Главная > "Г" > Главный военный суд

Главный военный суд


8 июля 2014. Разместил: 996d67df0d686ca

Главный военный суд

ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ СУД, являлся в нашей армии верховным кассационным судом; не решая дел по существу, он следит за охранением точной силы закона и единообразным его применением прочими военными судами.

Главный военный суд состоял из председателя и членов постоянных и временных.

Число постоянных членов было установлено штатом (5), а временные — назначались с Высочайшего соизволения, в числе 2 генералов, командующих частями войск в Спб. и его окрестностях или состоящих в штабах этих войск на срок 6 мес., при чем каждые 3 мес. один из временных членов выбывал по очереди.

Кроме того, тем же порядком назначался один запасной член.

Рассмотрению Главного военного суда подлежали все кассационные жалобы и протесты на окончательные приговоры военно-окружных и временных военных судов, а равно и некоторые частные жалобы и протесты. Не признавая за Главным военным судом права решать дела по существу, наш военно-судебный устав предоставлял ему, однако, право в случаях жалоб и протестов, из коих усматривается лишь неправильное определение закона о наказании осужденному, отменяя неправильное определение суда в этом объёме, постановлять самому решение о наказании осуждённого сообразно с законом.

Кроме чисто судебной деятельности, на Главный военный суд возлогался ряд других разнообразных функций. Главнейшей из них является выполнение обязанностей законосовещательного органа, для обсуждения всех законов по военно-судной части (97 ст. основного закона 23 апр. 1906 г.).

Этим видом своей деятельности Главный военный суд отличался от учреждений того же рода всех остальных государств Европы.

Сам Главный военный суд правом возбуждения законодательных вопросов не обладал, а таковое принадлежало военному министру, который, или по собственному усмотрению, или по представлениям главного военного прокурора, вносил через последнего законодательные вопросы в Главный военный суд в виде записок, в которых излагались поводы возникновения вопросов, существующие на этот предметы законы и проекты будущих узаконений.

Заседания Главного военного суда по законодательным вопросам были не публичны. Обсуждение вопроса начиналось с устного доклада дела одним из членов, после чего членами обсуждался вопрос, выслушивалось окончательное заключение главного военного прокурора и производилось голосование.

Мнения единогласные, а при разногласии мнения большинства и меньшинства представлялись через главного военного прокурора в особом докладе военному министру, который подносил таковой со своим заключением на усмотрение Монарха.

Если законодательные вопросы касались и военно-морского ведомства, то они подвергались обсуждению в соединенном собрании главного военного и военно-морского судов.

Затем Главный военный суд был облечен властью предания суду за все общие преступления, не касающиеся обязанностей службы, лишь генеральских чинов, равно как председателя и членов главного военно-морского суда, главного военно-морского прокурора и его товарища.

Далее Главный военный суд предавал суду за преступные деяния по нарушению должностных обязанностей всех лиц военно-судебной магистратуры, лиц военно-прокурорского надзора и военных следователей, временных членов военно-окружного и временного военного судов.

Точно также м суд окончательно решал вопросы о разногласиях между военными прокурорами и военными начальниками относительно предания суду, когда военные начальники не находили возможным согласиться с заключением военно-прокурорского надзора на предание военному суду их подчиненных. Кроме того, от Главного военного суда зависело разрешение на возобновление дел, прекращенных без постановления судебного приговора, вследствие соглашения главного начальника военного округа с военным прокурором или по определению Главного военного суда. Далее от Главного военного суда зависело разрешение на возобновление дел по причинам, указанным в законе (устав военно-судебный, ст. 1056).

Ведомству Главного военного суда подлежали также дела о дисциплинарных взысканиях с лиц военно-судебного ведомства.

Далее, Главному военному суду принадлежало право объявлять замечания и выговоры военным судам в целом их составе или в составе присутствий.

Главный военный суд имел право удалять от должности и увольнять от службы за проступки и упущения против судейских обязанностей председателей военно-окружных судов и судей.

Ему же предоставлено, было, право объявлять замечания и выговоры также и временным членам военно-окружных судов за должностные проступки.

Дисциплинарному взысканию в отношении указанных выше должностных лиц и дел обязательно предшествовало дисциплинарное производство.

Особенностью его являлось непременное выслушивание заключения главного военного прокурора и объяснений подсудимого.

К Главному военному суду восходили на разрешение и разногласия военных начальников с военным прокурором, по жалобам частных лиц на отказ со стороны военных начальников о производстве предварительных следствий по делам, подсудным военно-окружному суду.

Ревизионные функции за Главным военным судом по закону не установлены, но, по толкованию практики, Главный военный суд в порядке надзора осуществлял ряд чисто ревизионных действий, как-то: входило в рассмотрение общих и особенно уменьшающих вину обстоятельств, признанных судами; рассматривание постановления военно-окружных судов по жалобам и протестам, кои по содержанию своему не могли ни обжаловаться, ни опротестовываться; обнаруживание в приговорах военно-окружных судов нарушения существующих форм и обрядов судопроизводства, хотя бы по ним и не было принесено жалоб и протестов или указывает на такие нарушения суду, их допустившему, или отменялся приговор, исправление его, или даже сам постановлял новый приговор, если означенные действия Главного военного суда не влекли за собой усиление кары виновному.

Затем, ревизионные функции выполнялись Главным военным судом в отношении приговоров полковых судов, вступивших в законную силу, представленных на исправление военным начальниками.


Вернуться назад