Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе.
М. Д. Скобелев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Годунов Феодор Борисович, Царь Московский,

Царь Борис Федорович Годунов. Неизвестный художник. Вторая половина 18 века. Холст, масло, 85х71 см. ГИМ

Феодор Борисович Годунов, Царь Московский, (р. 1589 † 10 июня 1605 г.), сын Бориса Феодоровича Годунова и жены его Марьи Григорьевны, рожденной Скуратовой; Царь московский с 13 апреля до 1 июня 1605 г. Положение, которое занимал Борис Феодорович Годунов при царе Феодоре Иоанновиче, как его шурин и ближайший советник, с самого малолетства поставило Феодора Борисовича в исключительный условия. Эти исключительным условия, а равно известная склонность Бориса к иноземцам и западноевропейскому просвещению и последующая роль Феодора Борисовича, когда отец его стал царем, дают несомненные основания для заключения, что Борис дал ему хорошее образование и тщательное воспитание. Доказательством того, между прочим, могут служить известия об основательном знакомстве царевича Феодора с географией Московского государства. По всему вероятию книга Большого Чертежа, начатая при Иоанне IV, была дополнена в царствование Бориса Годунова, как руководство для царевича.

Кроме того, любопытным памятником географических сведений Феодора осталась ландкарта России, изданная под его именем в 1614 г. немцем Герардом.

Борис Феодорович Годунов, Царь Московский

Борис Федорович Годунов, Царь Московский, отец Феодора Годунова, Царя Московского

В конце мая 1597 г. приехал в Москву посол императора немецкого Рудольфа II, Авраам бургграф Донау; 22 мая он представлялся царю, а 25 заявил, что у него есть грамота императора к Борису Годунову. По докладу Бориса, царь велел ему принять посла у него на дворе, 27 мая прием был устроен по посольскому чину: до сеней четыре встречи дворянами Годунова, среди сеней встретил посла Феодор (ему было 8 лет), подал послу руку и шел с ним в горницу; среди передней избы встретил уже сам Борис; проводы совершались так же, т. е. Борис довел посла до дверей передней горницы, а Феодор проводил в сени. Бургграф Донау привез дары не только Борису, но и сыну его Феодору. Желая потешить мальчика, он подарил ему двух обезьян, четырех попугаев и "часы стоячие боевые, а приделан на них медведь". Принято было отдаривать; вследствие этого после царского отпуска посланы были дары от Бориса и от Феодора; от имени сына Борис подарил: серого кречета, сорок соболей, черную лисицу и двух живых соболей. Со всем этим ездил к послу дворянин Годунова, Михайло Косов.

После кончины в 1598 г. царя Феодора Иоанновича и добровольного пострижения в Новодевичьем монастыре его вдовы Ирины, с именем Александры, патриарх Иов от себя и от всего народа долгое время тщетно умолял Бориса принять московский престол.

Наконец он снизошел на мольбы патриарха: 26 февраля, в воскресенье на масленице Годунов торжественно въехал в Москву со всей семьей (до этого он жил в Новодевичьем монастыре), отстоял молебен в Успенском соборе, после которого было пропето многолетие ему, его жене, сыну Феодору и дочери Ксении, а затем снова вернулся к сестре-инокине в монастырь. Лишь 30 апреля совершился окончательный переезд его в Москву; после обедни в Успенском соборе и благословения (уже в третий раз) патриархом Годуновы вошли в царские палаты. 2 мая Борис, по "крымским вестям", выехал с войском на "берег", а Феодора оставил в Москве на попечение дядьки, Ив. Ив. Чемоданова, причем для осадного времени были росписаны во всех отдельных частях города воеводы и объездчики для "береженая от огня".

1 августа 1598 г. патриарх Иов созвать всех бояр, дворян, приказных, служилых людей и гостей и обратился к ним с назидательной речью по поводу всенародная избрания на царство Бориса Годунова, а затем предложил написать утвержденную грамоту и приложить к ней руки. Грамоту эту подписали и сам Борис, и царевич Феодор.

