Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Учебные команды в Русской Императорской армии

Учебные команды учреждались в отдельных частях войск для приготовления восток чипов к производства в унтер-офицеры. Число рядовых, ежегодно обучаемых в Учебных командах, должно было не менее ? унтер-офицеров по штату мирного времени.

Для назначения в команду избирались ротными командирами рядовые хороших нравственных качеств, отличающиеся способностями к службе и характером, к необходимым для унтер-офицера.

Курс — от конца 1 лагерного сбора до начала другого; на классные занятия  —  не более 16 уроков в неделю. Нижние чины, за время пребывания в команде, должны основательно усвоить все, что впоследствии им придется применять на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников солдат, именно:

1) все отрасли строевого образования,

2) все, что касается положения солдата на службе, его прав и обязанностей.

Сверх того преподавались: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика, сведения об оружии и стрельбе, о сбережении здоровья, чтение карт и планов и окопное дело.

В конных частях — еще и сведения о лошади.

Нижние чины Учебной команды должны уметь составить простейшее донесения из круга служебных обязанностей унтер-офицера.

Учебная команда собиралась при штабе части, имела отдельное помещение и особое хозяйство. Заведующий ею офицер пользовался и правами ротного командира и утверждался в должности начальником дивизии; в помощь заведующему назначались 1 или 2 младших офицера, и в учебных занятиях (каждый по своей специальности), принимали участие: священник, заведующий оружием, врач (и ветеринарный врач).

Общее наблюдение поручалась штаб-офицеру, с правами и обязанностями батальонного командира.

Ежегодно весною нижним чинам производилось испытание по всем предметам обучения особой комиссии, под председательством командира части, из батальонных (эскадронных, батарейных) командиров.

Успешно выдержавшие испытание возвращались в свои роты и имелись ввиду для производства в унтер-офицеры на открывающиеся вакансии. (См. также Артиллерийские школы, Инженерные школы).

Вообще установлено правилом, что нижние чины, состоящие на 4-х и 5-летних сроках службы, кроме случаев боевого отличия, не могли быть производимы в унтер-офицеры, не окончив успешно курса Учебной команды (см. Унтер-офицеры). Но достигающие этим путем унтер-офицерского звания нижние чины оставались затем на службе менее 2 л., или даже только 1 г., а потому в то время принимались меры, чтобы, хотя часть унтер-офицеров был обязаны более продолжительной (сверхсрочной) службой, и для этой цели был учрежден Учебный унтер-офицерский батальон (см.).

 

Учебные суда — военные суда для плавания на них кадет Морского корпуса, а также нижних чинов морских команд, с целью обучения морскому делу и различным специальностям морской службы.

Учебные суда Морского корпуса плавали отдельным отрядом, с адмиралом, начальником отряда, во главе.

Само плавание и все судовые занятия распределены по особой программе, приспособленной к учебным целям.

В отряде находилось также 1 парусное судно, без парового двигателя, для приучения кадет парусному делу. Учебные суда плавали совместно и разъединено, в зависимости от назначения их плавания. Они обладали преимущество наилучшими морскими качествами и снабжены всеми принадлежностями современных судов вооружения (артиллерией, минами...).

Учебное судно с нижними чинами назначается для обучения последних морскому делу на практике и приготовления их к унтер-офицерскому званию. Судно это плавало в течение 8 месяца (зимою) в Атлантическом океане, находясь большой часть времени в море и только изредка заходя на острова Вест-Индии.

Занятия с нижними чинами — были чрезвычайно разнообразны и велись на строго практической почве.

По возвращении из плавания, матросы экзаменуются и производятся по успехам в унтер-офицеры.

Училища:

1) Военного ведомства – см.  Военно-учебные заведения и Кантонисты.

2) Юнкерские — см. Военно-учебные заведения.

3) Военные  —  см. Военно-учебные заведения, Константиновское военное Училище, Павловское военное училище.

Александровское военное училище учреждено в 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками специальных классов кадетских корпусов.

С 1864 по 94 г. именовалось третьим.

В строевом отношении составляло батальон.

1-м шефом Училища был император Александр II, а 2-м (с 1874 г.)  — наследник Цесаревич Александр Александрович.

С 1894 г. шефом состоял Е. И. Величество император Николай II.

Состав в конце XX века – 400 юнкеров (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330; 1867 г. № 243, 1894 г. № 188; Свод Военных Постановлений 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).

Значительными развитие в последние годы XX века артиллерии потребовало усиленное укомплектовании ее офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого, и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийские училище (со 190 до 450 воспитанников), а 2-е Констатиновское пехотное обращено в артиллерийское; в последнем —  было 425 юнкеров, составивших 2 батареи (Приказ по военному ведомству 1894 г. № 140).

4) Морские военные училища.

Морские училища появились в России при царе Алексее Михайловиче, когда боярин Ордын-Нащокин (Ордин-Нащокин), состоял лифляндским наместником, занимался образованием флота; во где , именно было первое Русское училище —  неизвестно.

При царе Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1700 г., 14 января, учреждена была Петром Великим школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих. Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разных должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., а большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем — в инженеры, артиллеристы, Преображенский полк...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие — унтер-лейтенанта, посредственные —  мичмана (в то время не офицерский чин).

Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, а по возвращении в Россию поступали в штурмана.

С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано был 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., именовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота  не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, И только 15 декабря 1752 г., указом Императрицы Елисаветы Петровны, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.

С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, а разночинцев определили в мастерские школ при адмиралтействах и в штурманскую роту.

Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, а в учебном  —  на 3 Класса.

Гардемарины 1-го кл. кончали высшие морские науки; кадеты 2-го кл. проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го кл. учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован императрицею, на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-х этажной дом (бывший Миниха), и повелело устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Во в 1762 г. Петр III, желая дать (см. Академии военные); одно общее направление всем военно-учебным заведением, приказал соединить Сухопутный и Морской кадетские корпуса и Инженерное училище под главной дирекцией гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот приказ был отменен, и 8 августа 1762 г. императрица повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата.

23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском о-ве, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое Училище), где и оставался до 1796 г.

Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец, самое содержание корпуса обходилось несравненно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., a вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.

В 1796 году, по вступлении на престол Павла I, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился до своего расформирования большевиками.

30 декабря был 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г., прибавлено было еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. ассигнациями в год; все и воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1—гардемаринская.

В последние годы XIX в. был определение комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел. Потом прием ограничен в 35 чел.; из них 25 поступали на казенный счет, 7—своекоштными, и с платою 530 рубл. в год, и 3—стипендиатами, с тою же платой.

В строевом отношении корпус был разделен на 5 рот, в учебном — на 6 классов, причем 6-и и 5-й — малолетние. 4-й, 3-й и 2-й — общие, 1-й — гардемаринский.

Принимались дети:

а) флотских офицеров (бывших и настоящих),

б) потомственных дворян.

Поступающие в приготовительный класс должны были иметь 12-14 л. от роду.

Курс наук — 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству. Воспитательная сторона не оставляла; желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус — одно из лучших европейских учебных заведений конца XIX – начала XX века.

В летнее время кадеты отправлялись в плавание на судах, принадлежащих корпусу; там молодые моряки на практике видели и исполняли то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. ч. каждый из них, окончив курс, мог быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.

Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).

Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.

При Морском корпусе была учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподавались высшие предметы по гидрографии, кораблестроению и механическому искусству.

Курс составлял — 2 года; число слушателей: в гидрографическом отделении — 10 (лучшие по экзамену), кораблестроительном — 5, механическом — 5. (Ф. Веселаго — "Очерк истории Морского кадетского корпусa за 100 лет»).

Кроме Морского кадетского корпуса, в морском ведомстве существовало еще Техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по: механической и кораблестроительной частям.

Это Училище вело свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, адмирал гр. Головнин, основал штурманскую роту, где преподавались навигацкие науки. В 1798 г., при всеобщем преобразовании флота, выработаны было положение и штаты вновь учреждавшихся 2-х штурманских училищ, одного — для Балтийского флота, другого — для Черноморского флота.

Для штурманских Училищ в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось до расформирования его большевиками.

В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того — эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.

Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море. Окончившие курс выпускались в штурмана офицерского ранга.

В 1804 г., с преобразованием морского ведомства, выработано устройство штурманской части и составлены новые положение и штаты штурманских училищ.

Главною реформою было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть. Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.

Училище разделялось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот. С 1808 г. при Училищах заведен метеорологический журнал; ученики дежурили на обсерватории и ходили к начальству с донесениями.

В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й ? Учебный экипаж, из 3 рот.

1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю. Все ученики, определявшиеся в ? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, a затем последовательно переводились в остальные. Обучение состояло из классных занятий, практичесих и фронтовых учений. В 1851 г. в ? - экипаже учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийской отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская — первою, 1-я — второю, 2-я — третьею, 3-я — резервною.

С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной. Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища получили право поступать в Морскую академию.

В 1894 г. утвержден новый устав Технического училища, в котором оставлены только 2 отделения:  кораблестроительное и механическое; штурманское же и артиллерийское уничтожены, т. к. исполнение обязанностей штурмана и артиллериста на судах возложено на флотских офицеров, выпускаемых из Морского кадетского корпуса.

См. также:

- Военно-учебные заведения, готовившие офицерские кадры для казачьих войск;

- Военно-учебные заведения российской империи;

- Малые народные училища;

- Алексеевское военное училище;

- Виленское военное училище;

- Виленское пехотное юнкерское училище;

- Владимирское военное училище;

- Военно-топографическое училище;

- Военно-юридическое училище;

- Военные училища;

- Елисаветградское кавалерийское училище;

- Иркутское юнкерское пехотное училище;

- Константиновское военное артиллерийское училище;

- Лесное училище;

- Мореходные классы, училища Российской империи;

- Морские училища при Петре Великом;

- Морское инженерное училище;

- Морское инженерное училище императора Николая I;

- Морское училище;

- Николаевское кавалерийское училище;

- Новочеркасское казачье юнкерское училище;

- Одесское военное училище;

- Оренбургское казачье юнкерское училище.

См. также:

 



Название статьи:   Учебные команды в Русской Императорской армии
Категория темы:    Русская Императорская армия
Источник статьи:    Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера, Спб., 1897 г., т. VIII.
Дата написания статьи:   {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...