Александр II, Император

Император Александр II Николаевич.

Императора Александр II. Гравюра Серякова
Императора Александр II.
Гравюра Серякова 

Александр II, Император Всероссийский, старший сын Великого князя, впоследствии Императора Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны.

Великий князь Александр Николаевич, родился в Москве 17-го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12-го декабря 1825 г.; пожалован титулом Цесаревича 30-го августа 1831 г.; 16-го апреля 1841 г. — сочетался браком с принцессою Максимилианою-Вильгельминою Августою Софиею-Мариею Гессен-Дармштадтскою, нареченною во св. миропомазании Великою Княжною Мариею Александровною, родившеюся 27-го июля 1824 г., скончавшеюся 22-го мая 1880 г.

Цесаревич Александр Николаевич вступил на престол 19-го февраля 1855 г.; коронован 26-го августа 1856 г.

Император Александр II имел детей:

Великую Княжну Александру Александровну, родившуюся 18 августа 1842 г., скончавшуюся 16 июня 1849 г.;

Цесаревича Николая Александровича, родившегося 8-го сентября 1843 г., скончавшегося 12 апреля 1865 г.;

Цесаревичаб, потом Государя Императора Александра III Александровича, родившевося 26-го февраля 1845 г.;

Великих Князей:

Владимира Александровича, родившегося 10-го апреля 1847 г.;

Алексея Александровича, родившегося 2 января 1850 г.;

Великую Княжну Марию Александровну, родившуюся 5 октября 1853 г.;

Великих Князей: Сергия Александровича, родившегося 29 апреля 1857 г.;

Павла Александровича, родившегося 21-го сентября 1860 г.

Скончался Император Александр I 1-го марта 1881 года, после смертельных травм, полученных во время теракта.

26 мая 1893 - В Москве прошла закладка памятника императору Александру II, сооружавшегося по проекту художника П.В. Жуковского архитектором Н.В. Султановым и скульптором А.М. Опекушиным.  Памятник Александру II в Кремле. Почтовая открытка 1898-1900 гг.  Через пять лет памятник откроют, еще через двадцать фигуру царя сбросят, а в 1928 году от памятника не останется ничего.

Памятник Александру II в Кремле. Почтовая открытка 1898-1900 гг.
26 мая 1893 - В Москве прошла закладка памятника императору Александру II,
сооружавшегося по проекту художника П.В. Жуковского архитектором Н.В. Султановым и скульптором А.М. Опекушиным.

Через пять лет памятник откроют, еще через двадцать фигуру царя сбросят,
а в 1928 году от памятника не останется ничего.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Великий князь, Наследник и Цесаревич Александр Николаевич. 1818-1855.

I. Детство. 1818 - 1826 гг.

Колыбелью Императора Александра II-го была Москва — колsбель русского царства.

В среду на Пасхе, 17-го апреля 1818 года, в исходе 11-го часа утра, в архиерейском доме, что при Чудовом монастыре — потом Николаевский дворец, Великая Княгиня Александра Феодоровна разрешилась от бремени сыном-первенцам, нареченным Александром.

В собственноручных её «Воспоминаниях» находим следующий рассказ об этом событии: «В 11 часов, я услыхала первый крик моего первого ребенка. Ники целовал меня, заливаясь слезами, и вместе мы возблагодарили Бога, не зная даровал-ли Он нам сына или дочь, когда матушка (Императрица Мария Феодоровна), подойдя к нам, сказала: — это сын. Счастье наше удвоилось, а, впрочем, я помню, что почувствовала что-то строгое и меланхолическое при мысли, что это маленькое существо, призвано стать Императором!». 201 пушечный выстрел возвестил первопрестольной столице о рождении Великого князя. На другой день было отслужено торжественное благодарственное молебствие в Успенском соборе, в присутствии Двора, высших военных и гражданских чинов.

Во исполнение обета, Великий князь Николай Павлович соорудил придел во имя св. Александра Невского в церкви Нового Иерусалима. «Это», писал он архиепископу московскому Августину, «смиренное приношение счастливого отца, поверяющего Отцу Всемогущему свое драгоценнейшее благо: участь жены и сына... Пускай пред алтарем, воздвигнутым благодарностью отца, приносятся молитвы и о матери, и о сыне, да продлит Всемогущий их жизнь, для собственная их счастья, на службу Государю, на честь и пользу отечеству».

Вдохновенными стихами приветствовал Жуковский рождение царственная отрока, в послании к августейшей его матери:

Прекрасное Россия упованье 

Тебе в твоем младенце отдает.

Тебе его младенческие лета!

От их пелен, ко входу в бури света, 

Пускай тебе во след он перейдет,

С душой, на все прекрасное готовой; 

Наставленный: достойным счастья быть, 

Великое с величием сносить,

Не трепетать, встречая рок суровый,

И быть в делах времен своих красой. 

