другим уникальным символом рыцарей-тамплиеров является красный крест, который они носят на своих белых плащах. Вначале сам по себе красный крест не представлял отдельный от плаща символ ордена Храма. Марион Мельвиль описывает в своей "Истории...» (стр.60) появление красного креста на белых плащах тамплиеров в следующих выражениях: "В следующем году (1147 г.) папа Евгений III прибывает в Париж. Перед алтарем в аббатстве Сен-Дени, король принимает посох паломника и получает из рук папы орифламму (главное военное знамя королевства, представлявшее собой в описываемый период алое полотнище, расшитое золотыми "пламенами», то есть языками пламени - В.А.). В Пасхальную октаву (27 апреля) Евгений III присутствует на Генеральном соборе ордена Храма в их новой резиденции в Париже, где присутствовал также король Франции, архиепископ Реймса и многие другие прелаты. Собралось сто тридцать рыцарей, каждый из которых надел свой белый плащ. Магистр Франции Эврар де Бар напоминает своим самым лучшим воинам, идущим в горы Киликии на помощь французским рыцарям об их опыте войны в Испании против мавров». Очевидно особое впечатление, которое производят тамплиеры, поскольку фраза "братия ордена Храма < >, каждый из которых надел свой белый плащ», повторяется многими историками, даже в официальных документах. На этом соборе папа Евгений III дарит тамплиерам право носить изображение алого креста на левой стороне своего плаща, "чтобы этот победоносный знак служил им как щит, и никогда не отступать перед неверными». Крест вырезался из красной ткани (обычно из сукна) и был самой простой формы: "принадлежащие к ордену Храма носят обыкновенный крест красного цвета». Марион Мельвиль умалчивает о том, когда именно стали использовать крест "патэ» (лапчатый крест - первый из второго ряда тамплиерских крестов различной формы, помещенных нами в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры) или "тагму» (четвертый из второго ряда), как основные символы Ордена Храма, но касательно четвертого из первого ряда, один болгарский исследователь имеет свое особое, весьма интересное мнение. В этом нет ничего странного, поскольку Болгария всегда была частью связывающего звена Востока, с его древними верованиями, с христианской Европой.

 

Особым видом тамплиерского креста был так называемый патриарший (двойной, лотарингский, лорренский) крест. Правом носить его пользовались исключительно рыцари тамплиеры. Этим правом их наделил иерусалимский патриарх при учреждении ордена. Существует мнение, что лотарингский крест был сделан из фрагментов креста, на котором был распят Иисус Христос. Две поперечные перекладины называются "золотой серединой». Мы знаем, что он символизирует двойную защиту: духовную и физическую. С той поры и по сей день только полноправные члены ордена Храма имеют законное право носить его на своем орденском облачении.

 

Здесь конец и Господу нашему слава!


Вернуться назад