С этого времени имя царевича встречается рядом с именем царя Бориса Феодоровича во всех грамотах как новых, так и подтверждающих прежние царские грамоты, например тарханные грамоты разным монастырям и жалованную грамоту патриарху Иову. Для примера приведем подтвердительную надпись на обороте грамоты царя Феодора Иоанновича, данной им вдове старшего его брата Иоанна Иоанновича, старице Александре, на дворцовое село Бережок с деревнями и угодьями, в Суздальском уезде. "Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Феодорович, всеа Русiи Самодержец, и сын наш Царевич Князь Феодор Борисович всеа Русiи, по сей грамоте царицу старицу Александру пожаловали, сее у нее грамоты рудити не велели никому ничем, а велели ходити по тому, как в сей грамоте писано".

25 июня 1599 г. Борис "для своего царского венца и многолетнего здравия, и для сына своего царевича кн. Феодора Борисовича всеа Русiи многолетнего здравия" освободил всех живущих в Сибири ясачных людей от взимаемой с них подати мягкою рухлядью.

Царь Борис не только сам нежно любил сына, но желал, чтобы все как русские подданные, так и приезжие иностранцы, его любили, а потому, по выражению Карамзина, "в делах внутренних и внешних давал ему право ходатая, заступника, усмирителя; ждал его слова, чтобы оказать милость и снисхождение".

У Бориса были сношения с империей Немецкой (теперешней Австрией), с Польшей, Швецией, Англией, Шотландией, Грузией и Крымом.

Мы не станем останавливаться на этих сношениях подробно, так как о них уместно говорить в биографии Бориса Годунова. Упомянем лишь о том, что относится непосредственно к Феодору Борисовичу.

1) Сношенья с немецким императором.

Царь Борис Федорович Годунов. XIX в. Бумага, гравюра пунктиром. 22х13 см. ГИМ

В 1599 г. отправлен был к немецкому императору думный дьяк Афанасий Власьев с грамотой о воцарении Бориса. Власьеву оказали хороший прием, и эрцгерцог Максимилиан позвал его к себе однажды на обед; чашу за здоровье Бориса и императора Рудольфа эрцгерцога выпил стоя, а затем сел и, налив другую чашу, сказал: "дай Господи, здоров был и счастлив царевич кн. Феодор Борисович на многие лета, а с нами б был в ссылке и в любви".

В 1601 г. приезжал в Москву посланник немецкого императора Шель; встречал его за Тверскими воротами и приветствовал от царя и царевича дворянин Петр Владимирович Благово.

21 мая Шель был на отпуске у Бориса; в этот день, вследствие приема грузинских послов, царь и царевич Феодор сидели в Грановитой палате в царском платье и в диадеме. Мих. Глеб. Салтыков "явил" Шеля им обоим.

В 1604 т., в ожидании приезда гонца от императора Рудольфа, Борис с сыном поехал 26 мая молиться в Троице-Сергиев монастырь, о чем и велел сказать гонцу. По возвращении в Москву, царь и царевич приняли гонца в Золотой палате: они сидели на своих царских местах (следовательно было два престола) в "смирных", т. е. по теперешнему траурных бархатных гладких шубах и в черных шапках, для выражения скорби по случаю кончины сестры Бориса, вдовы царя Феодора Иоанновича, царицы Ирины, в пострижении инокини Александры. Каждый из них спросил гонца про здоровье императора и пожаловал ему по сороку соболей; что касается кубков, которыми гонец им ударил челом, то они, по государеву приказу, отвезены были ему назад.

2) Сношения с Польшей.

16 октября 1600 г. торжественно въехало в Москву польское посольство, во главе которого находился литовский канцлер Лев Сапега, уже ранее бывавший в России.

Под предлогом болезни, царь долго не принимал послов; их представили наконец 26 ноября, и возле Бориса сидел царевич Феодор. После представления все еще медлили с переговорами. 3 декабря послы явились во дворец, но на царском месте нашли не Бориса, а сына, его, окруженного боярами и думными людьми, который и объявил послам, что отец его приказал своим боярам вести с ними переговоры. Такой прием был конечно необычен, но послы уже знали, что Борис всюду постоянно выдвигаете сына; например, им говорили неоднократно: "Великий государь, царь и Великий кн. Борис Феодорович всея Русiи самодержец и сын его царевич Феодор Борисович жалуют вас своим обедом".

Лишь в августе 1601 г. заключили с Польшей перемирие на двадцать лет; взять с короля Сигизмунда присягу в соблюдении перемирия отправились боярин Мих. Глеб. Салтыков и думный дьяк Афанасий Власьев.

По приказанию Бориса, Салтыков сказал панам рада, что перемирие заключается вследствие челобитья царевича.

Пируя в январе 1.602 г. в день отпуска в королевском дворце, Салтыков и Власьев видели сына Сигизмунда, Владислава, которому было в то время 7 лет. Они выразили желание поцеловать у него руку; Владислава встал с места, снял шапку, велел кланяться царевичу Феодору и сказать ему, что хочет быть с ним в искренней дружбе.

3) Сношения с Англией и Шотландией.

15-го мая 1600 г. был отправлен в Англию к королеве Елизавете посланник Гр. Ив. Микулин и подьячий Ив. Зиновьев.

Их встретил в Лондоне с великою честью советник королевы, лорд Харберт (William Herbert, earl of. Pembroke) и спрашивал про здоровье царя и царевича; королева, когда они ей представлялись в начале своего пребывания, тоже спрашивала про здоровье царя и всех членов его семьи, каждого порознь, а при отпуске послала им поклоны.

В бытность в Англии у Микулина зашла речь с послом шотландского короля Иакова относительно "любительской ссылки" между шотландским королем и царем Борисом Годуновыми Микулин заявил, что Борис желает соединения всех христианских государей, чтобы стоять за одно против басурман, и прибавил, что к царю и к царевичу Феодору многие государи присылают своих послов и посланников поздравлять и просить, чтобы царь был с ними "в братской любви, и в ссылке, и в крепкой дружбе и в соединенье".

По возвращение Микулина в Москву в том же 1600 г. ожидали приезда посла королевы Елизаветы Ричарда Лея через Архангельск. Велено было приставу Воейкову, отправленному встречать посла, ответить на его вопрос о царевиче: "Дай Господи! государь наш, Великий государь царевич князь Феодор Борисович всеа Русiи здоров был на многия лета, чтоб ему, государю, жити неисчетные лета; а ныне государь наш царевич, Феодор Борисович всеа Русiи одиннадцати лет и Божьею помочью сел на конь".

Воейков говорил Лею, что в России мир и внешний и внутренний, что все с радостью служат царю и царевичу и что раньше никогда не бывало такого благоденствия.

17-го сентября 1601 г. королева Елизавета писала Борису, что хотела предложить в невесты царевичу Феодору одну из дочерей знаменитого лорда Дэрби и с сожалением узнала о неравенстве лет: младшей графине Дерби уже 18 лет, а

потому брак не может состояться. Елизавета прибавила, что она с радостью отдала бы за Борисова сына не только родственницу, но свою дочь, если бы имела таковую.

Два года спустя, королева, предлагая ему руку знатной одиннадцатилетней англичанки, вызывалась немедленно прислать "парсуну" её и других лондонских красавиц и просила, чтобы царь не искал до того времени невесты для Феодора. Борис ответил, что желает знать, кто невеста, и родня ли королеве, и уверял, что многие великие государи добиваются чести соединить браком своих детей с его семейством.

В 1604 г. к Борису приехал от шотландского короля Иакова посланник Томас Смит. Он подробно описывает свое представление царю и царевичу, причем говорит, что престол царевича не многим уступал в великолепии престолу его отца.

Дочь Бориса Ксения была старше Феодора, и Борис начал приискивать ей жениха с 1599 г., когда вызвал в Москву шведского принца Густава (сына Эрика XIV), изгнанного из Швеции и жившего в Италии.

После торжественной встречи в Новгороде и Твери Густав был принят в Москве Борисом и поцеловал на приеме руку у него и у царевича.

Когда Густав оказался человеком совершенно неподходящим, Борис предложил датскому принцу Иоанну, брату короля Христиана, приехать в Москву, чтобы сделаться его зятем и удельным князем.

28-го сентября Иоанн был на приеме у царя в Золотой палате: Борис и Феодор были в бархатных порфирах, унизанных крупным жемчугом; в их коронах и на груди сияли алмазы и яхонты необыкновенной величины. Увидев принца, они встали, обняли его, сели с ним рядом и долго беседовали. Во время обеда в Грановитой палате царь сидел на золотом троне за серебряным столом, под висящею короною с боевыми часами, между Феодором и Иоанном. Угощение заключилось дарами: Борис и Феодор сняли с себя алмазные цепи и надели на шею Иоанну.

Обручение и свадьбу отложили до зимы. Иоанн остался в Москве, а царь с семьей отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь; Феодор ехал верхом, и лошадь его вели под уздцы. Девять дней пробыли они на богомолье; на обратном пути, на стану в Братовщине, 16-го октября царь получил известие о болезни Иоанна.

19-го октября Феодор посетил больного, который, несмотря на старания докторов, умер 28-го октября от горячки.

О тех слухах, которые ходили по случаю кончины датского принца, не распространяемся, потому что они касаются исключительно Бориса. 7-го ноября 1602 г., при приеме гонца крымского хана, царь, царевич, а также весь двор были в одежде "смирной" вследствие кончины Иоанна.

Две недели спустя, 21-го ноября, Царь Борис издал указ, от имени своего и царевича, о дозволении крестьянам мелкопоместных господ переходить только к мелкопоместным, а не к богатым владельцам, которые легко могли сманивать к себе работников.

12-го июня 1604 г. состоялся приговор Бориса с патриархом Иовом, царевичем, со всем освященным собором и царским синклитом о высылке патриарших, митрополичьих, архиерейских и монастырских слуг, годных на службу, против названного царя Дмитрия.

В то время, как царские воеводы шли осаждать Кромы, где засели приверженцы Лжедмитрия и донские казаки с атаманом Корелою, 13-го апреля 1605 г. скоропостижно умер царь Борис.

Россия. Золотой царя Бориса Федоровича Годунова, между 1598-1605 гг. золото, чеканка, диаметр: 2,4 см, вес: 3,4 г. ГЭ.

В тот же день патриарх Иов со всем духовенством, бояре и всяких чинов люди нарекли на царство Феодора Борисовича. Присяга ему дана была такая же, как и его отцу, т. е. не ему одному, а целой семье, и из того обстоятельства, что имя царицы Марьи Григорьевны поставлено впереди, не следует выводить заключения, что Феодор вступил на престол под её опекою. После обязательства не ходить на Московское государство Симеона Бекбулатовича прибавлено: "И к вору, который называется князем Дмитрием Углицким, не приставам, и с ним и с его советники ни с кем не ссылатись ни на какое лихо, и не изменити, и не отехати, и лиха никакого не учинити, и государства не подискивати, и не по своей мере ничего не искати, и того вора, что называется князем Дмитрием Углецким, на Московском государстве видети не хотети".

В грамотах архиереям о молебствии за нового царя вступление на престол Феодора передается так же, как рассказывалось о вступлении на престол его отца: "по преставлении великого государя нашего, святейший Иов и весь освященный собор и весь царский синклит, гости и торговые люди и всенародное множество Российского государства, Великую государыню царицу Марью Григорьевну молили со слезами и милости просили, чтоб государыня пожаловала, положила на милость, не оставила нас сирых до конца погибнуть, была на царстве по прежнему, а благородного сына своего благословила быть царем и самодержцем; также и государю царевичу били челом, чтоб пожаловал, по благословению и приказу отца своего, был на Российском государстве царем и самодержцем. И Великая государыня слез и молений не презрела, сына своего благословила, да и государь царевич, по благословению и по приказу отца своего, по повелению матери своей, нас пожаловал, на Московском государстве сел".

Опасаясь, что в областях произойдете какое-нибудь смятение по случаю присяги, в грамотах, разосланных воеводам, было прибавлено: "Берегли бы накрепко, чтоб у вас всякие люди нам крест целовали, и не было б ни одного человека, который бы нам креста не целовал".

Новое правительство отозвало из под Кром кн. Мстиславского и князей Шуйских, оставило там двух князей Голицыных (Василия и Ивана Васильевичей), Мих. Глеб. Салтыкова и Ив. Ив. Годунова и послало в качестве главного воеводы кн. Мих. Петр. Катырева-Ростовского, а вторым воеводой Большого полка назначило Петра Феодоровича Басманова. Вместе с кн. Катыревым-Ростовским и Басмановым был отправлен новгородский митрополит Исидор, чтобы войско в его присутствии целовало креста Феодору. Прощаясь с Басмановымь, Феодор Борисович выразил надежду, что он будет служить ему так же усердно, как служил его отцу. Басманов клялся в верности.

Прибыв в стан под Кромы 17-го апреля, он созвал войско, объявила, о смерти Бориса и воцарении Феодора и обещал от его имени награды после Борисовых "сорочин". Митрополит Исидор возвратился в Москву с известием о присяге войска, но вскоре в его рядах обнаружился поворота в пользу Лжедмитрия, и Басманов, вместо того, чтобы держать сторону Феодора Борисовича, обратился к войску с речью о правах на престол того самого Дмитрия, против которого они сражались.

Полки присягнули мнимому Дмитрию; Басманов, Салтыков, кн. Вас. Вас. Голицын и некоторые другие воеводы поехали к нему навстречу. Только немногие не захотели нарушить присягу Феодору и бежали в Москву с воеводами, князьями Катыревым-Ростовским и Телятевским.

В разных местностях Московского государства стали распространяться слухи о намерении Лжедимитрия идти к Москве; напр. Углицкий воевода прислал отписку царице Марье Григорьевне и царю Феодору Борисовичу, что черный поп Антоний распускает слухи, будто бы Лжедмитрий пишет в грамотах: "а яз де буду к Москве как станет на дереве лист разметыватца". Если бы Феодор Борисович сознавал ту опасность, которая на него надвигается, то должен бы был стать во главе войска, оставшегося ему верным, и идти против Лжедмитрия. Московское правительство не принимало, однако никаких мер для охраны юного царя и столицы и ограничивалось тем, что перехватывало гонцов, присылаемых Лжедмитрием в Москву с грамотами, в которых он убеждал покориться ему, как истинному государю, и истребить его врагов Годуновых.

1-го июня два смельчака, Плещеев и Пушкин, явились в подмосковное Красное село, а оттуда, в сопровождении многочисленной толпы, отправились в Москву и с Лобного места во всеуслышание прочитали грамоту Лжедмитрия, в которой, между прочим, сказано было следующее: "А изменники наши Марья Борисова жена Годунова, да сын его Феодор о нашей земле не жалеют, да и жалети им было нечего, потому что чужим владели, и отчину нашу Сиверскую землю и иные многие городы и уезды равориша и православных християн не в вине побили".

Грамота Лжедмитрия подействовала на толпу зажигающим образом: решили принести ему повинную, а Годуновых взять под стражу. Некоторые бояре, по совету патриарха, вышли на Лобное место с увещаниями, но ничего не достигли. Мятежники вломились во дворец и стащили Феодора с престола; в хронографе сказано: "Возшумеша аки лютая буря, и предоброго царя, Феодора Борисовича, аки не возрастшаго и присно цветущаго финика немилосердыма рукама от престола Царьского отторгнута. Мати же его терзаше власы главы своея и умильно народу моляшеся

о сыну своем, дабы пощадили, не предали смерти".

Может быть мольбы матери подействовали: мятежники пощадили жизнь Годуновых, но вывели их из дворца в Кремлевский дом Бориса и приставили стражу.

Всех родственников Годуновых заключили в тюрьму, имущество расхитили, дома сломали.

По свидетельству Мартина Вера (лютеранского пастора в Москве в 1600—1612 г. г.), чернь намерена была разграбить царские погреба, но до этого не допустил их Богдан Бельский, возвращенный из ссылки Феодором Борисовичем. Он направил чернь против немцев, главным образом врачей, внушив, что иноземные врачи были душою и советниками Бориса, получали от него несметные богатства и наполнили погреба всякими винами.

Примечание:

30 июня 1599 г. царь Борис Годунов своим указом повелел основать город «Борисов на Донце", а 5 июля воеводы Богдан Яковлевич Бельский и Семен Романович Алферов получили наказ, в котором детально оговаривались их обязанности по строительству новой крепости. Город возводили служилые люди из Каширы, Михайлова, Тулы, Рязани, Ливен и других городов, многие из них были оставлены здесь на поселении. Непосредственно строительством укреплений занимались городовой мастер Михайло Кирдешов и «служивой пушкарь и подкопщик Поспел Неклюдов да немчин Юшко Аммон". Крепость окончили «тое ж осени".

Тем не менее для одного из основателей Царева- Борисова исполнение царского повеления окончилось весьма печально. Богдан Бельский то ли по неосторожности, то ли спьяну заявил: «... Борис Федорович есть царь Московский, а он Борисоградский".

Об этом немедленно стало известно в Москве: «... Борис велел привезти [его] в таком головном уборе, который приличествовал не государю, а гнусному бунтовщику и который Богдану был весьма кстати. Помня клятву в течение пяти лет никого не казнить смертью, царь даровал преступнику жизнь, но велел описать все его имение, отпустил всех крепостных людей его на волю, с правок! служить кому хотят, и приказал своему капитану, шотландцу Габриелю, бывшему, до приезда вышесказанных докторов, лейб-медиком, вырвать у самодельного царя, Богдана, длинную густую бороду; после чего сослал его в Сибирь, где, вероятно, пропала у него охота выдавать себя за царя"

Чернь набросилась не только на вина, но и на имущество немцев, причем пограблены были многие лица, которые спрятали в докторских домах свои вещи, полагал, что они будут там сохраннее.

Бельским руководило чувство злобы: он пострадал при царе Борисе от руки его врача, капитана Габриеля, который, по царскому приказанию, выщипал ему бороду.

Бориса и Габриеля, уже не было в живых, и он выместил свою обиду на ни в чём неповинных людях.

По свидетельству того же Вера, московские жители послали 3 июня Лжедмитрию повинную грамоту.

Через неделю последовал ответ, что он вступит в Москву только тогда, когда не останется в живых никого из царской семьи.

В тот же день, 10 июня, князья Голицын и Мосальский, Молчанов и Шерефединов, взяв с собою трех стрельцов, пошли в дом Бориса Годунова.

Они развели Феодора, его мать и сестру по разным комнатам и велели стрельцам покончить с бывшим царем и его матерью. Марью Григорьевну они тотчас удавили, а Феодор, как обладавший необыкновенной силой, долго боролся с убийцами, которые едва одолели его. Москве объявили, что они сами отравились.

Царевну Ксению, по приказанию Лжедмитрия, поместили к кн. Мосальскому.

О кончине Феодора читаем в хронографе, "Феодор же вмале после отца своего царские державы насладися, и тако, аки тих овен на ничто жe злобу имуще, скончася; о нем же мнози от народа тайно в сердцах своих возрыдаша за непорочиое его жатие".

Феодора и его мать похоронили на Сретенке в Девичьем монастыре св. Варсонофия; туда же перенесли и тело Бориса, погребенного в Архангельском соборе, причем предварительно переложили в простой деревянный гроб.

Бер пишет, что через 1 год и 3 месяда, в царствование Василия Ивановича Шуйского, Годуновых торжественно перенесли в Троице-Сергиев монастырь. Гроб Бориса, принявшего перед смертью монашество с именем Боголепа, несли 20 монахов; гробы Феодора и Марьи Григорьевны — 40 бояр. За ними следовали в печальном шествии матери-монахини, священники и бояре до Троицких ворот; там бояре сели на лошадей, а тела положили на сани.

"Во времена же его (пишет кн. Хворостинин о Феодоре) и пред смертию отца его быша знамения многа комитного указания: овогда копейным образом; овогда две луны, и едина едину побораше; овогда на царственном дворе его в нощи коегождо часа от храма боголепного Преображения Спасова и от двора его исхождаше свет, взимашеся на высоту. И тако разумехом, яко присещение Божье отяся от них, и власть милости Божия отиде от дому их".

У современников сложилось убеждение, что Феодор Борисович и мать его Марья Григорьевна погибли за грехи Бориса и что "праведная кровь царевича Дмитрия" требовала такой же "чистой крови", а потому в смерти Феодора видели Божественную кару.

В заключение приведем отзывы о Феодоре Борисовиче кн. Ив. Андр. Хворостинина, кн. Ив. Мих. Катырева-Ростовского и одного хронографа.

Кн. Хворостинин в своих "Словесах дней царей и святителей Московских" отдает должное по их заслугам и Борису Годунову, и его сыну Феодору, о котором говорит следующее: "Благородный, светлейший юноша, образом же, и саном, и словесем, и отеческим наказанием, и книжным почитанием искусен быв".

Отзыв кн. Хворостинина любопытен, как отзыв человека, принадлежавшего по нашей теперешней терминологии к "западникам".

Он увлекался польскими порядками и римским католичеством, а русских людей называл "дураками", невеждами и недобросовестными, утверждая, что они "сеют землю рожью, а живут ложью", и составлял в этом смысле укоризненные вирши. В "Повести" кн. Катырева-Ростовского читаемы "Царевич Феодор отроча зело чудно, благолепием цветущи, яко цвете дивной на селе, от Бога преукрашен, яко крин в поле цветущ; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белостию блистаяся; возрастом средний, телом изобилен. Научен же бе от отца своего книжному почитанию, во ответех дивен и сладкоречив велми; пустотное же и гнило слово никогда же из уст его исхождаше; о вере же и о поучении книжном со усердием прилежаше".

Кн. Катырев-Ростовский принадлежал к высшей московской знати XVI— ХVII вв., а по жене (Татьяне Феодоровне Романовой † 1611 г.) к видной и влиятельной в конце XVI и начале ХVII в. партии Романовых. Несмотря на это, он отличается большою объективностью в своем "Сказании о смутном времени", указывая на достоинства Бориса Годунова и его сына Феодора Борисовича и отмечая недочеты в характере своего тестя, Феодора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета).

В Хронографе о Феодоре Борисовиче сказано: "Тогда ему сущу 16-ти лет. Аще убо и юн сый летными числы, но смыслом и разумом многих превзыде сединами совершенных: бе бо зело изучен премудрости и всякого философского естественнословия, и о благочестии присно упражняшеся; злобы ж и мерзости и всякого нечестия отнюдь ненавистен бысть; телесною же добротою вовраста и зрака благолепною красотою аки крии вь терниц паче всех блисташося. Аще бы не тартарный мраз цвет благородия его раздробил, то мнел бы убо быти того плоду чудесну и добре всячоствонном".

Более полутора года прошло после смерти Феодора Борисовича и его матери, когда царь Василий Иванович Шуйский, с общего совета, определил звать в Москву бывшего патриарха Иова для великого земского дела.

20 февраля Иов явился из своего заточения в Старицком монастыре, куда был отправлен мятежниками в 1605 г., перед убиением Феодора Борисовича.

В Успенский Собор прибыли царь, все духовный и светские власти и несметное множество народа. Иову была поднесена бумага от имени народа, в которой народ винил себя во многих бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, и просил святителя отпустить ему, именем Божиим, все грехи. В одном только оправдывался народ — в убиении Феодора Борисовича. "И того мы своего государя Феодора Борисовича и матерь его царицу Марью и царевну Ксенью... Гришке Отрепьеву выдали, и вор Гришка нада ними мучительски творил, как хотел: Государя нашего Феодора с матерью его смерти предал".



Название статьи:   Годунов Феодор Борисович, Царь Московский,
Категория темы:   Древняя Русь Смутное время Борис Годунов
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Дата написания статьи:  23 августа 2013
Статьи, использованные при написании этой статьи:  "Летопись о многих мятежах". Изд. 2-е. Ж. 1788 г., стр. 87—94. 191—192, 313— 314.—"С. Г. Г. и Д.", т. II, стр. 161—157, 164, 187—190, 192, 341, 346.-"Акты Ист.", т. т. I, II и IV.—"Р. Ист. Библ.", т. XIII.— "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции". Собр. и изд. А. Попов, М. 1869 г., стр. 290—292. — Федотов-Чеховский, "Акты, относящиеся до гражданской расправы в древней России", Киев. 1860 г., т. I. стр. 222, 300, 315,— "Памятники дипломатических сношений с Римскою империею". Спб. 1852 г., т. II.—"Сб. Имп. Рус. Ист. Общ.", т. 38.—"Сказания современников о Димитрии Самозванце". Спб. 1837 г., ч. I.— Берг, ч. III. Маржерет, Джон Мильтон (знаменитый автор "Потерянного и Возвращенного рая"), Московия. Перевод с английского помещен в "Чт. М. О. И. и Д. Р.", 1874 г., кн. 3.—Карамзин, "Ист. Госуд. Рос.", т.т. X—XII.—Соловьев, "История России", т. VIII.— С. Ф. Платонов, "Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII в., как исторический источник", Спб. 1888 г.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Инфантерия История Фашизма История полков Кавалерия Казачество Крымская война Кубанское казачье войско Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Рюриковичи Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru