Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Казаки, Казачество

Казаки, казачество.

Расселяясь в необжитых землях или рядом с другими народами, русские оставались во всем равны с ними, а потому все уживались и сливались в единое, «под единой крышей» государство

Солоневич. с. 150.

Казаки ...

Среди множества этнических групп русского народа особым своеобразием отличалось казачество, состоявшее в свою очередь, из отдельных «войск». Каждое из них имело культурно-бытовые отличия. Политика государственной власти придала им с конца XVIII в. единый сословный привилегированный статус, но в целом казачество оставалось хотя и особой, но составной частью русского народа (Заседателева. с. 306; Токарев, 1958. с. 32; Зеленин, 1913. с. 42, 270).Социальный феномен, имевший наименование казаки, был известен в период позднего средневековья многим славянским и тюркским этносам, проживавшим в степной зоне между Карпатами и Алтаем. Выделились три зоны этнического образования казачества, имевшие стержнем этнообразования:

1) русских — в бассейне верхнего течения Дона;

2) украинцев — бассейн нижнего Днепра;

3) тюрок — Крым, Приазовье, степи центрального и юго-восточного современного Казахстана (Дешт-и-Кыпчак) и северные районы современного Узбекистана (Мавераннахр) (Благова. с. 144).

Вторая зона дала начало запорожскому и украинскому казачеству XVI–XVIII вв.; в третьей — в районе между Балхашом и Аралом — сформировался казахский этнос. Казаки-тюрки Приазовья исчезли в XVII в.

Первая же зона дала начало непосредственно российскому вольному казачеству.

Отдельные его группы формировались в процессе колонизации южных и юго-восточных окраин Восточно-Европейской равнины. Впервые казаки упоминаются в летописях в 1444 г. (ПСРЛ.Т. XII. с. 62).

Об этническом составе казаков XVI в. сохранилось мало сведений, однако с точностью можно заключить, что их состав был в основном восточно-славянским (личные имена, отраженные в документах), а в конфессиональном отношении — православным, так как в XVI в. обострилось противостояние христианства и ислама, а вольные казаки всегда и всюду подчеркивали свою веро- исповедальную принадлежность.

К середине XVI в. в русских землях сложилось несколько групп населения, носивших название казаки.

Выделялись вольные, служилые и «воровские» казаки.

Вольные казаки принадлежали к полузависимым от Русского государства самоуправляемым общинам, располагавшимся за официальными пределами России.

В XVI в. они не представляли собой сколько-нибудь устойчивых коллективов с постоянным населением, что объясняется слаборазвитой хозяйственной деятельностью вольных казаков и, самое главное, отсутствием земледелия. Женщин в их среде было мало, и при высокой смертности коллективы пополнялись только новоприбывшими.

Служилые казаки являлись одним из низших разрядов государевых служилых людей по прибору.

В ХVI-ХVII вв. в зависимости от времени, места и условий их набора на военную службу они делились на множество обособленных групп (казаки городовые, беломестные, кормовые, сторожевые, станичные, поместные и верстаные — два последних разряда были близки по статусу и обеспечению дворянам-помещикам).

«Верстание» в служилые казаки происходило либо из среды местного русского населения, в основном из крестьян, либо из других служилых — пушкарей, засечных сторожей и др., а также за счет выходцев из украинского казачества.

«Воровские» казаки представляли собой шайки степных и речных разбойников, находившихся в постоянном конфликте с государством.

В ХVI-ХVІІ вв. довольно часто происходил переход отдельных групп казаков из одного состояния в другое, с одной территории на другую (с Дона по Волгу, Терек, Яик). Вместе с тем в XVI в. наблюдался процесс консолидации мелких групп казаков в более крупные.

По месту расселения упоминаются шацкие, арзамасские, смоленские, воронежские, псковские и др. служилые казаки, а также донские, волжские, яицкие и терские вольные казаки.

В течение XVII в. численность служилых казаков в центральной и северной России постепенно сокращалась в связи с переводом их в другие сословия (крестьян, дворян и др.). Если к началу века, насчитывалось 7,5 тыс. служилых городовых казаков (Боярские списки… с. 33-93), то на 1723 г. они составляли только 3 тыс. человек (Хорошихин. с. 25). Эти цифры отражают только число казаков, находившихся на военной службе, — женщины, дети и старики не учитывались, т. е. реальная численность казачьего населения была выше. Коллективы служилых городовых казаков к началу XVIII в. оставались в южнорусских городах и особенно в Сибири (Хорошихин. с. 19).

К XVII в. сложились три региональные группы вольных казаков — донские, терские и яицкие.

Их основным этническим компонентом были русские, однако каждая имела свои особенности.

Среди казачества имелись выходцы из татарских улусов, а также представители кавказских народов, которые внесли в казачью среду обычай куначества, т. е. побратимства.

В XVII в. среди донских казаков, особенно в низовьях Дона, находилось значительное количество украинцев, а также отмечены черкесы, татары, ногайцы.

Определить численность вольных донских казаков в тот период можно только приблизительно, так как вплоть до начала XVIII в. они отвергали все попытки московского правительства составить на них служилые списки. Существуют, однако, данные о казаках, которые получали жалованье от государства.

На Дону в 1613 г. проживало 1888 казаков, получавших «государево жалованье», в 1625 г. — 5 тыс., в 1641 г. — 9 тыс. (Хорошихин. с. 16).

В 1642–1647 гг. численность донских казаков на нижнем и среднем Дону сократилась из-за карательных набегов турецких и крымских войск. Казаки просили помощи у русского правительства. На Дон прибыло стрелецкое войско, оттеснившее турок и татар к Азовскому морю. Многие стрельцы были поселены в донских городках, став родоначальниками оседлого населения этого региона. В этническом отношении донские казаки вобрали в себя разные элементы местного и пришлого населения: у «верховских» казаков (верховья Дона) преобладали русские, но была примесь восточных компонентов, у «низовских» (низовья Дона) — украинцы. По физическому типу, хозяйственному быту, постройкам, костюму, фольклору «верховцы» и «низовцы» отличались друг от друга.

В составе терских и гребенских казаков, появившихся в конце XVI в., в XVII в. имелись кабардинцы, чеченцы, кумыки, ногайцы, грузины, армяне, черкесы.

В 1653 г. терские казаки были почти полностью истреблены во время нашествия иранских войск.

В 1658 г. московское правительство переселило на Терек 1379 семей русских стрельцов (РГАДА. Ф. 1653 — Кумыцкие дела. Д. 1. Л. 277-279; Хорошихин. с. 18), что привело к возобладанию среди терских казаков русского этнического компонента.

В составе яицких казаков в XVII в. имелись татары, калмыки, каракалпаки, туркмены, казахи. Однако до начала XVIII в. яицким казакам не удалось создать постоянное потомственное население края: на 1724 г. среди них только 74 из 3194 человек были потомственными казаками. Основная их часть являлась выходцами из поволжских губерний. Кроме русских, на 1724 г. в среде казаков на Яике имелись немногочисленные калмыки (Карпов. с. 28).

В Сибири формирование казачества несколько отличалось от подобного процесса на юге России.

Татарское Сибирское ханство было разгромлено дружиной вольных казаков Ермака в 1580-х годах, но вольных общин казаков здесь не сложилось. Ядром местного казачества стала служилая, а не вольная их часть.

В Сибири в формировании казачества приняли участие в основном выходцы из областей северо-восточной России, а также коми, татары, мордва, калмыки и сосланные военнопленные литовцы, поляки, немцы и шведы. Казаки женились на аборигенках и уже к концу XVII в. имели значительную примесь монголоидности.

С подчинением казачества центральной власти вольные казаки исчезли не только как социальный институт, но и как группа населения.

На 1723 г. строевых казаков насчитывалось: донских — 14 тыс., яицких- 3 тыс., терских — 1,8 тыс., гребенских- 0,5 тыс. человек (Соловьев C.М., 1963. Кн. 15. с. 474). Это были в основном представители последней волны беглых из Центральной России, зачисленных в казаки. Теперь казачество окончательно стало военно-пограничным сословием в общественной и государственной системе Российской империи, и прием беглых был запрещен; он производился либо в нарушение правил, либо в случае крайней необходимости ввиду большой убыли в личном составе.

