ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ќЅќ« ¬ќ≈ЌЌџ… » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ќЅќ« ¬ќ≈ЌЌџ…

ќЅќ« ¬ќ≈ЌЌџ…

ќЅќ« ¬ќ≈ЌЌџ…, подъемные средства, служащие дл€ перевозки за войсками разного рода запасов.

„асть ќЅќ«ј составл€ет принадлежность отдельных войсковых частей и носил название полкового ќЅќ«ј.

«десь возились предметы, в которых войска нуждаютс€ всегда в бою, в походе и на ночлегах. ѕоэтому полковой ќЅќ« должен был посто€нно находитьс€ при своей части или недалеко от нее.

ѕрочие перевозные средства армии, не вход€ в состав отдельных частей войск, образовывали особые подвижные учреждени€ и в определенном числе придавались дивизи€м, корпусам или арми€м, составл€€ ќЅќ«: дивизионный, корпусный или армейский.

«апасы этих учреждений служили дл€ пополнени€ запасов полковых ќЅќ«ќ¬.

¬ зависимости от состава груза различалс€ ќЅќ« интендантский и специальный (артиллерийский, инженерный, санитарный).

Ќекоторые категории перевозочных средств составл€ют казенный ќЅќ«, его повозки (—м. ѕовозки военные) и упр€жь с принадлежностью содержались полностью в виде неприкосновенного запаса, но в мирное врем€ запр€галось лишь небольша€ его часть; при мобилизации поставл€лось полное число лошадей от населени€ по военно-конской повинности. ƒруга€ часть перевозочных средств составл€л обывательский ќЅќ«, который формировалс€ из повозок, вз€тых от населени€ на основании подводной повинности, по найму или реквизиций. –азмеры его определ€лись в соображении с местными услови€ми театра войны.

»сторический очерк.

”же в походах египт€н за 1.000 л. до –. ’. употребл€лс€ вьючный ќЅќ« под продовольствие войск.

ƒревние греки сначала не имели ќЅќ«ј, но за гоплитом шел слуга, несший запасы. ќднако, за 400 л. до –. ’. и у них по€вл€етс€ вьючный ќЅќ«, а при знаменитом отступлении 10 т. греков уже находилось 400 повозок в парной воловьей запр€жке.

ѕри армии јлександра ¬еликого в 37 т. ч. имелось 2 ? т. ѕовозок.

–имл€не первоначально обходились без ќЅќ«ј; каждый легионер нес на себе на 15-30 дн. продовольствие. ¬о II в. до –. ’. у римл€н по€вл€етс€ вьючный ќЅќ« в числе 250 мул. на легион (4 т. ч.). ѕозже вводитс€ и колесный ќЅќ«.

¬ средние века армии сопровождались большим ќЅќ«ќћ, что вызывалось, однако, не столько заботой о войсках, сколько роскошью начальников и страстью к грабежу.

√устав-јдольф упор€дочил перевозочные средства армии, на 100-тыс. армию приходилось 8 т. парных повозок под продовольствие, подвозимое из магазинов.

¬ эпоху ‘ридриха ¬еликого, с развитием магазинной системы, ќЅќ« приобрел еще большее значение.

–еволюционные войны, выдвинув на 1-й план реквизиции, способствовали уменьшению ќЅќ«ј; французы первые отказались и от возимого в ќЅќ«≈ палаточного лагер€. “ем не менее их 30-тыс. арми€ в »таль€нском походе 1796 г. имела 1.200 повозок.

Ќаполеон особенно умело пользовалс€ своими подвижными запасами, благодар€ чему мог быстро сосредоточивать войска в решительный момент.

¬ кампанию 1812 г. он двинул за армией 17 обозных батальонов с 6 т. повозок, поднимавшими продовольствие на 20 дн. ¬ надежде на подножный корм, обозные лошади не были обеспечены фуражом. ќднако, шедша€ впереди конница съела весь корм, и ќЅќ« пришли в расстройство, последствием чего €вилось расстройство всей ¬еликой армии.

¬ нашей армии до ѕетра ¬еликого повозок не существовало, а все запасы или "кормы" следовали при войсках на вьюках, а позже в колесном ќЅќ«≈.

ѕетровска€ арми€ имела уже штатный полковой ќЅќ« (в пехотном полку Ч 63 повозок, в драгунском Ч 60 повозок), который с 1708 г. подраздел€лс€ на легкий Ч "к баталии потребны€ вещи" и т€желый Ч "лишни€ т€гости", что вполне отвечало современному разделению полковых ќЅќ«ќ¬ на 2 разр€да.

ѕолковой ќЅќ« пополн€лс€ из армейского транспорта ("подвижного магазина") на обывательских повозках, поднимавшего мес€чный запас продовольстви€. —ерьезные улучшени€ в организации ќЅќ«ј последовали при »мператоре јлександре I.

ѕолковой ќЅќ« был сокращен, за то образован дивизионный ќЅќ« в составе 1 фурштатского 6-ротного батальона на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию (108 повозок с 9-дн. запасом сухарей).

ѕо мере увеличени€ армий и их потребностей (в особенности с по€влением скорострельного оружи€) работа ќЅќ«ј осложн€лась. ”же в войсках XIX века ќЅќ« с чрезвычайными усили€ми обслуживал армии в тех случа€х, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операции принимали напр€женный характер.

¬ войну 1870-71 гг. немцам пришлось усилить корпусные ќЅќ«џ на 100 повозок каждый и заказать сверх того 3 т. повозок.

¬ войну 1877-78 гг. обозные средства армии б. усилены 17 т. повозок.

¬ войну 1904-05 гг. полное бездействие войсковых ќЅќ«ќ¬ имело следствием чрезвычайное развитие армейских транспортных средств, развозивших запасы до полковых штабов и даже на позиции.

ќрганизаци€ транспортной службы была также неправильна, вследствие чего военные транспорты выполнили работу втрое меньшую против минимальных расчетов теории. ѕредназначенные дл€ непрерывного подвоза при наступлении армии, они не справились со своим назначением даже при расположении еЄ на месте и вызвали новый 2 ?-милл. расход на формирование вольнонаемных транспортов.

¬ будущих войнах миллионные армии ожидали еще большие трудности подвоза, но на помощь этому делу уже по€вились ќЅќ« с механической т€гой.

—вобода военных операций в огромной степени зависит от своевременного получени€ войсками ежедневного продовольстви€ и боевых средств. «апасы, возимые в ќЅќ«≈, освобождают войска от заботы в этом отношении.

¬о все эпохи недостаточность ќЅќ«ј или его расстройство неблагопри€тно отражались на военных операци€х.

¬ войну 1870-71 гг., при обложении ѕарижа, по недостатку перевозочных средств, кругооборот транспортов занимал 9-10 дн., вследствие чего подвозилась только ? продовольстви€ и боевых средств. ¬ эту же войну неудовлетворительное состо€ние французского ќЅќ«ј заставл€ло их армии жатьс€ к железным дорогам, вопреки стратегической обстановке (маршала ћак-ћагона на выручку ћеца; операции Ѕурбаки под ћонбель€ром).

¬ войну 1877-78 гг., по свидетельству ген. “отлебена, войска западного отр€да, вследствие плохой организации службы ќЅќ«ј, перебивались продовольствием со дн€ на день, и были стеснены в своих операци€х.

Ќесоответственна€ организаци€ ќЅќ«ј также м. ограничить способность армии к маневрированию (наши ќЅќ«џ в войну 1904-05 гг.).

Ќаконец, огромное значение имеет надлежащее распределение ќЅќ«ќ¬. —леду€ при войсках, ќЅќ« св€зывает их в тактическом отношении: он удлин€ет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудн€ет развертывание. ѕоэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь ќЅќ« при себе (в виде полкового ќЅќ«ј), операции войск отличались медлительностью и пассивностью.

¬ начала XX в. арми€х стремились уменьшить полковой ќЅќ«, эшелониру€ прочие перевозочные средства в тылу войск.

ѕо€вление железных дорог не умалило значение ќЅќ«ј, т. к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере вли€ни€ противника между головными станци€ми и войсками всегда останетс€ достаточна€ полоса дл€ работы ќЅќ«ј.

