ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ Ѕалканы, горна€ цепь » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ѕалканы, горна€ цепь

Ѕалканы, горна€ цепь, простирающа€с€ от восточных границ —ербии до „ерного мор€; болгары и сербы называют ее —тарой планиной, а в древности она называлась √емос (см. карту Ѕолгарии).

ќтроги Ѕалкан проникают и внутрь —ербии, где заканчиваютс€ крутыми отвесными скалами у берегов ƒуна€, как раз против таких же отвесных скал  арпат, которые подход€т к ƒунаю с севера, образу€ ущелье "∆елезные ¬орота" между “урн-—еверином и ќртовою.

ќсобенность Ѕалкан составл€ет значительное развитие в длину (до 600 вер.) при малой ширине (всего от 21 до 45 вер.). √лавна€ водораздельна€ лини€, котора€ пересекаетс€ в двух местах реками Ѕольшим »скером и  амчиком, раздел€ет большую част Ѕалкан на два резко различающихс€ горных ландшафта: к северу горы, по мере спуска в ƒунайскую низменность, станов€тс€ все более оголенными и пустынными, к югу же они представл€ютс€ более живописными и более населенными. Ќа Ѕалканах редко встречаютс€ высокие скалистые вершины, и вовсе нет местностей јльпийского характера. ¬ысокие гребни Ѕалкан имеют куполообразные очертани€ и покрыты пастбищами. —ама€ высока€ вершина ёмрукчал представл€ет собою обширное пастбище.

¬с€ Ѕалканска€ система образует собою соединение от 3 до 7 горных цепей. ѕо своим внешним особенност€м и по строению почвы, Ѕалканы дел€тс€ на три участка: западный Ч от р. “имока, до ущель€ р. Ѕольшого »скера; средний Ч от »скерского ущель€ до ƒемир-капу и восточный Ч от ƒемир-капу до „ерного мор€.

«ападные или  арпато-Ѕалканы т€нутс€ дугообразно от нижнего “имока и до р. Ѕольшого »скера, направл€€сь на юго-восток и постепенно развива€сь в ширину. ƒо Ѕерковацкого перевала они имеют вид высокого узкого хребта, начинающегос€ (как непрерывна€ цепь) в пределах —ербии от горы ¬ершка-„ука и достигающего близ перевала св. Ќикола€ 4.420 фт. Ёто так. наз.  адибогасские Ѕалканы и св. Ќикола€. ƒалее к югу-востоку они принимают название „ипровецких Ѕалканы, с вершиной Ѕратков ¬ерх (6.220 фт.)

—ама€ же высока€ часть «ападных Ѕалкан есть Ѕерковацкие Ѕалканы с вершиною  ом (в 6.447 фт.). ƒалее хребет несколько понижаетс€, расшир€€сь и под именем —офийского Ѕалкана образует широкое плато, южный, довольно пологий скат которого обращен к —офийской котловине.   северу от —офийских Ѕалкан разветвл€етс€ ¬рачанские Ѕалканы, образующий своими склонами северную стену »скерского ущель€.

–ека Ѕольшой »скер, протека€ по этому ущелью более 60 вер. (тут же проходит и железна€ дорога от ѕлевны в —офию), имеет чрезвычайно крутое падение.

«ападные Ѕалканы образованы преимущественно из гранита; частью они обнажены, а частью покрыты густыми буковыми лесами; северные склоны вообще очерчены резче южных.

ќт главного хребта к северу-востоку отход€т длинные, постепенно понижающиес€ ветви, служащие водоразделами между притоками ƒуна€. «ападные Ѕалканы вообще трудно проходимы.

Ќа прот€жении 75 вер. проложены всего 4 шоссейные дороги, удаленные одна от другой на 10-25 вер., а именно:

1) из „уприи в јк-ѕаланку и ѕирот (4.420 фт.), иначе проход св. Ќикола€;

2) из „упровца в ѕирот (два параллельных перевала Ч 6.220 и 2.970 фт.);

3) из Ѕерковаца в ѕирот, (4.760 фт., иначе Ѕерковацский проход) и

4) из Ѕерковаца в —офию, с ветвью от √инцкого прохода на ѕирот.

 роме того, существует еще несколько вьючных путей долиною »скера в —офию; (3.600 фт.); все они выход€т на шоссе, идущее из —офии в Ќиш.

