Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
При всяком издаваемом повелении всегда за предмет иметь пользу службы, честь и сохранение полку.
П. А. Румянцев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Опперман Карл Иванович

Опперман Карл Иванович (1765, Дармштадт - 2.7.1831, Выборг, Karl Ludwig Wilhelm Oppermann), граф (1.7.1829), инженер-генерал (12.12.1823). Почетный член Петербкргской академии наук (с 1829).

Портрет Карла Ивановича Оппермана (1765/66-1831). 1821 г. Доу, Джордж. Военная галерея Зимнего дворца. Холст, масло. 70х62,5 см. ГЭ

Из дворянского рода герцогства Гессен-Дармштадт; сын тайного советника.

В 1779 поступил в гессенскую армию и в 1783 получил чин инженер-капитана.

В 1783 г. он просил Императрицу Екатерину II о принятии его в русское подданство и 12 октября 1783 г. был зачислен в наш инженерный корпус с чином подпоручика (поручика?).

Быстро освоившись с условиями новой жизни, Опперман, хорошо владевший французским, немецким, латинским и греческим языками, изучил и русский язык.

Участник русско-шведской войны 1789-90, находился в распоряжении командующих нашими флотскими отрядами, участвовал почти во всех морских сражениях: 6 июля 1788 г. — у Гогланда; 6 октября того же года — под Свеаборгом; 13 августа. 1789 г. — у Роченсальма, где построил в несколько часов береговые батареи, немало содействовавшие разгрому шведского флота; в бою 21 июня 1790 г. у Биорке (Бьоркезунда) Опперман заслужил орден Св. Георгия 4 кл. и чин капитана.

28 июня 1790 г. под Роченсальмом Опперман один из первых бросился на абордаж шведской канонерки, был ранен и попал в плен, из которого возвращен по заключении мира.

Участник подавления Польского восстания 1794 г., состоял при армии Кречетникова.

Уже в первые годы своей службы Опперман приобрел репутацию весьма дельного военного инженера; по поручению высшего начальства он составил соображение об укреплении нашей западной границы, в ряду коих нельзя не отметить настояний об укреплении Динабурга и Бобруйска, тогда отвергнутых; любопытно и то, что Опперман обнаружил в своем труде большую широту взгляда на военные задачи и отчужденность от рутинной тогда увлеченности крепостями, считая, что последние должны служить армии, а не наоборот.

В последние годы царствования Екатерины II, когда вершителем инженерных вопросов стал генерал-фельдцейхмейстер князь Платон Зубов, Опперман сделался близким ему лицом; черновики почти всех бумаг по инженерной части, исходивших от князя, писаны рукою К. И. Оппермана.

При Павле I, в чине майора, Опперман состоял при «депо карт» и составил замечательное описание западной границы, в коем, м. проч., указывал на необходимость укрепление Брест-Литовска.

В 1797 г. назначен состоять при Депо карт.

6 марта 1798 г. произведен в полковники. Не смог сработаться с А.А. Аракчеевым и неожиданно 3 октября 1799 г. был уволен в отставку с чином генерал-майора.

5 октября 1800 г. возвращен на службу генерал-майором и определен в Департамент водяных коммуникаций, а через год, по-прежнему, назначен в депо карт.

15 апреля 1801 г. назначен в Собственный Его Величества Департамент и зачислен в свиту императора.

В марте 1803 командирован в Финляндию для улучшения обороноспособности приграничных крепостей.

Принимал участие в составлении подробной карты России - под его редакцией издана 1-я систематической карта России, известная под названием «столистной»; за эту работу, а также за составление полного атласа российских крепостей, Опперман получил орден Св. Анны 1 кл. В то же время Опперман состоял в распоряжении генерал Ван-Сухтелена и был его сотрудником по разработке нового положения об инженерной части.

В 1803 г., с 18 марта по 9 июня, приводил в порядок финляндские крепости.