—татистика указывает, что войсковой ќЅќ« продолжал расти вместе с увеличением армий и расширением их потребности в продовольствии и, в особенности в современных боевых припасах.

¬ 1813 г. во французской армии повозка (не счита€ транспортов) приходилась на 53 ч.; в 1866 г. в ѕруссии и јвстрии Ч на 28-35 ч.; в 1870 г. в ѕруссии Ч на 24 ч.; в начале XX в.: у нас 1 повозка Ч на 19 ч., в √ермании Ч на 14 ч.; в јвстрии и ‘ранции Ч на 12 ч.

¬ некоторые эпохи ќЅќ« имел боевое значение, примен€€сь в виде подвижного укреплени€ или опорного пункта на поле сражени€ (наши обозы в XVII в., обоз гусситов Ч см. √усситские войны).

ќрганизаци€ ќЅќ«ј в главных арми€х.

–осси€.

” нас имелись все категории ќЅќ«ќ¬.

ѕолковой ќЅќ« по распределению имущества делилс€ на ротный, эскадронный, батарейный и т. п. и собственно полковой, а в отношении управлени€ и дл€ похода вблизи непри€тел€ Ч на ќЅќ« 1 и 2-го разр€да.

—остав полкового ќЅќ«ј русской армии.

—остав полкового ќЅќ«ј русской армии.

¬ составе полкового ќЅќ«ј батареи и инженерной части имелись повозки специального (артиллерийские, инженерные) ќЅќ«ј (см. јртиллерийский ќЅќ«, а также »нженерные войска).

Ўтат продовольственно-вещевого отдела

Ўтат продовольственно-вещевого отдела

ƒивизионный ќЅќ«

ƒивизионный ќЅќ« имелс€ дл€ пехотных дивизий и стрелковых бригад и состо€л из двух отделов: продовольственно-вещевого и санитарного.

¬ 1-м отделе возилс€: запас продовольстви€ (сухари, крупа, соль, чай, сахар Ч на 4 дн€, м€сные и овощные консервы Ч на 1 день), шанцевый инструмент, запас обуви. ѕри нем же состо€л конский запас дивизии.

ќтдел подраздел€лс€ на 5 взводов, из коих первые 4 имеют по 1-дн. запасу продовольстви€ (см. таблицу в 1-м столбце).  омандир этого отдела был одновременно и командир всего дивизионного ќЅќ«ј.

¬ состав санитарного отдела входили: дивизионный лазарет; 3 двуколки, 15 парные и 9 четверочные повозки (8 лазаретных линеек и дроги дл€ шатров), всего 27 повозок и 78 лошадей и два полевых подвижных госпитал€, приданных дивизии, в обоих вместе 8 двуколок, 36 парных, 4 четверных Ч итого 50 повозок и 104 лошадей (см. ¬оенно-санитарное дело.).

¬есь дивизионный ќЅќ« составл€л 287 повозок с 748 лошадьми; глубина походной колонны Ч около 3 вер. (без раст€жки).

 авалерийские дивизии не имели дивизионного ќЅќ«ј.

¬ инженерных войсках (саперных и понтонных батальонах) роль дивизионного ќЅќ«ј по содержанию груза выполн€л т. называемый продовольственный транспорт, вход€щий в состав полков.

ќЅќ«  орпусный.

ќЅќ« составл€л у нас корпусные продовольственные транспорты, по 1 на корпус. “ранспорт состо€л из 536 парных повозок и делилс€ на 4 взвода (1-3 взвода везли 3-дн. запас продовольстви€ и овса, а 4-й Ч однодневный запас консервов).

јрмейский ќЅќ«

јрмейский ќЅќ« составл€л в военное врем€ транспорты армии, которые не возили отдельных запасов, но служили универсальным перевозочным средством в тылу.

¬оенные транспорты формировались при мобилизации в числе 120 из кадровых обозных батальонов (см. ќбозные войска).

 аждый транспорт состо€л из 183 парных повозок (или 131 троечных, или 116 четв., или 362 вьючных лошадей) и подраздел€етс€ на 2 самосто€тельных взвода.  роме того, предусматривалась возможность формировани€ дополнительных военных транспортов: колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошад€х, мулах, верблюдах).