¬ кампанию 1877-78†г.г. в конце декабр€ «ападные Ѕалканы пересекли Ч сербские армии через св. Ќиколай на ѕирот и —офию и через „упровець на ѕирот и —офию и небольшой кавалерийский отр€д генерал јрнольди через проход св. Ќикола€ и Ѕерковацкий проход на —офию.

  • —редние или центральные Ѕалканы, от ущель€ р. Ѕольшого »скера до перевала ƒемир-капу, нос€т различные названи€.

  востоку от »скерского ущель€ эти Ѕалканы €вл€ютс€ в виде двух параллельных кр€жей, заканчивающихс€ крутыми скатами над ущельем р. Ѕебреша (притока ћал. »скера) и  омарцийской котловиной. ¬есь хребет носит название ”мургаш, по имени своей главной вершины (5.554 фт.).

«а истоками р. Ѕебреша следует Ётропольские Ѕалканы, раздел€ющийс€ на несколько ветвей. ¬ершины его достигают до 51/2 тыс. фт. (Ѕаба-гора Ч 5.883 фт., Ўандорник Ч 5.446 фт.). ѕродолжением Ётропольских Ѕалкан служит «латицкие Ѕалканы с вершиною —виштиплац (6.212 фт.). —ама€ высока€ часть хребта, собственно ¬ысока€ —тара планина находитс€ между двум€ большими седловинами јраб- онакской (между вершинами ”мургаш и Ўандорник) и Ўипкинской, а главную еЄ часть составл€ет  алоферска€ и “ро€нска€ планина с высочайшей вершиною Ѕольшой ёмрукчал (7.805 ф.), переименованна€ недавно в ‘ердинандов верх.

Ёта последн€€ часть Ѕалкан имеет вид диких, мало доступных горных масс, особенно с южной стороны; наверху же еЄ наход€тс€ прекрасные пастбища; к северу отдел€етс€ несколько отрогов, достигающих до Ћовчи и —евлиево. ќт горы  уруджи (5.019 фт.) Ѕалканы, принима€ наименование Ўипкинских, постепенно понижаютс€ до 3.500 фт. (гора св. Ќикола€ у Ўипкинского перевала Ч 4.382 фт.). «а Ўипкинским следует “равненские Ѕалканы с вершиною Ѕедек (4.830 фт.). ёжный склон этих Ѕалкан имеет вид крутой утесистой стены и делаетс€ более пологим только от ущель€ речки ћаглишки, к востоку от г.  азанлыка.

—ледующие за “равненскими ≈ленский и —ливенские Ѕалканы имеют в некоторых местах всего 3.500 фт.; главна€ вершина первого Ч „емерна, поднимаетс€, однако, до 5.040 фт. —еверные склоны, начина€ от Ўипкинского и конча€ —ливенскими Ѕалканами, далеко распростран€ютс€ на север, наполн€€ правильными гр€дами все пространство между притоками: р. янтры.

»зрезанные реками террасовидные предгорь€ ÷ентральные Ѕалканы с северной стороны простираютс€ до с. Ћуковицы, г.г. Ћовчи, —евлиева (—ельви), “ырново и ќсман-Ѕазара. Ќо и далее местность сохран€ет волнистый характер и представл€ет р€д постепенно понижающихс€ к ƒунаю террас. —еверные склоны ÷ентральных Ѕалкан состо€т из меловых формаций, тогда как гребень и южные скаты имеют кристаллическое строение. ¬ершины гребн€, по большей части, обнажены и расположены, преимущественно, в виде куполов.

Ќа северных склонах произрастают густые леса дуба, бука, клЄна и в€за; южные же безлесны и только местами в ущель€х поросли кустарником.

ќбщее прот€жение ÷ентральных Ѕалкан до 250 вер., при незначительной средней ширине (ок. 15 вер.).

ѕеревалы на них могут быть разделены на 4 группы:

а) западные, соедин€ющую верхние бассейны р. ћалого »скера и р. ¬ида с —офийским полем, «латицким плато и верховь€ми р. —тремы;

б) “ро€нскую Ч истоки р. ќсмы с верхнею долиною р. —тремы;

в) “ырновскую Ч верховь€ р. янтры с  азанлыкской долиной, и

г) ≈лено-—ливенскую Ч притоки р. янтры с долиною р. “унджа.

√руппу западных перевалов составл€ют: шоссе из ќрхание на —офию јраб- онакский или ќрханийский перевал (3.290 фт.) и вьючные (отчасти и колесные) пути: из Ётропол€ в —трыгл (через Ѕабу-гору Ч —трыглский Ч 4.000 фт.), из Ётропол€ в г. «латицу («латицкий Ч 4.840 фт.), из г. “етевена в г. «латицу и между г. “етевен и д. –ахманлы.

»з других путей, едва проходимых, но сыгравших важную роль в войну 1877-78†гг., следует отметить: из с. Ћютаково на д. ќгойю и д. яблоницу к д.  ремиковцы и г. —офию (яблоницкий проход), из с. ¬рачеша через ”мургаш к д. ≈лешница (”мургашский или ¬рачешский проход), от с. ¬рачеш через ”мургаш и д. „урь€к к д. ѕотоп и от —офийского шоссе на д. „урь€к к д. ѕотоп или же к д. ќсойце и “ашки-—ену („урь€кский проход).

—еверные пункты путей через перевалы ќрхание, Ётрополь и “етевен св€заны поперечною (не везде колесною) дорогою; а на южном скате —трыгл, «латица и –ахманлы соединены хорошею колесною дорогою. ¬тора€, “ро€нска€ группа перевалов, наход€ща€с€ в “ро€нском и  алоферским Ѕалканами: она состоит из двух вьючных дорог: “ро€н Ч –ахманлы (“ро€нов перевал 5.418 фт.), “ро€н Ч  арлова ( арловский Ч 6.170 фт.) и Ќовое-—ело Ч  алофер ( алоферский или –озалитский Ч 5.950 фт.); с северной стороны хребта они св€заны вьючным путем, а с южным Ч колесным.  роме того, имеетс€ еще несколько троп, из которых более известны две: от  арлова по ущелью р.  арловской и от —опота, мимо монастыр€ того же названи€, к «еленикскому монастырю и далее на монастырь ”спени€ к “ро€ну.

√руппу “ырновских перевалов составл€ют: шоссе из √аброва к сел. Ўипка (Ўипкинский Ч 4.025 фт.), колесна€ дорога из “равны в ћаглиш (“равненский Ч 3.150 фт.), колесна€ дорога от с.  илифор в ’аинкиой (’аинкиойский Ч 3.115 фт.) и тропы от с. «елено-ƒрево в —офолар и от √аброво в »метли (»метлийский Ч 4.025 фт.). ¬ ≈лено-Ћивенской группе, кроме горных троп, имеютс€ лишь 2 колесных пути: из ≈лены в “вардицу (“вардицкий пер. или  редич Ч 3.990 фт.) и из —тарой-реки в Ѕинкос и —ливно (»страка Ч 3600 фт.). ¬ декабре 1877†г. ÷ентральные Ѕалканы пересекли колонны генерала √урко (”мургаш, „урь€к, јраб- онак, —трыгль, «латица; главные силы Ч по „урь€кскому и јраб- онакскому, генерал  арцева по “ро€нскому, генерал —кобелева 2-го Ч по »метлийскому, –адецкого Ч по Ўипкинскому и кн. —в€тополк-ћирского Ч по “равненскому.

3) ¬осточные или ћалые Ѕалканы начинаютс€ у ƒемир-капу и направл€ютс€ в виде двух водораздельных кр€жей, один к р. ƒунаю, а другой Ч к „ерному морю. ѕродольное направление (параллельно ƒунаю) обозначаетс€ трем€ цеп€ми;

а) южн. хребтом, который, отдел€€сь от —ливенских Ѕалкан, имеет у г. —ливно высоту 3.500 фт. (вершина ћатей) и известен там под именем „атал- Ѕалкан; у г.  арнобада он понижаетс€ до 1.500 фт. затем снова поднимаетс€ до 2.000 фт. и, пройд€ севернее г. јйдоса, подходит к „ерному морю, между г. ћесемврией и г. јхиола;

б) средним или главным хребтом, направл€ющимс€ от —ливенского горного узла пр€мо на восток, между обеими рр.  амчиками, под названи€ми  азан-Ѕалкан,  арнобад-Ѕалкан и Ёминэ-Ѕалкан; средн€€ высота гребн€ достигает 2.000-2.500 фт.; многочисленные отроги, отход€щие к северу, наполн€ют пространство между „ерным морем и нижним  амчиком;

в) наконец, северный хребет, направл€€сь от —ливенского узла к северу-востоку, нигде не поднимаетс€ выше 1.000-1.500 фт.; у Ёски-ƒжумы он резко поворачивает на юго-восток и за г. Ёски-—тамбулом входит в св€зь с поперечным хребтом.

Ётот последний, известный под именем —ахар-Ѕалкан, т€нетс€ от р.  ючюк- амчика до левого берега р. Ѕайрам-дерессе.

ƒругой поперечный отрог идет от ƒоброла до станции  аспиджан на –ущукско-¬арненской железной дороги, окаймл€€ с востока Ўумлинскую равнину. —реди этой равнины, поднимаетс€, в виде подковы, Ўумлинское плато, в углублении которого расположен г. Ўумла. ѕределом распространени€ горной области ¬осточных Ѕалкан можно считать линию, проведенную через гг. ќсман-Ѕазар, Ёски-ƒжуму, Ўумлу и ¬арну, но и за этой линией т€нутс€ далее к северу пониженные ветви, придава€ местности холмистый характер.

ѕоследним отрогом ¬осточных Ѕалкан служит ƒели-ќрманский хребет, ограничивающий с юго-запада и юга лесистое пространство, под именем ƒели-ќрманского леса.

—редн€€ ширина ћалых Ѕалкан около 60 вер. ¬о многих местах хребет покрыт лесом, за исключением приморской полосы, где он уже сильно вырублен. Ѕольша€ часть поперечных путей, пересекающих ћалые Ѕалканы, направл€етс€ от линии крепостей Ўумла Ч ¬арна на юг к городам  арнобад, јйдос и ћесември€. Ќо есть пути и вне сферы крепостей, таковы: от ќсман-Ѕазара через  отел в —ливно и от Ёски-ƒжумы через Ёски-—тамбул в  арнобад; эти последние важны, как кратчайшие между важными стратегическими пунктами Ч ќсман-Ѕазар и —ливно; первый образует узел дорог, соедин€ющих верховь€ янтры, Ћома и  амчика, а второй, также узел дорог, командует вместе с тем всею долиною р. “унджи.

  восточной группе путей (крепостной) относ€тс€ следующие: Ўумла- арнобад (одна дорога через с. ƒрагеево, а друга€ Ч через с. —ме€дово), Ўумла Ч јйдос, ѕраводы Ч јйдос, ¬арна Ч јйдос и ¬арна Ч ћесември€; а к западной группе принадлежат пути: Ёски-ƒжума, Ч ќсман-Ѕазар, ќсман-Ѕазар Ч  отел,  отел Ч —ливно,  отел Ч  арнобад, Ёски-ƒжума Ч  арнобад и ямбол; средн€€ высота перевалов через ћалые Ѕалканы Ч 1.900 фт. (высша€ Ч 3.100, низша€ Ч 1.375 фт.).

¬ 1829†г. через ћалые Ѕалканы перешла русска€ арми€ (около 35 тыс.), под начальством ƒибича. –азбив при  улевче великого визир€ и заслонившись от Ўумлы, ƒибич в начале июл€ перешел Ѕалканы и зан€л линию Ѕургас Ч јйдос Ч  арнобад Ч —ливно, откуда затем двинулс€ на јдрианополь. ƒо тех пор Ѕалканы многими считались непроходимыми. “урки оказали сопротивление только при переправе через р.  амчик; всю т€жесть перехода составл€ли дурные дороги и жара.

¬ 1878†г., в €нваре, ћалые Ѕалканы в западной их части перешла колонна генерала бар. ƒеллинсгаузена. ¬ св€зи с ÷ентральными Ѕалканами находитс€ —редн€€ √ора, горный кр€ж Ѕалкан, который т€нетс€ от железно-дорожной станции ямбол€ до г. »хтимана, параллельно главной цепи, соедин€€сь с нею несколькими невысокими контрфорсами.

–еками —тремою и “опольницею этот кр€ж раздел€етс€ на три части:

а) ¬осточна€ —редн€€ √ора Ч между ямболем и —тремою (3.000 фт.),

б) собственно —редн€€ √ора Ч между —тремою и “опольницею (4.500 фт.) и

в) »хтиманские горы Ч между “опольницею и »скером, которые служат естественною св€зью между Ѕалканами и горным узлом, расположенным между верховь€ми рек: ћарицы, »скера, —тремы и Ќищавы (наиболее высокие части его Ч горные группы ¬итота, с вершиною „ерный ¬ерх от 7.518 фт. и –ыло, с вершиною ќлений ¬ерх Ч 8.980 фт.).

ѕосредством этого узла Ѕалканы вход€т в св€зь с –одопскими горами, превышающими Ѕалканы (5.000-7.000 фт.), и вообще с другими горами Ѕалканского полуострова (ћакедонскими и др.), а также с главным водоразделом Ёгейского мор€ и ƒуна€.

Ѕалканы с сера, а ¬итот с юга ограничивают —офийскую котловину, расположенную, таким образом, в центре важных горных систем полуострова. ¬ысочайшие точки Ѕалканского хребта нигде не достигают линии вечного снега.

Ќа высоте перевалов снег держитс€, приблизительно, с начала окт€бр€ до начала апрел€. Ёти перевалы, имеющие до 4.000 фт. средней высоты и не более 30 вер. длины, вообще удобопроходимы. ¬сех перевалов на Ѕалканах насчитываетс€ около тридцати; самые высокие из них наход€тс€ на «ападных Ѕалканах ( омский и „норовецкий перевалы).

Ќаиболее удобным дл€ прохождени€ в центральной и западной част€х Ѕалканского хребта следует признать ќрханийский или јраб- онакский перевал, имеющий всего 8 вер. длины и склоны умеренной крутизны.

Ўоссе проход€т через следующие перевалы: св. Ќикола€ (путь из ¬иддина и Ћом-ѕаланка в ѕирот, јк-ѕаланку и  н€жевац), Ѕерковацкий (из —офии в Ћом-ѕаланку), јраб- онакский (из —офии в ѕлевну), Ўипкинский (из √аброво в  азанлык) и  отельский (из ќсман-Ѕазара в  арнобад).

∆елезна€ дорога проложена через »скерское ущелье и соедин€ет ѕлевну с —офией; друга€ стро€ща€с€ лини€ пройдет через “равненские Ѕалканы Ч от “ырново к —тарой «агоре (≈ски-«агра); третью линию предполагаетс€ провести через ћалые Ѕалканы. “руднейша€ дл€ перехода часть Ѕалкан Ч западна€ центральных Ѕалкан, особенно от «латицы до Ўипки; затем „упровецкие и Ѕерковацкие Ѕалканы. «начение Ѕалкан, как оборонительной линии, против непри€тел€, наступающего с севера, заключаетс€ в разобщенности перевалов (среднее удаление 181/2 в.) отдаленных один от другого высокими и трудно проходимыми кр€жами, что делает крайне затруднительной взаимную поддержку частей и согласование наступательных действий, тем более, что движение по разным перевалам представл€ет различающиес€ друг от друга трудности, почему и требует особых расчетов дл€ скорости движени€ колонн (в 1877 году зимою разные колонны и эшелоны отр€дов генералов √урко и –адецкого двигались со скоростью 2-6 вер. в сутки).

¬ажнейшее же преимущество дл€ оборон€ющегос€ заключаетс€ в том, что вдоль подошвы южного склона пролегает железна€ и колесна€ дороги от —офии до Ѕургаса; это дает возможность быстро ст€гивать войска к любому промежуточному пункту.

ƒействи€ русских войск в 1877-78†гг. показали, что после надлежащей подготовки Ѕалкан без неодолимых дл€ гор трудностей можно пройти даже в самое суровое врем€ года, лишь бы высота перевала не превышала 4.000 над уровнем мор€. —верх того важно, чтобы перевал вел лишь через один хребет: ведущие через несколько даже и при небольшой абсолютной высоте часто не м. б. отнесены к числу легких (ћалые Ѕалканы).

 .†»речек, " н€жество Ѕлгари€", две части, ѕловдив, 1899†г.; ј.†»ширков, "Ѕлгари€", 1910†г., ¬оенно-статистический обзор кн€жества Ѕолгарского и стратегическое его значение в случае войны –оссии с “урцией и јвстрией, —пб. 1881†г.;  аннитц, ƒунайска€ Ѕолгари€; —пб., 1876†г., перевод с немецкого.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    Ѕолгари€ –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг.
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., т. 1-18.
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
7 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є6
–†–Њ–±–Њ—В—Л1
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
SolomonGillette –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 11 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
XRumerTest –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 11 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 12 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і