ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ”чебные команды в –усской »мператорской армии » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

”чебные команды в –усской »мператорской армии

”чебные команды учреждались в отдельных част€х войск дл€ приготовлени€ восток чипов к производства в унтер-офицеры. „исло р€довых, ежегодно обучаемых в ”чебных командах, должно было не менее ? унтер-офицеров по штату мирного времени.

ƒл€ назначени€ в команду избирались ротными командирами р€довые хороших нравственных качеств, отличающиес€ способност€ми к службе и характером, к необходимым дл€ унтер-офицера.

 урс Ч от конца 1 лагерного сбора до начала другого; на классные зан€ти€ †Ч †не более 16 уроков в неделю. Ќижние чины, за врем€ пребывани€ в команде, должны основательно усвоить все, что впоследствии им придетс€ примен€ть на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников солдат, именно:

1) все отрасли строевого образовани€,

2) все, что касаетс€ положени€ солдата на службе, его прав и об€занностей.

—верх того преподавались: «акон Ѕожий, чтение и письмо, арифметика, сведени€ об оружии и стрельбе, о сбережении здоровь€, чтение карт и планов и окопное дело.

¬ конных част€х Ч еще и сведени€ о лошади.

Ќижние чины ”чебной команды должны уметь составить простейшее донесени€ из круга служебных об€занностей унтер-офицера.

”чебна€ команда собиралась при штабе части, имела отдельное помещение и особое хоз€йство. «аведующий ею офицер пользовалс€ и правами ротного командира и утверждалс€ в должности начальником дивизии; в помощь заведующему назначались 1 или 2 младших офицера, и в учебных зан€ти€х (каждый по своей специальности), принимали участие: св€щенник, заведующий оружием, врач (и ветеринарный врач).

ќбщее наблюдение поручалась штаб-офицеру, с правами и об€занност€ми батальонного командира.

≈жегодно весною нижним чинам производилось испытание по всем предметам обучени€ особой комиссии, под председательством командира части, из батальонных (эскадронных, батарейных) командиров.

”спешно выдержавшие испытание возвращались в свои роты и имелись ввиду дл€ производства в унтер-офицеры на открывающиес€ вакансии. (—м. также јртиллерийские школы, »нженерные школы).

¬ообще установлено правилом, что нижние чины, состо€щие на 4-х и 5-летних сроках службы, кроме случаев боевого отличи€, не могли быть производимы в унтер-офицеры, не окончив успешно курса ”чебной команды (см. ”нтер-офицеры). Ќо достигающие этим путем унтер-офицерского звани€ нижние чины оставались затем на службе менее 2 л., или даже только 1 г., а потому в то врем€ принимались меры, чтобы, хот€ часть унтер-офицеров был об€заны более продолжительной (сверхсрочной) службой, и дл€ этой цели был учрежден ”чебный унтер-офицерский батальон (см.).

”чебные суда Ч военные суда дл€ плавани€ на них кадет ћорского корпуса, а также нижних чинов морских команд, с целью обучени€ морскому делу и различным специальност€м морской службы.

”чебные суда ћорского корпуса плавали отдельным отр€дом, с адмиралом, начальником отр€да, во главе.

—амо плавание и все судовые зан€ти€ распределены по особой программе, приспособленной к учебным цел€м.

¬ отр€де находилось также 1 парусное судно, без парового двигател€, дл€ приучени€ кадет парусному делу. ”чебные суда плавали совместно и разъединено, в зависимости от назначени€ их плавани€. ќни обладали преимущество наилучшими морскими качествами и снабжены всеми принадлежност€ми современных судов вооружени€ (артиллерией, минами...).

”чебное судно с нижними чинами назначаетс€ дл€ обучени€ последних морскому делу на практике и приготовлени€ их к унтер-офицерскому званию. —удно это плавало в течение 8 мес€ца (зимою) в јтлантическом океане, наход€сь большой часть времени в море и только изредка заход€ на острова ¬ест-»ндии.

«ан€ти€ с нижними чинами Ч были чрезвычайно разнообразны и велись на строго практической почве.

ѕо возвращении из плавани€, матросы экзаменуютс€ и производ€тс€ по успехам в унтер-офицеры.

”чилища:

1) ¬оенного ведомства Ц см. †¬оенно-учебные заведени€ и  антонисты.

2) ёнкерские Ч см. ¬оенно-учебные заведени€.

3) ¬оенные †Ч †см. ¬оенно-учебные заведени€,  онстантиновское военное ”чилище, ѕавловское военное училище.

јлександровское военное училище учреждено в 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками специальных классов кадетских корпусов.

— 1864 по 94 г. именовалось третьим.

¬ строевом отношении составл€ло батальон.

1-м шефом ”чилища был император јлександр II, а 2-м (с 1874 г.) †Ч наследник ÷есаревич јлександр јлександрович.

— 1894 г. шефом состо€л ≈. ». ¬еличество император Ќиколай II.

—остав в конце XX века Ц 400 юнкеров (приказы по ¬оенному ведомству: 1863 г. є 330; 1867 г. є 243, 1894 г. є 188; —вод ¬оенных ѕостановлений 1869, кн. XV; —в. штат., 1893 г. кн. IV, є 37; ¬оенна€ литература є 1088).

«начительными развитие в последние годы XX века артиллерии потребовало усиленное укомплектовании ее офицерами; но ћихайловское артиллерийские ”чилище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополн€ть выпусками их из пехотных военных училищ. ƒл€ устранени€ этого, и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью в 1894 г. расширено ћихайловское артиллерийские училище (со 190 до 450 воспитанников), а 2-е  онстатиновское пехотное обращено в артиллерийское; в последнем Ч †было 425 юнкеров, составивших 2 батареи (ѕриказ по военному ведомству 1894 г. є 140).

4) ћорские военные училища.

ћорские училища по€вились в –оссии при царе јлексее ћихайловиче, когда бо€рин ќрдын-Ќащокин (ќрдин-Ќащокин), состо€л лифл€ндским наместником, занималс€ образованием флота; во где , именно было первое –усское училище Ч †неизвестно.

ѕри царе ‘еодоре јлексеевиче мореплаванию обучали в —лав€но-√реко-Ћатинской академии.

¬ 1700 г., 14 €нвар€, учреждена была ѕетром ¬еликим школа ћатематических и навигационных наук в ћоскве, в —ухаревой башне. ќтсюда, помимо мор€ков, выпускались инженеры, артиллеристы, учител€, геодезисты, архитекторы и прочих.  омплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей двор€нских, дь€чих, подь€чих, бо€рских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разных должности: помощниками архитекторов, аптекар€ми, писар€ми..., а большую часть двор€н, окончивших полный курс, определ€ли во флот, затем Ч в инженеры, артиллеристы, ѕреображенский полк...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, дл€ усовершенствовани€ в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие Ч унтер-лейтенанта, посредственные Ч †мичмана (в то врем€ не офицерский чин).

¬месте с двор€нами отправл€лись заграницу также дети разночинцев и мелких двор€н, дл€ изучени€ штурманского искусства, а по возвращении в –оссию поступали в штурмана.

— приобретением ‘инского залива и Ѕалтийского мор€, когда все морские силы понадобились в этих мор€х, основано был 1 окт€бр€ 1715 г., в ѕетербурге, 2-е морское училище, под названием ћорска€ академи€, на 300 чел., именовавшихс€ морска€ гварди€. ¬ эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных двор€н. ќкончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. ƒолго эта рота† не имела посто€нного местопребывани€, несколько раз ее переводили из ѕетербурга в  ронштадт и обратно, » только 15 декабр€ 1752 г., указом »мператрицы ≈лисаветы ѕетровны, ћорска€ академи€ и гардемаринска€ рота соединены под общим названием ћорской шл€хетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.

— учреждением корпуса, упразднена московска€ школа (в —ухаревой башне), и из нее вз€ли в корпус только двор€нских детей, а разночинцев определили в мастерские школ при адмиралтействах и в штурманскую роту.

¬есь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, а в учебном †Ч †на 3  ласса.