ѕовозки и упр€жь приобретались способами, установленными дл€ заготовлений в военное врем€, лошади Ч из конского запаса армии или по военно-конской повинности, а личный состав Ч распор€жением полевого управлени€ армии.

Ќаконец, в случае надобности, формировались вольнонаемные транспорты, причем одни эксплуатировались военным управлением, другие Ч через подр€дчиков.

ƒополнительные и вольнонаемные транспорты соедин€лись в разном числе в обозные батальоны.

ѕодъемна€ (полезна€) сила транспорта; колесного Ч 4.414 пд., вьючного Ч 1.723? пд.

  специальным армейским ќЅќ«јћ относились: вольнонаемные артиллерийские транспорты, полевые подвижные госпитали не приданные дивизи€м, и военно-санитарные транспорты (см. это).

√ермани€.

ѕолковой ќЅќ« подраздел€лс€ на ротный, эскадронный, батарейный, батальонный.

ѕолковой обоз √ерманской армии

ѕолковой обоз √ерманской армии

ƒл€ походных движений в сфере вли€ни€ противника раздел€етс€ на 1 (Gefechtsbagage) и на 2-й разр€ды (Grosse Bagage).

ƒивизионный ќЅќ«, в полном смысле слова, предусмотрен только дл€ резервных и резервно-полевых дивизий, в составе: 3 резервных провиантских колонн, 3 резервных фурпарковых колон, 2-3 резервных муниционных кол., 2-3 резервных артиллерийских муниционных колон, 4 резервных полевых лазаретов, 2 резервных хлебопекарных колон, 1 резервного конского депо, 1 депо порционного скота и 1 мостового парка.

 орпусной обоз √ерманской армии

 орпусной обоз √ерманской армии

¬ полевых пехотных дивизи€х к дивизионному ќЅќ«” относилс€ только дивизионный мостовой парк (21 повозка).

 орпусный ќЅќ« состо€л из 6 провиантских и 7 фурпарковых колон, 2 конских депо и 12 полевых лазаретов, подраздел€€сь на 2 обозных батальона.

 роме того, к корпусному ќЅќ«” относились 4 пехотных и 8 артиллерийских муниционных колон, корпусный понтонный парк и 2 хлебопекарных кол.

Ќа марше корпусный ќЅќ« подраздел€лс€ на 2 эшелона (в ?-перехода и в 1 переходе).

ѕродовольственный ќЅќ« поднимал 4-дн. запас продовольстви€ и 3-дн. запас овса на весь корпус и ? кавалерийской дивизии.

 орпусный ќЅќ« формировалс€ при мобилизации из обозных батальонов (см. таблицу).

  армейскому ќЅќ«” можно отнести этапные: муниционные, фурпарковые, хлебопекарные колонны и этапные санитарные депо с обозными колонами.

¬се муниционные повозки были запр€жены т€желовозами.

¬ военное врем€ предположено формирование нескольких грузовых автомобильных колонн в качестве перевозочного средства.

јвстри€.

»мелись, как и у нас, все категории ќЅќ«ј.

ѕолковой обоз јвстрийской армии

ѕолковой обоз јвстрийской армии

ѕолковой ќЅќ« по своему назначению и распределению в походной колонне раздел€лс€ на боевой (Gefechtstraиn) и хоз€йственный (Bagagetraиn).

–азличалс€ ќЅќ« ротный, батальонный, эскадронный, собственно полковой (см. таблицы).

ƒивизионный ќЅќ« имелс€ как в пехотных, так и в кавалерийских дивизи€х.

ƒивизионный обоз јвстрийской пехотной дивизии

ƒивизионный обоз јвстрийской пехотной дивизии

ќЅќ« пехотной дивизии состо€л из обозного дивизиона, 1 эскадрона который поднимал штаб дивизии и дивизионную продовольственную колону (6-дн. запас продовольстви€), а другой эскадрон Ч дивизионное санитарное учреждение (дивизионный лазарет).

 роме того, к дивизионным ќЅќ«” относ€тс€: дивизионный муниционный парк (4 пехотных и 4 пушечных муниционных колон), 4 гаубичной муниционной колонны и дивизионна€ хлебопекарн€.