Фиксация казачьего населения дает с этого времени возможность представить довольно полную картину этнического состава казачества. Именно в XVIII в. окончательно складываются группы казаков, существующие и поныне.

В самом начале XVIII в. произошли существенные изменения в составе населения на Дону.

Казачья шутка.В 1708 г. в результате восстания Кондратия Булавина из 29 тыс. донских казаков до 23,5 тыс. погибло и еще некоторое число их (по разным данным, от 2 до 5 тыс.) ушло на Кубань с атаманом Игнатием Некрасой. Казачье население сохранилось в основном в низовьях Дона.

В течение всего XVIII в. состав донских казаков пополнялся русскими и украинскими крестьянами, а также казаками упраздненной Запорожской Сечи.

Русские занимали среднее течение Дона и его притоки, украинцы — низовья реки. В 1770-е годы в состав казаков были включены до 30 тыс. ногайцев и калмыков.

На 1822 г. донских казаков насчитывалось 330 тыс. человек (Дон и степное Причерноморье… с. 15-16); на 1859 г.- уже 580 тыс. (среди них 21 тыс. — калмыки).

Основная часть донских казаков говорила на южнорусском наречии, в низовьях Дона были распространены говоры, переходные от украинского к южнорусским. Большинство являлись православными с небольшим количеством старообрядцев, среди калмыков преобладали буддисты-махаяна.

Терское казачество в 20-е годы XVIII в. вновь понесло значительные потери из-за переселения на новую, более южную укрепленную линию — Астраханскую.

Вызванные нездоровой местностью эпидемии и постоянные набеги кавказских горцев резко сократили число терских казаков (Хорошихин. с. 24).

С 1724 г. их войско стало пополняться представителями различных сословий, переселенных из более северных регионов России.

До 1832 г. сюда переехали 1 тыс. семей донских казаков, 517 семей волжских казаков и 20 тыс. семей русских крестьян. В 1832 г. из них сформировали отдельное Кавказское линейное казачье войско, куда начали зачислять значительные группы солдат Кавказской армии.

На 1838 г. линейцы составляли 141 тыс. человек (Воронов. с. 35), что позволило к началу Крымской войны в 1853 г. выставить 17-тысячное войско (РГВИА. Ф. 1/Л. Оп. 1. Т. 1. Д. 199. Л.2-3).

В 1860 г. Кавказское линейное казачье войско было разделено между Кубанским и Терским войсками.

Казачье население Терского войска состояло, прежде всего из русских, а также из небольшого числа украинцев, осетин, кабардинцев, чеченцев-аккинцев, армян и ногайцев. Довольно часты были браки казаков с горскими женщинами.

На 1916 г. терцев насчитывалось 255 тыс. человек. Разговорным являлось южнорусское наречие. Терские казаки были православными, среди которых встречались старообрядцы.

Русско-турецкие войны XVIII в. привели к включению в состав России обширных и почти незаселенных районов Северного Причерноморья. Назвав эти области Новороссией, правительство приступило к созданию там казачьих войск. Существовавшие на западе этих земель украинские казачьи формирования были упразднены, но на их базе с включением новопоселенцев создавались новые Екатеринославское (1787 г.), Черноморское (1787 г.) и Бугское (1803 г.) казачьи войска.

Поселенцы в Новороссии в большинстве своем были русскими и украинцами, а кроме них — молдаване, сербы, албанцы, немцы, греки. Это отразилось и на составе новых войск. Так, в 1787 г. в Екатеринославское войско зачислили 5 тыс. бывших запорожских казаков, 6,3 тыс. старообрядцев, 15 тыс. мещан и цеховых, 23,8 тыс. однодворцов Орловской губернии и украинцев, 3,6 тыс. крестьян, купленных для войска Г. А. Потемкиным (Хорошихин. с. 32). Однако вскоре новороссийские казачьи войска упраздняются — Екатеринославское в 1802 г., Бугское в 1817 г.

Большинство казаков было переведено в крестьянство, а остальные переселены в Приазовье, где в 1828 г. правительство основало Азовское казачье войско, и на Кавказ. В том же году в другом конце Новороссии — на Дунае — из буджакских казаков (бывших запорожцев, служивших в Турции до 1808 г.), сербов, болгар и молдаван было создано Дунайское казачье войско. Через десять лет оно насчитывало почти 7 тыс. человек, а в Крымскую войну выставило 800 бойцов {Воронов. с. 35).

Эти войска также не просуществовали долго: в 1865 г. было расформировано Азовское войско, в 1868 г. — Дунайское.

С 1792 г. Северо-Западный Кавказ становится местом интенсивного формирования одной из самых крупных и самобытных групп казачества — кубанской.

К 1850 г. сюда было переселено 25 тыс. черноморских казаков (из них 5,5 тыс. бывших запорожцев) и 3,5 тыс. екатеринославских, 1 тыс. семей донских казаков и 98 тыс. новороссийских крестьян (в основном украинцев).

В 1860 г. Черноморское казачье войско было переименовано в Кубанское и в 1862 г. пополнено 11,5 тыс. казачьих (донских и азовских), крестьянских и солдатских семей (Хорошихин. с. 33, 50).

Кубань стала контактной зоной между русскими и украинцами. Она включала в себя две основные этнические подгруппы: западную (собственно кубанскую) и восточную (кавказско-линейную). В состав западной подгруппы вошли по большей части украинцы и русские, а также молдаване, албанцы, сербы, преимущественно переселенцы из Приднестровья, Херсонской, Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний. Значительная часть казаков восточной подгруппы состояла из русских, а также украинцев, черкесов и грузин. Таким образом, этнооснову западной подгруппы составили украинцы, а восточной — русские. В западных районах разговорным языком является суржик — переходный диалект от украинского к русскому, характерный для Новороссии; в восточных — южнорусское наречие. Верующие кубанцы — православные. Соотношение украинцев и русских в среде кубанских казаков было примерно равное. На 1916 г. их числилось 1 млн. 367 тыс. человек (Воронов. с. 35).

Основное казачье население Яицкого войска (переименованного в 1775 г. в Уральское), возникшего в XVI в. из выходцев с Волги, сложилось в первой половине XVIII в. Во второй половине ХVІІІ-ХІХ в. сколько-нибудь значительных переселений на его территорию не было, и правительство мало вмешивалось в формирование этой группы казаков, в которую принимались выходцы из различных сословий. Кроме русских, в ней всегда присутствовали татары, башкиры и калмыки, чьи станицы располагались на правобережье Урала (Яика), здесь они соприкасались с казахами, что наложило отпечаток на их культуру и быт. Большое значение в их хозяйственной жизни имело занятие рыбным промыслом в р. Урал и в Каспии.

Разговорным у казаков был среднерусский диалект.

Среди православных большинство составляли старообрядцы. Татары и башкиры были мусульманами-суннитами, а калмыки — буддистами-махаяна.

В целях защиты российских границ в степном Заволжье и на юге Западной Сибири правительство создавало новые казачьи войска — Волжское (1739 г.), Ставропольское калмыцкое (1739 г.), Оренбургское (1748 г.), а также поселения по Иртышско-Бийской укрепленной линии (1763 г.).

Ядро этих войск складывалось из переселенных донских и городовых казаков. Для этого на Волгу было отправлено 520 казачьих семей, а на Иртыш — 150. Зачислялись в казаки и представители других сословий. Часть этих войск со временем упразднялась — Волжское в 1775 г., Ставропольское калмыцкое — 1842 г. Казаки были либо переписаны в крестьян, либо переведены на Кавказ.

Интенсивным оставалось заселение в Сибири Иртышско-Бийской укрепленной линии, куда с 1760 г. были направлены донские казаки (русские), башкиры, татары- мишари. Затем к ним присоединились крестьяне-переселенцы из Центральной России (русские), крестьяне Тобольской губернии (русские и мордва), украинцы и поляки.

Состав населения линии в 1797 г. пополнился 2 тыс. солдат, и в 1808 г. было создано Сибирское казачье войско, куда в том же году записали 6 тыс., а в 1849 г. — еще 4 тыс. крестьян (Хорошихин. с. 126). Казаки — русские и мордва исповедовали православие (среди них имелись и старообрядцы), татары — ислам (сунниты).

Разговорным языком являлся говор севернорусского наречия.

Сибирское казачье войско стало основой для организованного в 1867 г. Семиреческого войска; в бассейн р. Или были переселены 14 тыс. сибирских казаков, из которых 5,4 тыс. являлись еще недавно тобольскими крестьянами, а 3,9 тыс. — крестьянами других губерний (Хорошихин. с. 46).

На основе отдельных частей упраздненного Волжского казачьего войска и группы казаков с Хопра и Терека в 1817 г. было организовано Астраханское казачье войско, в которое производился набор представителей различных сословий. В подавляющей массе астраханцы были русскими, хотя в 1847 г. в их состав входили небольшие группы православных калмыков (Бирюков И.А. с. 2). Однако, по данным 1916 г., представителей других народов было немного.

Не для меня придёт весна,

Не для меня Дон разольётся,

И сердце девичье забьётся

С восторгом чувств — не для меня.

 

Не для меня цветут сады,

В долине роща расцветает,

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для меня.

 

Не для меня придёт Пасха,

За стол родня вся соберётся,

«Христос воскрес» из уст прольётся

В Пасхальный день не для меня.

 

А для меня кусок свинца,

Он в тело белое вопьётся,

И слёзы горькие прольются.

Такая жизнь, брат, ждёт меня

«Не для меня» Поёт хор Московского Сретенского монастыря. Концерт в Кремле в 2007 году.

Авторский культурный и общественно-политический проект Александра Богданова «Обаятельная Россия» — «Духовная жизнь русских людей в России 20-го и 21 века»

Казаки говорили на южнорусском наречии; все верующие были православными.

Оренбургское казачье войско начало складываться к 1755 г. из русских казаков и башкир с самарской, уфимской, алексеевской и исетской укрепленных линий. В XVIII в. в него зачисляли сибирских городовых казаков (русских) и яицких казаков, отставных солдат, крестьян (русских) из Центральной России, башкир, татар- мишарей, татар-тептярей, калмыков. До 1840 г. в войско включили разовыми партиями 25 тыс. солдат, 1,7 тыс. калмыков и 1 тыс. крестьян (Хорошихин. с. 45).

В 1842 г. к ним присоединили остатки казаков Ставропольского калмыцкого войска, состоявшего в основном из русских.

Разговорным у оренбургских казаков был язык, сочетавший северо-восточные диалекты русского языка и южнорусское наречие.

Верующие русские и калмыки придерживались православия, башкиры и татары — ислама (сунниты).

В середине XIX в. на востоке Российской империи возникли еще два казачьих войска — Забайкальское (1851 г.) и Амурское (1860 г.).

Основой первого из них стали казаки, несшие службу на Забайкальской укрепленной линии с 1727 г. (2,6 тыс. бурят, 1,4 тыс. русских и 0,5 тыс. эвенков). При официальном учреждении войска в нем значилось 38 тыс. русских (из них 27 тыс. горнозаводских крестьян, 1,2 тыс. крестьян-переселенцев) и 10 тыс. бурят (Сергеев. с. 48), а в 1916 г.- 244 тыс. русских и 21 тыс. бурят и эвенков.

Верующие русские были православными (в том числе — старообрядцами), буряты — буддистами (махаяна), эвенки — православными и шаманистами.

В формировании Амурского казачьего войска приняли участие 800 забайкальских казаков и 2 тыс. штрафных частей из корпуса Внутренней стражи (Хорошихин. с. 51).

На 1916 г. в войске числилось 50 тыс. казаков.

Последним казачьим войском, сформированным в XIX в., стало Уссурийское (1889 г.).

В его состав вошли 200 семей амурских казаков. В 1901 г. к ним присоединились 1 тыс. семей донских, кубанских, оренбургских казаков и крестьян из различных губерний (Сергеев. с. 73).

На 1916 г. уссурийцев насчитывалось около 35 тыс. человек.

Кроме войск, в Сибири существовали отдельные полки городовых казаков: Енисейский и Иркутский (с 1917 г. — отдельные войска), а также Якутский. В них преобладали русские (лишь в Якутском была часть якутов).

К октябрю 1917 г. численность 13 казачьих войск составила 4 млн. 434 тыс. человек (2,4% от общего числа жителей России).

Казачество сыграло особую роль в военной истории России. Оно участвовало почти во всех войнах XVIII — начала XX в., которые вела Российская империя. Например, в 1812 г. в боевых действиях приняли участие 82 полка, сформированных казачьими войсками Российской империи.

Казачьи войска имели свою организацию, управление, благодаря чему документы об их формировании и участии в сражениях отложились в архивах.

К началу XX в. казаки не представляли собой единой этнической общности, а ряд локальных культурно-территориальных групп сложного этнического состава, в основе своей русского.

Специфика образа жизни и бытового уклада казачества выделяла его среди других групп русского населения и в социальном и в этнокультурном отношении. Участие в создании казачества целого ряда народов — татар, башкир, калмыков, казахов, представителей Северного Кавказа и Сибири — наложило отпечаток на его этнический и культурный облик. Вбирая в себя разнообразные традиции многих народов, оно сохраняло в себе основу общерусской культуры.

Ермак Тимофеев. Неизвестный художник. ГМИИРТ. Металл, масло. первая четверть XVIII в. Ермак Тимофеев. Неизвестный художник. ГМИИРТ. Металл, масло. первая четверть XVIII в.
Карл Эрнст Гесс (Carl Ernst Hess) — Русские казаки на марше Русские казаки на марше Карл Эрнст Гесс (Carl Ernst Hess)
Казаки в походе. 1851. ФИЛИППОВ Константин Николаевич, Холст, масло. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург. Казаки в походе. 1851. ФИЛИППОВ Константин Николаевич, Холст, масло. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург.
Поздравление, приносимое казачьим войском Александру II в Успенском соборе. ТИММ Василий (Вильгельм, Георг Вильгельм) Федорович (Фридрихович). Холст, масло. Поздравление, приносимое казачьим войском Александру II в Успенском соборе. ТИММ Василий (Вильгельм, Георг Вильгельм) Федорович (Фридрихович). Холст, масло.
Донской казак Никифор Андреевич Субботин. 1893. СУРИКОВ Василий Иванович. Холст, масло. 59?49 см. Частное собрание. Донской казак Никифор Андреевич Субботин. 1893. СУРИКОВ Василий Иванович. Холст, масло. 59?49 см. Частное собрание.

Донской казак Ржидин. СУРИКОВ Василий Иванович. Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Донской казак Ржидин. СУРИКОВ Василий Иванович. Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Казак на плацу. Конец XIX века. САМОКИШ Николай (Микола) Семенович Казак на плацу. Конец XIX века. САМОКИШ Николай (Микола) Семенович

См. также:

— КУБАНСКОЕ ВОЙСКО;

— Терское казачье войско;

— ВОЙСКО ДОНСКОЕ;

— ПЕРВЫЕ КАЗАЧЬИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЙСКА, БЫВШИЕ НА ПОЛОЖЕНИИ КАЗАЧЬИ …;

— ГРЕЧЕСКОЕ (АЛБАНСКОЕ) ВОЙСКО;

 — КРЫМСКОЕ ТАТАРСКОЕ ВОЙСКО;

— АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

— СТАВРОПОЛЬСКОЕ КАЛМЫЦКОЕ ВОЙСКО;

— УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

— ДУНАЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

— ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

— БУГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

— БАХМУТСКИЕ КАЗАКИ;

— ЧУГУЕВСКИЕ КАЗАКИ;

— ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ; 

— Воинская повинность казачьих войск;

 



Название статьи:   Казаки, Казачество
Категория темы:    Древняя Русь Российская империя Казачество
Источник статьи:    "Русские". В.А. Александров с соавт., М. Наука. 2005, Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. VI: Сборник материалов. К 200-летию Отечественной войны 1812 г. //Труды ГИМ. М. 2007. Вып. 166. стр. 7
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:   Ауский С. Казаки. Особое сословие. Документы. Карты. Фотографии. Серия Архив. М Олма-пресс. 2002 г. 448 стр.+ 16 стр.ил


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...