Обоз инженерный

Обоз инженерный

ОБОЗ ИНЖЕНЕРНЫЙ, служил для перевозки инженерного имущества частей войск.

В зависимости от груза, повозки этого Обоза возились одной лошадью, 2, 3, 4 и 6 лошадьми.

В виду того, что инженерный Обоз следовал в большинстве случаев непосредственно за частями войск, в 1-м разряде, теперь значительная часть инженерного Обоза составляли двуколки, признанные наиболее подвижными и облегчающими дробление имущества при командировании мелких команд.

Общий вид телеграфной двуколки

Сормовский завод № 112. Общий вид телеграфной двуколки. Нижний Новгород.1910 г. Автор фото: М.П. Дмитриев

Источник: Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области

Для наилучшей укладки в Обоз инженерного имущества, заключающего в себе много предметов хрупких и требующих особо тщательной укупорки и сохранности, в большинстве повозок инженерного Обоза делались различного рода перегородки и ящики, что также значительно облегчает пользование имуществом.

Количество груза (полезного), перевозимого на двуколке, — в среднем около 12 пд., и, при весе двуколки с принадлежностью, фуражом и обозными рядовым в среднем около 22 пд. (мертвый груз, брутто), на одну лошадь приходилось полного груза около 34 пд.

В искровых ротах двуколки парные, в виду того, что груз на каждую двуколку доходил в среднем до 40 пд., из коих 15 пд. полезного.

При перевозке груза на парных повозках полезного груза на каждую повозку приходилось около 17 пд. и мертвого груза — около 40 пд., а всего на пару — около 57 пд.

Троечный Обоз имелся лишь в осадных инженерных парках и в нем на каждую повозку приходилось груза около 80 пд., из коего 30 пд. полезного.

Четверочный Обоз, при коем 2 лошади запрягаются в унос, имелся для легких мостовых саперных парков, причем на каждую повозку приходилось груз 85 пд., из коего 34 пд. полезного.

Шестерочный Обоз, с артиллерийской запряжкой в унос, имелся в понтонных батальонах; на каждую повозку груза приходится около 114 пд., из коих полезного груза в среднем около 60 пд.

Наименование отдельных повозок инженерного Обоза зависел от перевозимого имущества. В частности, части войск снабжались инженерным Обозом в следующем количестве.

Саперная рота саперного батальона имела: 11 двуколок саперного образца, в коих перевозилось все инженерное имущество роты, кроме телефонного, которое перевозилось на особой телефонной двуколке; т. обр., обоз саперной роты состоял из 12 двуколок (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

Шестовое отделение телеграфной роты — 4 станционных телеграфных двуколки, 2 станционных оптических, 2 телефонных, 20 материальных и 2 для запасных вещей, а всего 30 двуколок (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

Кабельное отделение телеграфной роты — 4 станционных телеграфных двуколки, 2 оптических, 1 телефонная, 13 материальных и 2 для запасных вещей, а всего 22 двуколки (приказ по военному ведомству 1911 г., № 396).

Электро-осветительная станция саперного батальона — 1 шестерочная (на унос) повозка для прожектора, 1 четверочная (также запряженная в унос) для двигателя и 6 двуколок, из них 1 бидонная, 2 кабельных, 1 инструментальная и 2 для запасных вещей, а всего 8 повозок (приказ по военному ведомству 1911 г., № 396).

10-сж. легкий мостовой саперный парк перевозится на 6 четверочных повозках (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

Полевой инженерный парк — 47 инструментальных двуколок саперного образца для перевозки всего инженерного имущества, кроме телеграфно-телефонного, для перевозки коего имелись особые 4 двуколки, всего на парк 51 двуколка (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

Понтонный батальон — специальный понтонный Обоз шестерочный, из 56 понтонных, 32 настилочнных, 2 добавочных (для возки смычных брусьев и пажилин, не помещающихся в настилочных повозках), 4 козловых и 2 лодочных повозок; для перевозки же остального инженерного имущества батальона — 6 парных повозок и 2 телеграфные подрывные двуколки, всего 104 повозки (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

Искровая рота — 27 двуколок для перевозки станций и 13 двуколок для перевозки бензина и мелких инструментов, а всего 40 двуколок (приказ по военному ведомству 1910 г., № 515).

Осадный инженерный парк.

См. также статью: "Осадный инженерный парк"

 

При троечном Обозе отделение парка имело по 72 троечных повозки, при двуколочном же Обозе — по 210 двуколок саперного образца и по 6 телефонных двуколок (приказ по военному ведомству 1908 г., № 588).

В частях пехоты каждая рота снабжалась 2 телефонными двуколками (приказ по военному ведомству 1910 г., № 538).

Штабы корпусов и пехотных дивизий снабжались также каждый 2 телефонными двуколками того же образца, как и части пехоты (приказ по военному ведомству 1910 г., № 538).


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Обоз инженерный
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Источник изображений:Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru