Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Авраамий, защитник русской земли

Авраамий, до пострижения Аверкий Иванович Палицын, с 1608 по 1619 г. келарь Троице-Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков.

Родился в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре, на покое, 13 сентября 1626 года.

Происходя из дворянской семьи Палицыных, Аверкий Иванович начал службу еще при Иоанне Грозном, a при сыне подвергся, в 1588 г., со всем своим родом, опале. По времени ее, можно догадываться, что Палицыны принадлежали к партии, в расчет которой входило расторжение брака царя Федора с Ириною Федоровною Годуновой, вследствие ее бесплодия; но ни удалить царицы, ни ослабить влияния брата-правителя, Бориса Годунова, не удалось, Борис, при поддержке духовенства, отказавшегося призвать недействительным брак по бесплодию, приказал постричь княжну Мстиславскую и рассеял партию своих противников. Аверкий Палицын, отличавшийся способностями и характером, вероятно, и в этом раннем периоде своей деятельности оказался на столько опаснее других, что его не только удалили, но и насильно постригли в Соловецком монастыре (1588 г.). В монашестве условия служебных преимуществ для него не существовали. Через шесть лет в Москве при дворе переменилось многое. Борис уже мечтал о престоле и, устраняя обстоятельства, неблагоприятные его видам, находил для себя выгодным сближение с талантливейшими из бывших противников - честолюбцев. В 1594 г. и Аверкий Палицын, в монашестве Авраамий, был переведен в Троице-Сергиеву лавру, где было вверено ему, в качестве строителя, управление приписным к лавре Богородичным монастырем, в Свияжске.

Воцарение Бориса, кажется, имело влияние на отозвание из Свияжска Авраамия и оставление его сперва, без выполнения послушания, при лавре, a потом (в 1601) поручение управлять Троицким подворьем, в Москве, где он и находился в год смерти царя Бориса. Перевод в Москву Авраамия относится к году опалы Романовых (1601 году), причем с него сняты и последние следствия опалы, так как предоставлено пользоваться наследственным имением, которое он и принес вкладом в обитель.

С воцарением Василия Ивановича Шуйского, Авраамий оказывается в числе близких к нему людей. Благодаря этому обстоятельству, Авраамий выбран келарем лавры, оставаясь, однако, жить в столице, по воле Государя, видевшего в иноке-царедворце надежнейшего советника и человека, умевшего принимать своевременно надлежащие меры.

Так, в 1609 году, при осаде Москвы поляками, остановившими подвозы к столице припасов, вследствие чего в ней поднялись цены на хлеб, возбуждавшие народный ропот, Авраамий, как келарь лавры, имевшей в городе обширные продовольственные запасы, открыл продажу хлеба по дешевой цене из своих складов. До того времени цена на хлеб дошла в столице до 7 руб., a Авраамий назначил – по два рубля и волнение вскоре прекратилось. Эта услуга Авраамия была награждена решением в пользу Палицыных дела о закладной кабале, в противность Судебнику. Милость эта была последнею, оказанною Авраамию царем Василием Шуйским, лишенным в 1610 году престола. Низложение царя могло, конечно, отразиться неблагоприятно если не на личности, то на делах келаря.

Дума, правившая в столице, удалила его из Москвы, нарядив в члены посольства к польскому королю Сигизмунду, под Смоленск, с поручением просить на престол сына его, Владислава, с обязательством принять православие.

Прибыв в стан короля, осаждавшего Смоленск, Авраамий понял, чего добиваются поляки и как шатка надежда на исполнение возложенного поручения. Не преследуя, поэтому, недостижимой цели, при поднесении лично королю подарка от лица лавры, Авраамий ограничился испрошением для нее возможных милостей. Он и получил от Сигизмунда грамоту:

1) на право сбирать лавре в свою пользу половину с приводимых на продажу, в Москве, лошадей и

2) на получение из московской казны установленной лавре дачи денежной, за три года недобранной.

Родственнику своему, Андрею Федоровичу Палицыну Авраамий испросил чин стряпчего.

Получив королевские грамоты на указанные пожалования, Авраамий-келарь, под предлогом нездоровья, в конце 1610 г. внезапно оставил стан Сигизмунда, отказавшись видеть и главу посольства, митрополита ростовского (Филарета Никитича Романова). Обстоятельство это, спустя девять лет, и послужило, как можно полагать, причиною удаления Авраамия из лавры в Соловки, с возвращением Филарета из плена и с наречением его патриархом.

С прибытием в Москву Авраамия, патриарх Гермоген, усматривая из поступка Сигизмунда с великими послами тщетность надежды на охранение православия при занятии поляками столицы, разослал первые свои воззвания к народу, призывавшие его к вооружению.

Троицкая лавра приняла рассылку патриарших грамот в доставку ответов, несомненно, при участии келаря. Авраамий своим рассказом лично виденного мог утвердить патриарха в решимости послать воззвания. Настоятель лавры и келарь ее, несомненно, действовали единодушно как в деле составления воззваний, так и в сборе ополчений, когда доступ к заключенному патриарху поляками был прекращен.

На Пасхе 1611 года под Москвою уже явились первые дружины защитников, a в день общей свалки в улицах Китая и Белого-города, когда бился в своем Острожке князь Димитрий Михайлович Пожарский y Сретенских ворот, Авраамий был в Москве.

С приходом дружин Ляпунова и Трубецкого с казаками Заруцкого Авраамий находился при них, но не мог предотвратить ссоры, кончившийся убийством Ляпунова, которому Трубецкой не сочувствовал. Рассылка грамот Троицкою лаврою продолжалась уже от себя, и этому обстоятельству должно приписать возрастание дружин при неудачах, следовавших на смерть Ляпунова, когда с приходом Сапеги и с движением Ходкевича русские дружины едва держались под Москвой. Рассылка воззваний в третий раз, в 1612 году, подняла нижегородцев, долго медливших в Ярославле. Чтобы поторопить прибытие сил Пожарского, к нему явился Авраамий и уже от Ярославля не оставлял его стана до Москвы. Прибыв с ним в столицу 20 августа 1612 г., Авраамий оказал лично большие заслуги. По прибытии своем, он уговорил казаков не уходить, обещая сворую уплату условленного жалованья, затем, – в решительный момент боя кн. Пожарского с Ходкевичем, когда кн. Трубецкой запретил своим дружинам принимать участие в битве, – словами горячего убеждения увлек полки на помощь борющимся силам. Когда же, с освобождением Москвы от поляков, собрался земский собор, выбравший в цари Михаила Федоровича Романова (21 февр. 1613 г.), Авраамий был назначен в члены посольства в нему, в Кострому – просить принять престол и для того прибыть в столицу. По воцарении Михаила Феодоровича, в 1618 году, польский королевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Подойдя в Москве, Владислав отрядил партию и для захвата Троицкой лавры, в которой находился, за отбытием архимандрита Дионисия в Москву, один келарь Авраамий. Ему и принадлежит честь защиты обители от осаждавших её поляков.

Принудив их удачным отпором удалиться, Авраамий начал мирные переговоры, закончившие этот неудачный, поздний наезд королевича миром, заключенным в лаврском селе Деулине (Деулинское перемирие). Это был последний подвиг Авраамия, в последний раз упоминаемого в сослужении с архимандритом Дионисием, при заложении, на месте ставки уполномоченных, церкви в Деулине, увековечивавшей заключенный, при участии лавры, мир с поляками. Затем, Авраамий удалился в Соловки, вероятно, вследствие недоброжелательства к нему патриарха Филарета и умер 13 сентября 1626 г. в месте своего невольного пострижения, оставив описание событий смутного времени, с 1584 по 1619 г.

Описание это, всего вероятнее, начато Авраамием в 1601 году, a окончено в Соловках, незадолго до смерти автора. Оно носит заглавие: "История в память предыдущим родам, и пр.".

Лучшие и полные списки (всех 79 глав) в библиотеках: Спасо-Ярославского монастыря. № 796 (4° – л. 227 – 405), пис. в 1660 г. и № 202 (4° – 389 л.) Толгского монастыря, y Ярославля. У Строева была рукопись хронографа при которой (4° 390 д. полов. XVII в.) на первых 240 листах экземпляр сочинения Палицына, a далее замечательный вариант событий 1584 – 1613 гг. с оговоркою: "Той же первой истории последнее вторым сказанием, иже в первой сокращено здесь же преполнено, и где в первой полно, здесь же сокращено писано, иного творения". Сергий Кедров, автор исследования "Авраамий Палицын" (Чтения в обществе истории и древностей российских 1880 г.) напечатан и в отдельном оттиск. 58° 1 – 192 стр. (текст) и 193 – 202 приложения, напечатал в них:

1) Вкладную грамоту Авраамия в лавру: села и книг в 100 рублей 1611 г. 19 февр. (стр. 193 – 4) я (193 – 202) и

2) "Утешительное послание к архимандриту Дионисию", открытое в рукописном сборнике № 627 библиотеки Казанской духовной академии д. 173.

В своем разборе трудов Авраамия, как писателя, Платонов, на стр. 171 книги своей "Древнерусские сказания и повести о смутном времени", заметил, что Кедров не совсем справедливо заключает, что на "Сказание" следует смотреть, как на оправдательный документ личного поведения автора, или – на автобиографию, a никак не на историю измышленных деяний, написанную по тщеславию. Строев и Горский в "Сказании" видели сборник записок, составленных в равное время; первые главы приблизительно относятся к 1615 г. a конец – состоящий из пяти равных частей к 1620 г. Платонов высказал предположение, что "Повесть" 1606 г. тоже труд Авраамия, в "Сказании" только переработанный им.



Название статьи:   Авраамий, защитник русской земли
Категория темы:    Древняя Русь Иоанн IV Борис Годунов Василий Шуйский Михаил Федорович Смутное время
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. т. 1, Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Энциклопедический словарь, т. I, 266 – 9 стр. "Библиологический словарь П. М. Строева, изд. Бычковым, стр. 9 – 12. А. Сербин "Келарь Троицко-Сергиевской лавры, Авраамий Палицын, знаменитый деятель, сподвижник и защитник русской земли в мрачную эпоху самозванцев (1608 – 1612)", соч. A. С. Спб. 1850 г. – Отрывок из большого сочинения "Осада Троицкой лавры". Гл. I, 8 – 9 – 16 и (17 – 21). Стихотворение "Авраамий Палицын", помещ. в журн. "Маяк", глава II, стр. 23 – 30. Отд. брошюра 8°. Оценка Авраамия Палицына, как историка, сделана в двух статьях Д. П. Голохвастова, напечатанных в "Москвитянине" и (1842 г. 8°) отдельно "Замечания об осаде Троицкой лавры, 1608–10 г. и описание оной историками ХVII, ХVIII и XIX столетий" (М. 1844. 8°) "Ответ на рецензию и хронику замечаний об осаде "Троицкой лавры" С.Ф. Платонов "Авраамий Палицын как писатель", "Рус. Архив", 1886, № 8. P. Кедров. "Чтения в обществе истории и древн. Российских". 1880, С. Ф. Платонов, Очерки по истории Смутного времени; Кедров, Авраамий Палицын, М., 1880.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...