√ардемарины 1-го кл. кончали высшие морские науки; кадеты 2-го кл. проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го кл. учились тригонометрии и прочим низшим наукам. »з одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывшиес€ вакансии. ƒл€ помещени€ корпуса пожалован императрицею, на углу Ќабережной Ќевы и 12-й линии ¬асильевского острова, каменный 2-х этажной дом (бывший ћиниха), и повелело устроить корпус во всем по образцу сухопутного. ¬о в 1762 г. ѕетр III, жела€ дать (см. јкадемии военные); одно общее направление всем военно-учебным заведением, приказал соединить —ухопутный и ћорской кадетские корпуса и »нженерное училище под главной дирекцией гр. »вана »вановича Ўувалова. ќднако, со вступлением на престол ≈катерины II, этот приказ был отменен, и 8 августа 1762 г. императрица повелела состо€ть ћорскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата.

23 ма€ 1771 г., во врем€ сильного пожара на ¬асильевском о-ве, сгорели и здани€ ћорского корпуса, вследствие чего он был переведен в  ронштадт, в помещение италь€нского дворца (потом “ехническое ”чилище), где и оставалс€ до 1796 г.

ѕеревод корпуса из столицы был очень невыгоден заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел дл€ преподавани€ ездить в  ронштадт, и наконец, самое содержание корпуса обходилось несравненно дороже. ¬ 1783 г., по случаю увеличени€ наших морских сил, повелено было составить новый штат дл€ корпуса, на 600 чел., a вместе с тем введены в курс преподавани€ добавочные науки: морска€ практика, нравственна€ философи€, право, иностранные €зыки.

¬ 1796 году, по вступлении на престол ѕавла I, ћорской корпус был переведен в ѕетербург, в то здание, в котором находилс€ до своего расформировани€ большевиками.

30 декабр€ был 1826 г. утвержден дл€ корпуса новый штат, и комплект установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г., прибавлено было еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. ассигнаци€ми в год; все и воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1Чгардемаринска€.

¬ последние годы XIX в. был определение комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел. ѕотом прием ограничен в 35 чел.; из них 25 поступали на казенный счет, 7Чсвоекоштными, и с платою 530 рубл. в год, и 3Чстипендиатами, с тою же платой.

¬ строевом отношении корпус был разделен на 5 рот, в учебном Ч на 6 классов, причем 6-и и 5-й Ч малолетние. 4-й, 3-й и 2-й Ч общие, 1-й Ч гардемаринский.

ѕринимались дети:

а) флотских офицеров (бывших и насто€щих),

б) потомственных двор€н.

ѕоступающие в приготовительный класс должны были иметь 12-14 л. от роду.

 урс наук Ч 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных €зыков, преподавались все предметы, относ€щиес€ практически и теоретически к морскому искусству. ¬оспитательна€ сторона не оставл€ла; желать ничего лучшего. ѕо богатству и разнообразию вспомогательных средств дл€ обучени€, корпус Ч одно из лучших европейских учебных заведений конца XIX Ц начала XX века.

¬ летнее врем€ кадеты отправл€лись в плавание на судах, принадлежащих корпусу; там молодые мор€ки на практике видели и исполн€ли то, чему зимою обучались в классах (см. ”чебные суда). —верх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. ч. каждый из них, окончив курс, мог быть не только искусным мор€ком, но и хорошим сухопутным офицером.

ќкончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. («а последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).

¬оспитывавшиес€ в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.

ѕри ћорском корпусе была учреждена ћорска€ Ќиколаевска€ академи€ (см. јкадемии военные); в ней преподавались высшие предметы по гидрографии, кораблестроению и механическому искусству.

 урс составл€л Ч 2 года; число слушателей: в гидрографическом отделении Ч 10 (лучшие по экзамену), кораблестроительном Ч 5, механическом Ч 5. (‘. ¬еселаго Ч "ќчерк истории ћорского кадетского корпусa за 100 летї).

 роме ћорского кадетского корпуса, в морском ведомстве существовало еще “ехническое ”чилище, в  ронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по: механической и кораблестроительной част€м.

Ёто ”чилище вело свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, адмирал гр. √оловнин, основал штурманскую роту, где преподавались навигацкие науки. ¬ 1798 г., при всеобщем преобразовании флота, выработаны было положение и штаты вновь учреждавшихс€ 2-х штурманских училищ, одного Ч дл€ Ѕалтийского флота, другого Ч дл€ „ерноморского флота.

ƒл€ штурманских ”чилищ в  ронштадте назначен был дом, в котором прежде помещалс€ ћорской кадетский корпус. ¬ этом здании, хот€ впоследствии перестроенном, “ехническое ”чилище находилось до расформировани€ его большевиками.

¬ штурманском ”чилище преподавались: правописание, арифметика, геометри€, рисование и черчение планов, тригонометри€ (плоска€ и сферическа€), навигаци€ (плоска€ и меркаторска€), астрономи€ и английский €зык; сверх того Ч эволюци€, геодези€ и употребление карт и инструментов.

”чилище раздел€лось на 3 класса. Ўтурманские ученики первых 2 кл. посылались, дл€ практики, каждое лето в море. ќкончившие курс выпускались в штурмана офицерского ранга.

¬ 1804 г., с преобразованием морского ведомства, выработано устройство штурманской части и составлены новые положение и штаты штурманских училищ.

√лавною реформою было сокращение числа учащихс€ и увеличение программы преподавани€; улучшена также хоз€йственна€ часть. ¬новь введены в обучение: «акон Ѕожий, грамматика, риторика, логика, географи€, истори€, немецкий и шведские €зыки.

”чилище раздел€лось на 2 роты. ¬ нем приготовл€лись также 20 коммерческих учеников, дл€ поступлени€ шкиперами и штурманами на коммерческий флот. — 1808 г. при ”чилищах заведен метеорологический журнал; ученики дежурили на обсерватории и ходили к начальству с донесени€ми.

¬ 1827 г., вместо штурманского ”чилища, образован 1-й ? ”чебный экипаж, из 3 рот.

1-€ снабжала флот кондукторами, 2-€ комплектовала 1-ю, 3-€ была резервною и комплектовала 2-ю. ¬се ученики, определ€вшиес€ в ? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, a затем последовательно переводились в остальные. ќбучение состо€ло из классных зан€тий, практичесих и фронтовых учений. ¬ 1851 г. в ? - экипаже учреждена кондукторска€ рота, дл€ снабжени€ флота штурманскими офицерами. Ќаконец, в 1856 г., ?-экипаж переименован в штурманское ”чилище, при котором открыто было и артиллерийской отделение, дл€ приготовлени€ артиллерийских офицеров во флот. ¬скоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторска€ Ч первою, 1-€ Ч второю, 2-€ Ч третьею, 3-€ Ч резервною.

— незначительными переменами ”чилище существовало до 1873 г., когда переименовано в “ехническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной. ќколо того же времени офицеры, выпускаемые из этого ”чилища получили право поступать в ћорскую академию.

¬ 1894 г. утвержден новый устав “ехнического училища, в котором оставлены только 2 отделени€: †кораблестроительное и механическое; штурманское же и артиллерийское уничтожены, т. к. исполнение об€занностей штурмана и артиллериста на судах возложено на флотских офицеров, выпускаемых из ћорского кадетского корпуса.

—м. также:

- ¬оенно-учебные заведени€, готовившие офицерские кадры дл€ казачьих войск;

- ¬оенно-учебные заведени€ российской империи;

- ћалые народные училища;

- јлексеевское военное училище;

- ¬иленское военное училище;

- ¬иленское пехотное юнкерское училище;

- ¬ладимирское военное училище;

- ¬оенно-топографическое училище;

- ¬оенно-юридическое училище;

- ¬оенные училища;

- ≈лисаветградское кавалерийское училище;

- »ркутское юнкерское пехотное училище;

-  онстантиновское военное артиллерийское училище;

- Ћесное училище;

- ћореходные классы, училища –оссийской империи;

- ћорские училища при ѕетре ¬еликом;

- ћорское инженерное училище;

- ћорское инженерное училище императора Ќикола€ I;

- ћорское училище;

- Ќиколаевское кавалерийское училище;

- Ќовочеркасское казачье юнкерское училище;

- ќдесское военное училище;

- ќренбургское казачье юнкерское училище.

—м. также:



Ќазвание статьи:   ”чебные команды в –усской »мператорской армии
 атегори€ темы:    –усска€ »мператорска€ арми€
»сточник статьи:    Ёнциклопеди€ военных и морских наук. ѕод главной редакцией генерала от инфантерии Ћеера, —пб., 1897 г., т. VIII.
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
4 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є4
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
FrankWeatherly6 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і