Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным.
М. И. Драгомиров




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Училища Российской империи

Училища:

1) Военного ведомства – см. Военно-учебные заведения и Кантонисты.

2) Юнкерские — см. Военно-учебные заведения.

3) Военные — см. Военно-учебные заведения, Константиновские военное училище, Павловское военное училище.

Александровское военное училище учреждено 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками следующих классов кадетских корпусов.

С 1864 по 1894 г. именовалось третьим.

В строевой отношении составляло батальон.

1-м шефом был император Александр II, a 2-м (с 1874 г.) — наследник цесаревич Александр Александрович.

С 1894 г. шефом состоял Е. И. Величество император Николай II.

Состав училища в конце XIX в. – 400 юнкеров. (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330, 67 г. № 243, 94 г. № 188; Св. В. П. 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).

Значительным развитие в конце XIX в. артиллерии потребовало усиленное укомплектование её офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью, в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийское (со 190 до 450 воспитанников), a 2-е Константиновские пехотное обращено в артиллерийское; в последнем было — 425 юнкеров, составивших 2 батареи (приказ по Военному ведомству 1894 г. № 140).

4) Морские. — Училища эти появились в России при Алексее Михайловиче, когда боярин Ордын-Нащокин, состоя лифляндским наместником, занимался образованием флота; но где именно было такое Училище — неизвестно.

При Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1700 г., 14 января, учреждена Петром Великим школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих.

Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разные должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., a большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем — в инженеры, артиллеристы, Преображенский полк...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие — унтер-лейтенанта, посредственные — мичмана (в то время не офицерский).

Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, a по возвращении в Россию поступали в штурмана. С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано было 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., наименовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, и только 15 декабря 1752 г., указом императрицы Елисаветы, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.

С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, a разночинцев определили в мастерские школы при адмиралтействах и в штурманскую роту. Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, a в учебном — на 3 класса.

Гардемарины 1-го класса кончали высшие морские науки; кадеты 2-го класса проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го класса учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывавшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован императрицей, на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-этажной дом (бывший Миниха), и повелено устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Но в 1762 г. Петр III, желая дать одно общее направление всем военно-учебным заведениям, приказал соединить Сухопутный и Морской кадетский корпуса и Инженерное училище под главной дирекцию гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот указ отменен, к 8 августа 1762 г. императрица повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата. 23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском острове, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое училище), где и оставался до 1796 г. Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден и заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец самое содержание корпуса обходилось не сравнительно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., а вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.

В 1796, по вступлении на престол, Павла I, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился и потом.

30 декабря 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект был установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г. прибавлено еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. асигн. в год; все воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1 — гардемаринская.

За последующие годы определенного комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел.

Потом прием был ограничен 35 чел; из них 25 поступали на казенный счет, 7— своекоштными, платою 530 руб. в год, и 3 - стипендиатами, с тою же платой.

В строевом отношении корпус разделялся на 5 рот, в учебном — на 6 классов, причем 6-й и 5-й — малолетние. 4-й, 3-й и 2-й — общие, 1-я — гардемаринская.

Принимались дети:

а) флотских офицеров (бывших и настоящих).

б) потомственных дворян.

Поступающее в приготовительный класс должны иметь 12— 14 л. от роду.

Курс наук — 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству.

Воспитательная сторона не оставляла желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус — одно из лучших европейских учебных заведений своего времени.

В летнее время кадеты отправляются в плавание на судах, принадлежащих корпусу, и там молодые моряки на практике видят и исполняют то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. е. каждый из них, окончив курс, может быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.

Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).

Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.

При Морском корпусе учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподаются высшие предметы по гидрографии, корабельному искусству) и механическому искусству.

Курс — 2 г.: число слушателей: в гидрографическом отделении — 10 (лучшине по экзамену), кораблестроительном — 5, механическом — 5. (Ф. Веселаго — „Очерк истории Морского кадетского корпуса за 100 лет").

Кроме Морского кадетского корпуса, в морском ведомстве существовали еще техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по механической и кораблестроительной частям.

Это Училище ведет свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, адмирал гр. Головин, основал штурманскую роту, где преподавались навигационные науки.

В 1793 г.. при всеобщем преобразовании флота, выработаны были положение и штаты вновь учреждавшихся 2 штурманских Училищ, одного — для Балтийского флота, другое — для Черноморского.

Для штурманского Училища в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось и потом.

В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того — эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.

Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море.

Окончившее курс выпускались в штурмана офицерского ранга.

В 1801 г., с преобразованием морского ведомства, было выработано устройство и штурманской части и составлены новое положение и штаты штурманского Училища.

Главнейшей реформой было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть Училищ.

Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.

Училище разделилось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот.

С 1808 г. при Училище заведен метеорологический журнал, ученики дежурили в обсерватории и ходили к начальству с донесениями.

В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й штурманский ? экипаж, из 3 рот.

1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю.

Все ученики, определявшиеся в ? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, а затем последовательно переводились в остальные.

Обучение состояло из классных занятий, практического и фронтового учений.

В 1851 г. в ?-экипаже была учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж был переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийское отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская — первою, 1-я — второю, 2-я — третьею, 3-я — резервною.

С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной.

Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища о получили право поступать в Морскую академию.

В 1894 г. утвержден новый устав Технического Училища в котором оставлены только 2 отделения — кораблестроительное и механическое; штурманское же и артиллерийское уничтожены, т. к. исполнение обязанностей штурмана и артиллериста на судах возложено на флотских офицеров, выпускаемых из Морского кадетского корпуса.

См. также:

- Военно-учебные заведения, готовившие офицерские кадры для казачьих войск;

- Военно-учебные заведения российской империи;

- Малые народные училища;

- Алексеевское военное училище;

- Виленское военное училище;

- Виленское пехотное юнкерское училище;

- Владимирское военное училище;

- Военно-топографическое училище;

- Военно-юридическое училище;

- Военные училища;

- Елисаветградское кавалерийское училище;

- Иркутское юнкерское пехотное училище;

- Константиновское военное артиллерийское училище;

- Лесное училище;

- Мореходные классы, училища Российской империи;

- Морские училища при Петре Великом;

- Морское инженерное училище;

- Морское инженерное училище императора Николая I;

- Морское училище;

- Николаевское кавалерийское училище;

- Новочеркасское казачье юнкерское училище;

- Одесское военное училище;

- Оренбургское казачье юнкерское училище.

См. также:



Название статьи:   Военные училища Российской империи
Категория темы:    Российская империя Русская Императорская армия Российский Императорский флот
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера, Спб., 1897 г., т. VIII.
Дата написания статьи:   1897 г.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...