ƒивизионный ќЅќ« кавалерийской дивизии состо€л из продовольственных колон и санитарного учреждени€ и 4 кавалерийских муниционных кол.

 орпусный ќЅќ« составл€л: корпусный продовольственный транспорт (6-дн. запас) Ч 1.690 обывательских подвод; корпусна€ хлебопекарн€; полевой госпиталь; конский лазарет и корпусный обозный парк.  роме того, 4 мостовых парка с полевым подводным парком и инструментальной колонной и 4 муниционных колон дл€ т€желого гаубичного дивизиона.

  армейским ќЅќ«јћ относились: этапные продовольственные транспорты, резервные продовольственные магазины и хлебопекарни, полевые и резервные полевые госпитали, армейские артиллерийские парки, мостовые парки и подвижные депо (инструментальные, пионерные).

ƒивизионные, корпусные и армейские ќЅќ«џ формировались только в военное врем€ из обозных дивизионов мирного времени, на усиление которых широко привлекалс€ обывательские подводы с погонщиками.

ѕри организации этапных продовольственных транспортов, а также при перевозках мостовых парков, т€желой артиллерии и т. п. предположено было широко примен€ть автомобильную т€гу.

¬ойска горных районов снабжались, взамен колесного, вьючным или смешанной системы ќЅќ«јћ».

‘ранци€.

»мелись все категории ќЅќ«ќ¬, но со слабо развитым дивизионным ќЅќ«ќћ (см. таблицу).

ѕолковой обоз ‘ранцузской армии

ѕолковой обоз ‘ранцузской армии

ѕолковой ќЅќ« делилс€ вблизи непри€тел€ на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продовольственный (Train regimentaire) и поднимал 2-дн. запас продовольстви€.

  дивизионному ќЅќ«” принадлежал только дивизионный лазарет, парк инженерной роты (2 повозки с шанцевым инструментом) и гурт скота.

  корпусным ќЅќ«јћ относились: корпусный лазарет, 8-12 полевых госпиталей, продовольственный транспорт (с 4-дн. запасом продовольстви€), корпусные артиллерийский, инженерный и понтонный парки, парк запасного обмундировани€ и снар€жени€, подвижное ремонтное депо, полева€ хлебопекарн€ и гурт скота.

  армейскому ќЅќ«” относились вспомогательные продовольственные транспорты (4-дн. запас), армейский артиллерийский парк и армейский инженерный парк.

ƒивизионные и корпусные ќЅќ«џ формировались в военное врем€ из обозных батальонов с добавлением обывательских подвод.

«аключение.

—равнива€ организацию ќЅќ«ќ¬ в главных европейских арми€х, можно видеть, что везде часть ќЅќ«ј следует непосредственно при войсках (полковой ќЅќ«), при чем в наибольшем размере у нас; везде остальной ќЅќ« эшелонирован в глубину, при чем в германской и французской арми€х ближайшим эшелоном за полковым ќЅќ«ќћ €вл€етс€ корпусный ќЅќ«; в австрийской армии, наоборот, очень развит дивизионный ќЅќ«; в глубоких эшелонах ќЅќ« (армейского и отчасти корпусного) предположено примен€ть автомобильную т€гу, что в будущем должно отозватьс€ дальнейшим уменьшением собственно войсковых ќЅќ«ќ¬.



Ќазвание статьи:   ¬оенный обоз
 атегори€ темы:    –усска€ »мператорска€ арми€ ‘ранцузска€ арми€ јвстрийска€ арми€ √ерманска€ импери€
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., тт. 1-18
ƒата написани€ статьи:   1916 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   ‘. ј. ћакшеев, —набжени€ и военное хоз€йство в военное врем€; ≈го же, ¬оенное хоз€йство и устройство тыла. ќЅќ« и тыловые учреждени€ иностранных армий; ѕ. –ежепо, «начение и работа ќЅќ«ј; ѕоложени€ о полковом и дивизионном ќЅќ«≈ Ч приказ по военному ведомству 1907 г. є 229.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
RobertHip –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 15 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і