6 января 1805 г. командирован был командирован «по секретному поручению» в Италию с заданием осмотреть французские укрепления и затем назначен генерал-квартирмейстером российско-англо-неаполитской армии в Италии; вернулся в Спб. через год.

В кампанию 1806-07, с ноября 1806 по марта 1807 г., состоял в составе корпуса генерала Эссена I и участвовал в сражениях при Острове и Остроленке.

В 1807 г. приводил в оборонительное состояние Кронштадт.

Во время русско-шведской войны 1808-09 гг. руководил обновлением укреплений Выборга, Нейшлота и Тавастгуста; с января 1809 г. инспектор Инженерного департамента Военного министерства.

Опперман много потрудился над новой организацией наших инженерных войск; по его инициативе, число саперных и пионерных батальонов было доведено до числа корпусов; была организована к 1810 г. при инженерном департаменте школа кондукторов, подготовлявшая военных инженеров и офицеров для инженерных войск, которая в 1819 преобразована в Главное инженерное училище.

Около этого же времени Императрица Мария Феодоровна, лично выбиравшая учителей и наставников для своих сыновей, высоко оценив Оппермана в период его работ по дворцовым зданиям в Павловске, предложила ему преподавание военных наук Великому Князю Николаю Павловичу. Но Опперман, обремененный административными обязанностями, затруднился быть учителем Великого Князя; он принял на себя лишь общее руководство военным образованием Августейшего юноши, а несколько позже в число предметов обучения вошли «беседы с генералом Опперманом о военных науках»; эти беседы заключались в том, что Николай Павлович самостоятельно разрабатывал предлагаемые Опперманом темы, а затем готовые работы подвергались совместные разбору их составителем и руководителем.

В 1810-1811 гг. руководил спешной постройкой Динабургской и Бобруйской (1810) крепостей. Последнюю он привел к Отечественной войне в состояние, позволившее крепости оказать большую подмогу кн. Багратиону при соединении его с Барклаем и выдержать до конца военных действий блокаду корпусом Домбровского.

30 июля 1811 произведен в инженер-генерал-лейтенанты.

С 28 февраля 1812 г. директор Инженерного департамента, с оставлением и в прежней должности.

В октябре 1812 назначен также состоять при Главной квартире Русской армии, фактически контролировал инженерные войска (и их снабжение) действующей армии.

Опперман участвовал в военных действиях: с марта по октября 1812 г. — при 1-й и 3-ей армиях; далее по март 1813 г. — при Кутузове, находясь под огнем при Бородине, Малоярославце, Вязьме и Красном и получив за услуги орден Св. Александра Невского; в марта 1813 г. руководил осадою Торна и, после ее капитуляции, удостоился награждение орденом Св. Георгия 3 кл.; с апреля по 19 июня командовал войсками, блокировавшими Модлин; затем, состоя в должности начальника штаба Польской армии, участвовал в боях при Пирне, Доне, Дрездене, Лейпциге, Магдебурге и Гамбурге.

С июля 1813 начальник Главного штаба полевой армии.

Принял участие в сражениях при Дрездене, Пирне, Лейпциге, осаде Магдебурга и Гамбурга.

С 20 января 1818 г. генерал-инспектор по инженерной части.

С вступлением Великого Князя Николая Павловича 20 января 1818 г. в должность генерал-инспектора по инженерной части, Опперман становится ближайшим и преданнейшим сотрудником своего бывший ученика. Отношение устанавливаются прекрасные, несмотря на то, что Николай Павлович, возведший принцип строжайшей справедливости в долг своей чести, далеко не мирволил своему старому наставнику.

Великий Князь не стеснялся «ставить на вид» Опперману малейшие непорядки по инженерному ведомству, «яко директору инженерного департамента»; однажды даже оштрафовал его на 958 р. 48 к. за «неосторожно» поднесенный им на утверждение проект оборонительной казармы в Бобруйске, которая при постройке обрушилась (оштрафовал в числе других лиц, причастных к катастрофе, с установлением штрафа пропорционально окладам содержания, причем и сам уплатил 584 р. 60 к., — долю, причитавшуюся с Его Высочества, как утвердившего «неосновательный» проект).

Вообще, Опперман отличался высоким служебным тактом и, только благодаря этому качеству, успешно лавировал в крайне тяжелой обстановке. Достаточно указать, что в течение 7 л. нахождения во главе инженерного ведомства Николая Павловича, когда права и обязанности генерал-инспектора оставались без строгой регламентации и когда в высшем военном управлении сохранялись основы положение 1812 г. о большой армии, Опперман был подчинен: как директор инженерного департамента — военному министру, как инспектор инженерного корпуса — начальнику Главного штаба (коему был подчинен и военный министр), а как директор и инспектор — генерал-инспектору, косвенно подчиненному начальнику Главного штаба и вовсе не подчиненному военному министру. Особо осложнялись служебные отношения во время частых и длительных поездок Великого Князя за границу, когда Опперман исправлял должность генерал-инспектора.

Надо думать, именно уменье Оппермана ладить со всеми дало возможность Императору Николаю I поставить в 1827 г. этого деятельного и знающего администратора на пост «начальствующего» строительным департаментом Морского ведомства, причем ему, не подчиненному морскому министру, был всецело подчинен директор названного департамента (Карбоньер), подчиненный также всецело своему министру. Опперманом составлено несколько соображений об инженерной подготовке наших границ; по большинству крепостей, намеченных к устройству Великим Князем и Императором, проекты были составлены Опперманом собственноручно.

Интересно при этом отметить постоянное стремление Оппермана к переходу от сплошных оград к отдельным укреплениям со взаимной поддержкою.

При восшествии на престол, назначая генерал-инспектором по инженерной части Великого Князя Михаила Павловича, Николай I возложил на последнего, лишь часть обязанностей, лежавших ранее на генерал-инспекторе; прочие дела были вверены компетенции Опперману.

В 1827 г. Государь повелел Опперману председательствовать в организованном тогда особом стратегическом комитете, коему была предначертана задача выяснить значение всех наших пограничных фронтов, вероятных на них военных действий и степени необходимости той или другой их инженерной подготовки.

Кроме должностей, указанных выше, Опперман занимал и следующие: с 1824 г. — члена комиссии по постройке Исаакиевского собора, а с 1827 г. — заведующего главными училищами артиллерийским и инженерным и члена Государственного совета.

Высоко ценя служебные заслуги своего бывший наставника, Император Николай I и награждал его со свойственной этому Монарху щедростью. Опперман получил свыше 150 т. р. пособий и земельную собственность — староство Любоницкое.

1 июля 1829 г. Опперман был возведен в графское достоинство, с указанием в рескрипте, что право на то приобрел сам «долговременным, неутомимо деятельным и полезным служением».

Его имя Монарх увековечил (в 1850 г.), присвоив новой оборонительной башне на р. Бобруйке название «башни гр. Оппермана».

В 1830 г. последовало повеление составить подробный проект укрепления Свеаборга. Граф Опперман, совершенно больной и немощный, сам едет на место «тихим следованием» и сам составляет проект. То была последняя его работа: в 1831 г. граф Опперман по дороге заболел холерой и умер.

Погребен на Выборгском холерном кладбище в Петербурге.

Кроме указанных наград имел еще - прусский орден Красного Орла 1-й ст.; шведский Военный орден Меча 1-й ст.; датский орден Даннеброга; французский орден Почетного легиона; знак отличия «За XLV лет беспорочной службы».



Название статьи:   Инженер-генерал Карл Иванович Опперман
Категория темы:   {tags}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Тимченко-Рубан, Очерк деятельности Великого Князя и Императора Николая Павловича, как руководителя инженерной частью; Столетие военного министерства, т. VII; Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18; Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799-1815. Биографический энциклопедический словарь, Москва, 2003


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru