Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ВОЕННЫЙ МИНИСТР

ВОЕННЫЙ МИНИСТР

ВОЕННЫЙ МИНИСТР, лицо, стоящее во главе военно-сухопутного управления.

Должность Военного министра была учреждена в России указом 12 сентября 1802 г. с назначением вице-президента военной коллегии генералом от инф. Вязьмитинова министром военно-сухопутных сил.

Дмитрий Алексеевич Милютин

Дмитрий Алексеевич Милютин. Санкт-Петербург. Сер. 1860-х гг.

Фотограф: Левицкий, Сергей Львович (1819-1898). 8,6х5,6; 10,5х6,3 см.

Указом 24 июля 1808 г. он был переименован в Военного министра, и это название сохранилось до конца Российской империи.

Значение у нас Военного министра, как главы военного управления, несколькими раз менялось.

Наиболее резкие изменения в его положении произошли в 1815 г., когда с образованием Главного штаба Е. И. В. во главе военного управления, как единственный докладчик у государя по делам этого управления, был поставлен начальник Главного штаба; Военный министр с этого момента стал в подчиненное отношение к начальнику Главного штаба и лишился личных докладов у монарха.

В 1832 г., с уничтожением в мирное время должности начальника Главного штаба Е. И. В., Военному министру было возвращено его прежнее значение. Однако, ни в эту, ни в последующие эпохи полного объединения в лице Военного министра всей деятельности военного управления еще не было: наряду с Военным министром правом личного доклада у государя пользовались и лица, стоявшие во главе отдельных ведомств: артиллерийского, инженерного, военно-учебного, а потом и начальника Генерального штаба.

Деятельность военного управления объединена в лице одного Военного министра лишь в 1909 г., когда Приказом по военному ведомству № 566 были объявлено, что Военный министр есть единственный докладчик у государя по делам военного управления.

Согласно определениям действующего законодательства то периода, Военный министр есть Главный начальник всех отраслей военно-сухопутного управления, входящих в круг ведомства Военного министерства; он в своих действиях подчиняется одной только верховной власти.

Как посредствующее звено между верховным и подчиненным управлением, он подписывал Высочайше приказы, объявлял по военному ведомству все повеления и разрешения верховной власти и наблюдал за точным их исполнением. В случае болезни или отсутствия Военного министра, его заменял его помощник. Хотя Военный министр и принимал участие в делах верховного военного управления, являясь ближним советником монарха и исполнителем его указаний по всем существующим отраслям военного дела, но собственно существо власти, вверенной министру, принадлежало к порядку исполнительному. Как глава военного управления, он обязан был наблюдаясь за благоустройством войск, военных управлений и учреждений и направлять действия всех частей министерства "к цели их учреждения». Т. к. Военное министерство, подобно другим министерствам, имеет целью "непрерывным действием и надзором доставить законам и учреждениям скорое и точное исполнение», то и власть, присвоенная Военному министру в этом отношении, заключается в том, что он мог понуждать все подчиненные ему места и лица к исполнению законов и учреждений. Из существа этого власти вытекало для Военного министра право:

а) избрания и представления на Высочайше утверждение о назначении, перемещении и увольнении должностных лиц военного ведомства;

б) назначения, перемещения и увольнения собственной властью должностных лиц в пределах, указанных законом;

в) надзора за действиями всех подчиненных мест и лиц;

г) разрешения силою законов всех затруднений, происходящих не от недостатка или неясности закона, а от недоразумения местных исполнителей;

д) принятия всех мер, нужных к действию закона, когда они утверждены и обращены к исполнению Военным министром и

е) право личного или чрез доверенных лиц осмотра всех войск, военных управлений и учреждений военно-сухопутного ведомства.

Кроме того, в чрезвычайных обстоятельствах, требующих высшего разрешения, когда оно не может быть отлагаемо без важного вреда или государственного ущерба, Военный министр уполномочивался действовать всеми вверенными ему способами, не ожидая сего разрешения, доводя лишь до Высочайшего сведения о принятых им мерах и причинах их настоятельности.

Как органу власти исполнительной, Военный министр была предоставлена в известной степени и самостоятельная власть административных распоряжений, осуществляемая путем отдания за своею подписью приказов по военному ведомству, по военному министерству, по инженерным и казачьим войскам и путем утверждения общих для всех частей военно-сухопутного ведомства инструкций, служащих развитием утвержденных Высочайшей властью законоположений относительно порядка их исполнения.

В административной сфере значительно ограниченной являлась власть Военного министра лишь по хозяйственной части военного ведомства: в этой области Военный министр никаких личных прав не было предоставлено, и он мог на неё влиять лишь как председатель Военного совета.

Отношения Военного министра к этому учреждению, по его должности министра, ограничивалось наблюдением за тем, чтобы никакое дело, подведомственное Совету, не было решено помимо него, и правом вносить на рассмотрение его те дела, которые, по его мнению, требовали особого обсуждения, а также жалобы и доносы на действия хозяйственных частей, когда они были признаны заслуживающими уважения. Затем Военному министру предоставлялась известная доля участия и в деятельности законодательной, это участие выражалось, во-первых, в праве законодательной инициативы, а во-вторых, в праве обсуждения законопроектов в Военном совете, в Государственном Совете и в Государственной Думе.

Помимо участия Военного министра в законодательной деятельности, ему присваивалась также известная степень власти судебной, выражающейся, с одной стороны, в праве возбуждения уголовного преследования, предания суду и разрешения пререканий о подсудности, и с другой стороны, в праве управления и надзора за военно-судебными учреждениями при посредстве Главного военно-судного управления и Главного военного прокурора. Независимо от этого, ему присвоена была еще и широкая дисциплинарная власть в отношении всех чинов военного ведомства.

Военный министр состоял председателем Высших Военных установлений,— Военного совета, Александровского комитета о раненных и высшей аттестационной комиссии; на нем же лежало представительство военных интересов в общегосударственном управлении; он входил в состав Совета министров, принимает участие в заседаниях Государственного Совета и Государственной Дума и по своему званию присутствовал в Сенате.

Военными министрами у нас были:

Министр военно-сухопутных сил C. К. Вязьмитинов (1802-08 г.),

Военным министром: гр. А. А. Аракчеев (1808-10 гг.),

кн. М. Б. Барклай де Толли (1810-12 гг.),

кн. А. И. Горчаков (1812-15 гг.) (управляющий департаментами военного министерства).

Начальниками Главного штаба Е. И. В. —

кн. П. М. Волконский (1815-23 гг.),

гр. И. И. Дибич (1823-25 гг.).

Военные министры, подчиненные Начальнику Главного штаба:

гр. И. И. Коновницын (1815-19 гг.),

бар. И. И. Меллер-Закомельский (1819-23 гг.),

гр. А. И. Татищев (1823-27 гг.).

Одновременно управлял Главным штабом и Военным министерством гр. А. И. Чернышев (1828-32 гг.).

Военные министры, непосредственно подчиненные государю:

кн. А. И. Чернышев (1832-52 гг.),

кн. В. А. Долгоруков (1852-56 гг.),

И. О. Сухозанет (1856-61 гг.),

гр. Д. А. Милютин (1861-81 гг.),

И. С. Ванновский (1881-97 гг.),

А. И. Куропаткин (1898-1904 гг.),

В. В. Сахаров (1904-05 гг.),

А. Ф. Редигер (1905-09 гг.),

В. А. Сухомлинов (с 1909 г.).

В Пруссии Военный министр имеет значение органа управления и потому никакими командными правами по отношению войск не пользовался. Значение его, главным образом, сужено тем, что заведывание личным составом офицеров и частью Генерального штаба сосредоточено в независимых от Военного министра учреждениях: в Военном кабинете Императора и в Большом генеральном штабе.

На Военного министра возлагалось представительство военных интересов в рейхстаге, если его на себя не брал имперский канцлер.

Являясь военным уполномоченным в союзном совете и председательствуя в союзном комитете для армии и крепостей, Военный министр выступал в рейхстаге, как член-делегат Союзного совета, и потому не нес перед ним ответственности.

В Австро-Венгрии, соответственно подразделению её вооруженных сил на 3 самостоятельные части, имелось 3 Военных министра: Имперский и два Министра земской обороны.

В ведении имперского Военного министра находилась имперская армия и флот, при чем Военный министр являлся не только администратором, но и высшим начальником войск. Он непосредственно подчинялся Императору, но, вместе с тем, являлся ответственным и перед делегациями.

Министры земской обороны, австрийский и венгерский, ведали ландвером (гонведом), ландштурмом и корпусом жандармов.

Они были независимы от Имперского Военного министра, при чем, входя в состав соответствующих министерских кабинетов, ответственны перед Императором и палатами своих государства.

Деятельность их имела преимущественно административный характер; отношения их к имперскому Военному министру ограничиваются лишь периодическим сообщением необходимых сведений о расквартировании подведомственных войск, о состоянии разных запасов и т. д.

Во Франции Военный министр являлся не только главою военного управления, но и начальником войск, и ответствовал за всю деятельность военного управления.

Входя в состав кабинета, он наравне c другими министрами нес политическую ответственность перед палатами, а потому находился в зависимости от борьбы политических партий.

Эта зависимость создавала для него крайнюю неустойчивость положения, следствием чего является частая смена Военных министров; так, в последние (до 1909 г.) 39 л. сменилось 36 Военных  министров.

В Англии Военный министр стоял во главе военного управления, он избирается из числа членов парламента, а потому не мог быть лицом военным, состоящим на действительной службе; Военный министр ответственен перед парламентом за состояние вооруженных сил и за правильное расходование сумм, вотированных на их содержание.

При министре состояли:

1) парламентский помощник, помогающий ему в парламентских докладах и избираемый из состава парламента,

2) постоянный помощник, не принадлежащий к составу парламента и ведущий сношениями Военного министра вне парламента, и

3) финансовый помощник, проверяющий бюджеты департаментов министерств и редактирующий общий Военный бюджет.

Парламентские и финансовые помощники сменялись вместе с министром.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Дата написания статьи:   1916 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   См. Библиографию к ст. Военное министерство"
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:   Richter, Die Heeresverwaltung Deutschlands, Frankreichs, Italiens undRusslands, 1909; Les armees des principales puissances au printemps de 1910; Gilbert, Lois et institutions militaires, 1895; Zeppelin, Die Heere und Flotten der Gegenwarf.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг.
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...