Лета пройдут, подвижник молодой, 

Откинувши младенчества забавы,

Он полетит в путь опыта и славы...

Да встретит он обильный честью век,

Да славного участник славный будет,

Да на чреде высокой не забудет 

Святейшего из званий: человек!

Жить для веков в величии народном,

Для блага всех — свое позабывать,

Лишь в голосе отечества свободном

О смирение дела свои читать:

Вот правила царей великих внуку!

Жизнь Александра II-го была исполнением вещего пророчества поэта, призванного стать его наставником.

В день рождения племянника, Император Александр Павлович находился в Варшаве, для открытия первого сейма, восстановленного им Царства Польского. Известие о радостном событии получил он на пути в Одессу и Крым, 27-го апреля, в местечке Бельцах, Бессарабской области, и тотчас se назначил новорожденного Великого князя шефом Лейб-Гвардии гусарского полка.

Таинство св. крещения совершено над Александром Николаевичем в Москве, в церкви Чудова монастыря, 5-го мая, в присутствии Императриц: Елисаветы Алексеевны и Марии Феодороввы, духовиком их императорских величеств протопресвитером Криницким. Восприемниками были: Император Александр Павлович, Императрица Мария Феодоровна и дед новорожденного со стороны матери, Фридрих Вильгельм III, король прусский.

Младенца внесла во храм статс-дама графиня Ливен; по сторонам её шли, поддерживая подушку, главнокомандующий Москвы, Генерал от кавалерии Тормасов, и действительный тайный советник князь Юсупов.

По окончании обряда, во время пения Тебе Бога хвалим, произведен салют в 201 выстрел из пушек, поставленных в Кремле, у Алексеевского монастыря, при колокольном звоне всех церквей московских.

Божественную литургию совершал архиепископ Августин.

К причастию подносила новорожденного Августейшая восприемница, после чего, возложив на него поднесенные обер-камергером Нарышкиным знаки ордена св. Андрея Первозванного, её величество, следуя примеру матери Петра Великого, положила младенца в раку, где почивают нетленные мощи св. Алексия, митрополита Московского.

В тот же день, в покоях вдовствующей Императрицы, был обеденный стол для высшего духовенства, статс-дам и особ первых трех классов, а вечером по всей Москве зажглась блестящая иллюминация.

При первом известии о рождении первородного внука, король прусский пожаловал ему орден Чёрного Орла, знаки коего были доставлены в Москву ко дню крещения, a вскоре и сам король pешился отправиться в Россию, чтобы порадоваться на семейное счастье любимой дочери. 1-го июня прибыл в Москву из путешествия по Южной России Император Александр I, a вслед за ним, 3-го того же месяца, приехал и Фридрих-Вильгельм III, в сопровождена двух сыновей: наследного принца и принца Карла. К концу июня Двор возвратился в Петербург.

Царственный ребенок зимою жил с августейшими родителями в Аничковском дворце; лето же обыкновенно проводил с ними в Павловске, у Императрицы Марии Феодоровны, которая с любовью наблюдала за его первоначальным воспитанием и руководила выбором наставниц. Под Главным наблюдением Ю. Ф. Барановой, дочери близкого друга вдовствующей Императрицы, начальницы воспитательного общества благородных девиц Ю. Ф. Адлерберг, сын которой состоял в должности адъютанта при Великом Князе Николае Павловиче, младенец был вверен уходу надзирательницы Н. В. Тауберт и боннам, англичанке А. А. Кристи, М. В. Касовской и Е. И. Кристи.

На попечение бабушки оставляла молодая чета своего сына во время двух поездок за границу, предпринятых для поправления здоровья Великой Княгини Александры Фёдоровы, с сентября 1820 по август 1821 года, и осенью 1824 года.

Летом 1824 года, когда Александру Николаевичу минуло шесть лет, началось его военное воспитание, под руководством достойного и опытного наставника, всею душою преданного своему делу. Выбор Великого князя Николая остановился на лично известном его высочестве ротном командире состоявшей в его заведывании вновь образованной школе гвардейских подпрапорщиков, капитане Мердере, храбром боевом офицере, израненном в походах 1805 и 1807 годов и бывшем в продолжение многих лет дежурным офицером в 1-м кадетском корпусе.

8-го июля, на параде в Красном Селе, высоко ценивший педагогическая способности Мердера Николай Павлович испросил разрешение Государя на назначение его воспитателем к сыну, а на другой день Мердер уже сопровождал царственного питомца на маневрах гвардейского корпуса.

Встретясь с ним, Император Александр I воскликнул: «Здравствуй брать Мердер! Ты с своим молодцом тоже здесь! Он, я думаю, охотник до всего военного». Действительно, уже в пору раннего детства, военные игры были любимою забавою Александра Николаевича.

С первых дней, Мердер вполне оправдал ожидания и доверие Великого князя Николая, который писал ему из Берлина в сентябре 1824 года: «Добрые вести о сыне моем меня душевно радуют, и я молю Бога, дабы укрепил его по всем добром. Продолжайте с тем же усердием, с которым вы начали новую свою должность, утвердите и оправдайте мое о вас мнение. Мне весьма приятно слышать сколь матушка довольна успехами Александра Николаевича и вашим с ним обхождением». 17-го апреля 1825 года, в седьмую годовщину своего рождения, Великий князь произведен в чин корнета с зачислением в Лейб-Гвардии гусарский полк.

По воцарении Императора Николая I, манифестом 12-го декабря 1825 года, Александр Николаевич провозглашен Наследником всероссийского Престола. Объявили о том семилетнему ребенку утром 13-го декабря, с запрещением, впрочем, впредь до предполагавшегося на следующий день обнародования манифеста, рассказывать кому-либо; ребёнок много плакал.

14-го декабря, когда мятежные полки столпились уже на сенатской площади, флигель-адъютант Кавелин получил от Государя приказание перевезти Наследника из Аничкова в Зимний дворец. Он застал его за раскрашиванием литографической картинки, изображавшей переход Александра Македонского через Граник, посадил в извощичью карету и в сопровожден Мердера, подвез к крыльцу Зимнего дворца, со стороны набережной. На «маленького Сашу» — (le petit Sascha) — так звали Александра Николаевича в императорской семье — в первый раз в жизни надели Андреевскую ленту и отвели его в голубую гостиную, где находились обе Императрицы.

По возвращении Государя с площади во дворец, он пожелал вывести Наследника к построенному на дворе гвардейскому Саперному баталиону. Камердинер вдовствующей Императрицы Гримм снес его на руках по внутренней лестнице, а Император, обратясь к саперам, просил их полюбить сына, как сам он любит их; потом передал его на руки находившимся в строю георгиевским кавалерам, приказав первому человеку от каждой роты подойти его поцеловать. Саперы с кликами радости и восторга прильнули к рукам и ногам Наследника. Обстоятельство это занесено в формулярный список его высочества в следующих выражениях: 1825 года, декабря 14, во время возникшего в С.-Петербурге бунта, когда Государь Император, начальствуя лично Лейб-Гвардии Преображенским и Конным полками, рассеял собравшихся на Петровской площади злоумышленников и затем с прочими войсками лейб-гвардии, пребывшими верными долгу и присяге, занял окрестности Зимнего дворца — находился при Особе его величества на большом дворцовом дворе, который был тогда занять Лейб-Гвардии Саперным баталионом. В тот же день, Император повелел сохранить Наследнику навсегда на мундире Лейб-Гвардии гусарского полка вензелевое изображение имени Императора Александра I, пять дней спустя, 19-го декабря, назначил его шефом Лейб-Гвардии Павловского полка, а 30-го того же месяца — канцлером Александровского университета в Финляндии.

Первую половину лета 1826 года Александр Николаевич провел с двумя сестрами Великими Княжнами Марией и Ольгой, в Царском Селе. Весь придворный штат его состоял лишь из, воспитателя, капитана Мердера, и надзирателя, уроженца французской Швейцарии Жилля. Отсутствие всякой пышности и этикета в обстановке Наследника крайне удивило чрезвычайного французского посла, маршала Мармона, по сравнению с многочисленным двором и чопорною торжественностью, с колыбели окружавшими малютку герцога Бордосского. Но едва-ли не больше поразил его ответ Императора Николая на просьбу представиться Наследнику. «Вы, значить, хотите вскружить ему голову», —сказал Государь. — «Какой прекрасный повод к тому, чтобы возгордиться этому мальчугану, если бы стал выражать ему почтение генерал, командовавший армиями! Я тронуть вашим желанием его видеть, и вы будете иметь возможность удовлетворить его, когда поедете в Царское Село. Там вы встретитесь с моими детьми. Вы посмотрите на них и поговорите с ними; но церемониальное представление было бы непристойностью. Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него Государя».

Герцог Рагузский не замедлил отправиться в Царское Село, где в парке увидел сына и двух старших дочерей Императора. Про Наследника он говорить в своих «Записках»: «Его решительность меня прельстила. Он управлял небольшою лодкой на речке, протекающей по парку, и когда один из сопровождавших меня офицеров попросил перевезти его чрез речку на этой лодке, последняя, при быстром входе в нее офицера, пошатнулась настолько, что в нее втекла вода. Другой ребенок этого возраста непременно бы вскрикнул. Он же не выказал ни малейшего смущения и схватил сначала багор, чтобы оттолкнуть лодку от берега, потом весла, чтобы грести. При этом он проявил замечательную уверенность в себе и хладнокровие».

10-го июля, Александр Николаевичу предшествуя августейшим родителям, отправился из Царского Села в Москву, где имело совершиться коронование Императора Николая. Сопровождали его, кроме воспитателя Мердера, гувернер Жилль и учитель рисования, живописец Зауервейд. Великий князь и его спутники останавливались в городах по пути для обеда и ночлега, и пользовались тем для ознакомления с их достопримечательностями. В Новгороде осматривали они Софийский собор с его древностями, дом Марфы Посадницы, мост, строившийся чрез Волхов; в Вышнем Волочке – шлюзы каналов; в Торжке Наследник накупил для подарков родным своим и знакомым местных произведений: парчевых и шитых серебром и золотом поясков, сапогов, башмаков.

В Твери полюбовались они Волгою и на седьмой день приблизились к Москве. Всюду народ восторженными кликами приветствовал Наследника, густыми массами толпясь у его экипажа. Не доезжая двух верст до Петровского дворца, на встречу ему выехала Императрица Мария Феодоровна. Радость его при свидании с нежно любимой бабушкой, по словам очевидца, «превосходила всякое описание». В Петровском дворце Великий князь и его свита должны были ожидать прибытия в Москву Государя и царствующей Императрицы.

26-го июля состоялся торжественный въезд их Величеств в Москву. Наследник сидел в карете с августейшей матерью, Императрицею Александрою Феодоровною, которая, проведя в Кремлевском дворце всего три дня, переехала с детьми на дачу графини А. А. Орловой-Чесменской — Нескучное, где оставалась три недели перед коронацией, отложенною вследствие её нездоровья. Библиотека Орловского дома — потом Александрийский дворец — служила учебной комнатой Александру Николаевичу. Утро проводил он в ней в занятиях с учителями; остальная часть дня посвящалась военным упражнениям, осмотру достопримечательностей Москвы, прогулкам по загородным садам и окрестностями Наследник прежде всего ознакомился с московскими святынями, посетил Кремлевские соборы, монастыри: Чудов, Донской и Данилов; внимательно обозревал Оружейную палату, побывал и на некоторых заводах и фабриках, участвовал в соколиной охоте. Верхом ездил он на Воробьевы горы, в Останкино, в Архангельское, и следил за маневрами, происходившими вокруг столицы. На большом параде 30-го июля, появление его в свите Государя, на прекрасном коне, которым он управлял с большою ловкостью, привлекли на него всеобщее внимание многотысячной толпы зрителей. Все взоры обратились на Великого князя, все были в неизъяснимом восторге, в особенности, когда восьмилетний ребенок, на фланге лейб-гусарского полка, проскакав мимо Императора, ловко к нему подъехал и грациозным и уверенным движением остановил коня.

Ветеран великой наполеоновской армии, маршал Мармон, уже любовавшийся на Наследника, когда тот, в пехотном строю, командовал взводом гренадер, вдвое выше его ростом, не мог не выразить в эту минуту Государю своего удивления смелости и искусству молодого наездника. «Вы, быть может, воображаете,» ответил Император Николай, «что я испытываю чувство тревоги, беспокойства при виде столь дорогого мне ребёнка в этом вихре, во пусть он лучше подвергается опасности, которая выработает в нем характер, и с малолетства приучит его стать чем следует, благодаря собственным усилиям». «Вот что можно назвать прекрасным!, воспитательным приемом» — замечает герцог Рагузский, — «а когда он применяется в воспитанию человека, призванного стать во главе великой империи, то должно ожидать наилучших последствий».

22-го августа происходило в Большом Успенском соборе венчание на Царство Императора Николая и Императрицы Александры. В торжественном шествии из Кремлевского дворца в собор, Наследника вел за руку дядя его и представитель короля прусского, принц Карл. На царский обед в Грановитой палате он глядел из тайника, где накрыт был стол для всех членов Императорской фамилии.

Вечером Кремль и вся Москва осветились бесчисленными огнями. Наследник выехал в коляске с воспитателем, чтобы посмотреть иллюминацию. «Едва показался он», рассказывает Мердер в дневнике своем, «раздалось радостное ура! «Народ толпою бросился к коляске; власть полиции исчезла; все уступает толпе радостного народа; подобно морскому валу, воздымающемуся, лезут друг на друга; падают, вскакивают, бегут, хватают за колеса, рессоры, постромки; крики: «ура! Александр Николаевич, наш московский князь! Ура! Ура! Трогательная картина! Но далее ехать было трудно, из опасения раздавить кого-нибудь из народа. Возвратились назад. С балкона любовались Иваном Великим.

В блестящих балах и маскарадах, данных во дворце, в большом театре, в дворянском собрании, в домах русской знати и представителей иностранных дворов, Александр Николаевич не участвовал, но присутствовал на фейерверке и народном праздник. 30-го августа отпраздновал он свои

именины в кругу сверстников, детей московского генерал губернатора князя Д. В. Голицына, графов Виельгорского и Толстого, князя Гагарина, Пашкова и других, приглашённых на дачу графини Орловой, в числе десяти мальчиков и десяти девочек: пили чай, вечером в саду играли в зайцы, в комнатах— в другие игры. Именинник получил много подарков и, между прочим, прекрасную верховую арабскую лошадь от бабушки Императрицы Марии Феодоровны. В этот день Государь назначил его шефом польского 1-го конно-егерского полка.

21-го сентября Александр Николаевич, простясь с августейшими родителями, выехал из Москвы и 27-го того же месяца прибыл в Царское Село.

II. План воспитания. 1826 - 1828 гг.

Постоянною заботою Императора Николая было дать Наследнику своего Престола воспитание, вполне соответствующее его высокому призванию. Тотчас по воцарении, он избрал ему в наставники В. А. Жуковского.

Поэт весь отдался порученному ему великому делу. Летом 1826 года, он испросил себе продолжительный отпуск за границу с двойною целью: поправить расстроенное здоровье и подготовиться к трудной и ответственной обязанности руководителя умственным и нравственным воспитанием Наследника. После лечения водами в Эмсе, Жуковский поселился на зиму в Дрездене, откуда писал племяннице А. П. Елагиной: «Работы у меня много, на руках моих важное дело. Мне не только надобно учить, но и самому учиться, так что не имею права и возможности употреблять ни минуты на что ни будь другое... По плану учения Великого князя, мною сделанному, все лежит на мне. Все его лекции должны сходиться в моей, которая есть для всех пункт соединения; другие учителя должны быть только дополнит елями и репетиторами. Можете из этого заключить, сколько мне нужно приготовиться, чтобы лекции могли идти без всякой остановки. С этой стороны болезнь моя есть для меня благодеяние: она дала мне целых шесть месяцев свободных, и я провел их, посвятив свои мысли одной главной, около которой вся моя деятельность вертелась. И теперь, это решено на весь остаток жизни. У меня в душе одна мысль, все остальное только в отношении к этой царствующей. Могу сказать, что настоящая положительная моя деятельность считается с той минуты, в которую я вошел в тот круг, в котором теперь заключен. Прежде моя жизнь была dans le vague. Теперь я знаю, к чему ведет она.

Те же чувства выражал Жуковский в письмах к Императрице Александре Феодоровне: «Мое положение — истинно счастливое», читаем в одном из них. «Я весь поглощен одною мыслию, она всюду следует за мною, но не тревожит меня. Эта мысль, основанная на любви, оживляет мое существование. Всякое утро я просыпаюсь рано и приступаю к своей работе. По-видимому, она кажется сухою: я составляю исторические таблицы, но она имеет для меня всю прелесть моих прежних поэтических работ. Весь мой день ей посвящен, и я прерываю ее только для приятной прогулки. Я почти никого не вижу и не желаю видеть. Я нахожусь здесь (в Дрездене) не в качестве путешественника. Я должен здесь, как и в Петербурге, всецело принадлежать моему труду. Чего я могу более желать! В настоящем—занятие, наполняющее душу; в будущем—продолжение, в течение нескольких лет, того же занятия, которое будет расширяться и разнообразиться по мере своего движения вперед. И какая цель в конце всего пройденного пути! Да, у меня не осталось уже ничего личного! Всякая добрая мысль при своем зарождении уже имеет свой особый интерес. Слада, долг, религия, любовь к отечеству, словом, все, чти» присуще духовной природе человека, уже не останавливает на себе моего внимания исключительно ради меня самого, но столько же ради того, в душе которого эти высокие мысли должны принести благодетельные плоды для человечества. Для меня явления истории, люди, составившие счастие или несчастие своего времени, не служат более простыми предметами любопытства; но я вижу в них уроки, которые могут быть преподаны, образцы, которые могут быть предложены, опасности, которых следует избегать, и занятия утратили для меня свой определенный характер: они всегда могут иметь свое полезное приложение. Я был бы совершенно счастлив, если бы мысль о моей неопытности не тревожила меня так часто. Эта неопытность положительное зло, для которого непременно следует искать исхода, и, быть может, со временем я сам укажу на него».

Плодом усиленных трудов и глубоких размышлений Жуковского был, составленный им к осени 1826 года и тогда же отправленный на утверждение Государя в Петербург, «План учения». Доклад этот представляет выработанную до мельчайших подробностей программу нравственная воспитания и умственного развития, вверенного поэту царственного питомца.

Целью воспитания вообще и учения в особенности Жуковский провозглашаешь образование для добродетели. Воспитание достигаешь этой цели развитием прирожденных добрых качеств, образованием из них характера нравственного, предохранением от зла, искоренением дурных побуждений и наклонностей; учение образуешь для добродетели, знакомя питомца с тем, что окружает его, с тем, что он есть, с тем, чем он должен быть, как существо нравственное, с тем, для чего он предназначен, как существо бессмертное. Сообразно этим началам, учение подразделяется на три периода: отрочества, от восьми до тринадцати лет, — учение приготовительное; юности, от тринадцати до восемнадцати, —учение подробное, и первых лет молодости, от восемнадцати до двадцати лет, —учение применительное.

Первый период Жуковский сравнивает с приготовлением к путешествию: надо дать в руки питомцу компас, — под которым разумеется первоначальное развитие ума и сердца, посредством усвоения религиозных правил; познакомить с картою — сообщив ему вкратце, но в последовательной связи, в ясной и полной системе, те знания, которые будут впоследствии преподаваться в подробностях; снабдить его орудьями для приобретения сведений и для открытий в пути— то есть, обучить его языкам и развить в нем природные дарования. Во втором периоде, питомец предпринимаете самое путешествие: путеводный компас в руках; карта известна; дороги означены; нет опасности заблудиться; ум приготовлен; любопытство возбуждено. Во избежание смутности и беспорядка в понятиях, должно преподавать в отдельности науки, нужные питомцу, как члену просвещенного общества, и более подробно те, чт0 нужны ему по его на8начению. Под первыми разумеются науки антропологически, имеющие предметом человека: история, география, то есть этнография и статистика, — политика, философия; под вторыми — науки онтологические, имеющие предметом вещь: математика, естественная история, физическая география, технология и физика. Наконец, третий период — окончание путешествия. Сведения собраны; остается их обозреть, привести в порядок и определить, какое должно быть сделано из них употребление? В этом периоде задача наставника — возбудить самодеятельность в питомце, который, не занимаясь никакою наукою отдельно, сам составляет себе коренные правила жизни, как произведете того, чт0 дало ему воспитание и учение. Пособием служить ему чтение классических книг, преимущественно тех, кои знакомят его с его высоким назначением и страною, которой оп должен посвятить жизнь свою. Жуковский следующим образом формулируешь самостоятельный занятия третьего и последнего периода, как конечного вывода двух предшествующих:

1) обозрение знаний, приобретенных во втором периоде;

2) взгляд на место, занимаемое человеком в обществе, и на обязанности, с ним соединенные;

3) отчета в самом себе, перед самим собою, и утверждение в правилах добродетели;

4) идеал человека вообще и государя в особенности.

Окинув одним взором всю совокупность учения, наставник останавливается на первом его периоде, программу которого излагает подробно. Главная его забота — избежать в преподавании путаницы и беспорядка, строго придерживаясь установленной системы и постепенно переходя от легкого к трудному. Предметы учения он разделяет на четыре разряда.

К первому разряду относятся: практическая логика, для образования ума, и начала христианской нравственности, для образования сердца. Параллельно упражняется ум усвоением начальных понятий геометрии, счета, русской грамматики; развивается сердце ознакомлением с Главными фактами священной истории и извлечением из них нравственных правил, основанных на учении Спасителя.

Фотограф: Балглей, П. (работал -1860-е-1880-е) Вид временного памятника на месте покушения на Государя Императора Александра II 1881 г.
Вид временного памятника на месте покушения на
Государя Императора Александра II 1881 г. 
Фотограф: Балглей, П. (работал - 1860-е - 1880-е)

Во втором разряде программа расширяется. На вопрос: где я и что меня окружает? дают ответ естественные науки: география математическая и физическая, общие понятия о минералогии, геологии, ботанике и зоологии. Отсюда естественный переход к человеку, и сам собой разумеется второй вопрос: что я? Объясняют человека в самом себе общие понятия о строении человеческого тела, в смысле физическом, и общие понятия психологии, в смысле нравственном. Отношения человека к окружающей его природе определяет технология; отношения его к человеку и к обществу — естественное право, история, география и статистика. Третий вопрос: чем я быть должен? Ответом служить мораль, как выражение нравственности частной, обязанностей человека пред самим собою, и политика, как выражение общественной нравственности, обязанностей его пред обществом. Четвертый вопрос: к чему я предназначен? разъясняет метафизика, как учение о человеке, существе духовном и бессмертном, и Богопознание, обнимающее религию естественную и откровенную.

Особенное внимание обращает Жуковский на методу преподавания, высказываясь в пользу формы разговорной, возбуждающей самодеятельность ученика, с наблюдением постепенности, сохранением меры, всяческим облегчением труда, достигаемых занимательностью изложения. Жуковский настаивает на способах к утверждению в памяти питомца преподанных ему знаний чрез методическое разделение предметов, соединение чувственная с умственным, посредством рисунков, картин, таблиц, и частое повторение; окружение ученика предметами, беспрестанно напоминающими ему и в свободное время о том, что занимало его в часы учения; соединение с главною учебною целью изучения языков и самых игр, как-то: волшебного фонаря, фантасмагории, панорамы.

Открытие памятника Императору Александру II в селе Кимры (ныне Тверская область) в 1912 году.
Открытие памятника Императору Александру II в селе Кимры
(ныне Тверская область) в 1912 году.

Третий разряд составляете обучение иностранным языкам: французскому, немецкому, английскому и польскому, посредством правильного произношения, практического приобретения навыка говорить и понимать, что говорят, и легких упражнений в слоге. К четвертому разряду относится развитие природных дарований, преподавание рисования и музыки, гимнастика, ручная работа и чтение. С рисованием Жуковский соединяет знакомство с Главными основаниями архитектуры, а также иллюстрацию прочих учебных предметов; о гимнастике он говоришь, что цель гимнастических упражнений есть не одно развитие и укрепление сил телесных, но в то же время и дарование мужества и способов владеть собой во всех обстоятельствах жизни, и потому эта важная часть воспитания требует методического плана, как и все другие. Он замечает по «тому поводу: «Великий князь не должен ничего делать без правил; каждый предмет его учения должен беспрестанно напоминать ему, что во всем главное есть правило». Для упражнения в ручной работе, наставник предлагаете токарное и столярное мастерства и даже игрушечное кораблестроение. Важное значение придаете он выбору книг для чтения, полагая, что чтение должно идти рядом с учением: «Надобно читать мало, в порядке, одно полезное: нет ничего вреднее привычки читать все, что ни попадете в руки. Это приводите в беспорядок идеи и портите вкус. Для детей множество написано книг. Есть много хорошего на немецком, английском и французском языках, но почти нет ничего на русском. Почитаю необходимым сделать строгий выбор из сего множества материалов; многое перевести на русский, нужное написать по-русски, все привести в порядок, сообразуясь с планом учения и, таким образом, составить избранную библиотеку детского чтения для первого периода». По мысли Жуковского, библиотека эта должна была состоять из трех отделений: первое—содержащее весь учебный курс, лекции в их связи, с картами, рисунками, таблицами; второе— чтение приятное, т.-е. собрание таких сочинений, которые занимали бы ум, говорили бы воображению, оживляли бы нравственное чувство и образовали бы вкус, и третье — чтение наставительное, книги, соответствующие по содержанию воспитательным целям и соображенные с планом и предметами преподавания.

Памятник Императору Александру II в Пермской губернии, Екатеринбургский уезд, г. Екатеринбург, 1909 год.  Памятник открыт в 1906 году, находился на Кафедральной площади.
Памятник Императору Александру II в Пермской губернии,
Екатеринбургский уезд, г. Екатеринбург , 1909 год.
Памятник открыт в 1906 году, находился на Кафедральной площади.

Жуковский тщательно распределял по часам занятия в учебные и в не учебные дни, разумея под последними дни воскресные и праздничные, дни рождения и именин Государя, обеих Императриц и самого Наследника, первые четыре дня Пасхи и Святки, от Рождества до Нового года. Сверх того, ежегодно полагались летние вакации, с половины июня по 1-е августа. По предначертанию наставника, вакационное время имело быть посвящено практическому изучению военного искусства.

Василий Андреевич вполне понимал необходимость для будущего Государя России освоиться с ратным делом, но его тревожило опасение, как бы слишком раннее участие в парадах и смотрах не отразилось неблагоприятно на умственном и нравственном развитии царственного питомца. Мысли свои по этому важному вопросу он с смелою и прямодушною откровенностью выразил Императрице, по поводу появлении Наследника верхом на военных торжествах в Москве, во время коронации. «Эпизод этот, Государыня», писал он ей, «совершенно излишний в прекрасной поэме, над которою мы трудимся. Ради Бога, чтобы в будущем не было подобных сцен. Конечно, зрители должны были восхититься появлением прелестного младенца; но какое же ощущение произвело подобное явление на его разум? Не понуждают-ли его этим выйти преждевременно из круга детства? Не подвергается-ли он опасности почитать себя уже человеком? Все равно, если бы осьмилетнюю девочку стали обучать всем хитростям кокетства! К тому же, эти воинственные игрушки не испортят-ли в нем того, что должно быть первым его назначением? Должен ли он быть только воином, действовать единственно в сжатом горизонте генерала? Когда же будут у нас законодатели? Когда будут смотреть с уважением на истинные нужды народа, на законы, просве-




Внимание, статья находится в разработке ...

Открытие памятника императору Александру II в праздник Воздвижения Креста Господня. Костромская губерния, село Наволоки. (14) 27 сентября 1911 г.
Открытие памятника императору Александру II в праздник
Воздвижения Креста Господня.
Костромская губерния, село Наволоки. (14) 27 сентября 1911 г. 

Линкор «Император Александр II». Спущен на воду в 1887 г., списан в 1922 г.; На якоре с шлюпками
Линкор «Император Александр II».
Спущен на воду в 1887 г., списан в 1922 г.; На якоре с шлюпками

Мундир генеральский, принадлежавший Александру II. Россия, 1855 г. Сукно, шелк, томпак, металлическая нить, металлический шнур, медь, картон, парча, канитель, вышивка, штамповка, серебрение, золочение, плетение, дл. мундира 95, дл. аксельбанта 110,5 см.

Мундир генеральский, принадлежавший Александру II.

Россия, 1855 г.

Сукно, шелк, томпак, металлическая нить, металлический шнур, медь, картон, парча, канитель, вышивка, штамповка, серебрение, золочение, плетение, дл. мундира 95, дл. аксельбанта 110,5 см.

Каска от коронационной формы императора Александра II. 1856 

Каска от коронационной формы императора Александра II.

Россия, 1856

Император Александр II был награжден иностранными орденами:

  • Орден Восходящего Солнца (Япония)
  • Орден Льва и Солнца (Персия)

Этот орден Османской империи учредил в 1852 году султан Абдул-Меджид I.

  • Орден и звезда Меджидие I степени (Турция)
Орден Османской империи учредил в 1852 году султан Абдул-Меджид I.

Орден Османие IV степени Османская империя (с 1923 г. - Турецкая Республика).

  • Орден Османие (Турция)
Учрежден 9 декабря 1861 г. султаном Абдул-Азис-ханом (Абдул-Азизом, Абд ал-Азизом)
  1. Орден Св. Карла (Монако)
  2. Орден Такова I степени (Сербия)
  3. Золотая медаль «За военное отличие» (Румыния)
  4. Крест «За военное достоинство» (Румыния)
  5. Орден Румынской Звезды I степени (Румыния)
  6. Орден Св. Константина (Парма, Италия)
  7. Орден Золотого Льва (Нассау)
  8. Орден Орла I степени (Мексика) — 1866 г.
  9. Орден Фамильный «За достоинство» I степени (Саксен-Альтенбург)
  10. Орден «За военное отличие» (Мекленбург-Шверин)
  11. Орден Вендской Короны (Мекленбург-Шверин)
  12. Орден Белого Сокола I степени (Саксен-Веймар)
  13. Орден Церингенского Льва (Баден)
  14. Орден Верности (Баден)
  15. Орден Гессенского Льва (Гессен-Кассель)
  16. Орден «За военное отличие» (Гессен)
  17. Орден Филиппа Великодушного I степени (Гессен)
  18. Орден Людвига I степени (Гессен)
  19. Орден Императора Дон Педро I (Бразилия)
  20. Орден Южного Креста I степени (Бразилия)
  21. Орден Св.Якова (Португалия)
  22. Орден Св. Бенедикта Авизского (Португалия)
  23. Орден Христа (Португалия)
  24. Орден Св. Георгия (Ганновер)
  25. Орден Гвельфов (Ганновер)
  26. Орден Спасителя I степени (Греция)
  27. Орден Св. Фердинанда (Неаполь)
  28. Орден Леопольда I степени (Бельгия)
  29. Орден Нидерландского Льва I степени (Нидерланды)
  30. Орден Вильгельма, Большой крест (Нидерланды)
  31. Орден Зеленой Короны (Саксония)
  32. Орден Короны I степени (Вюртемберг)
  33. Орден «За военное достоинство» (Вюртемберг)
  34. Орден Св. Губерта (Бавария)
  35. Орден Слона (Дания) — 1826 г.
  36. Орден Серафимов (Швеция) — 6 марта 1826 г.
  37. Орден Благовещения (Италия)
  38. Орден Золотого Руна (Испания) — 1826 г.
  39. Орден Св. Духа (Франция)
  40. Орден Почетного Легиона (Франция)
  41. Орден Подвязки (Великобритания) — 1867 г.
  42. Бронзовая медаль Дома Гогенцоллернов за 1848 и 1849 г. (Пруссия)
  43. За XXV лет службы золотой крест Дома Гогенцоллернов I степени (Пруссия)
  44. Золотая медаль в память 50-летнего юбилея бракосочетания их императорских и королевских величеств (Пруссия)
  45. Золотая медаль в память 1813, 1814 и 1815 гг. (Пруссия)
  46. Орден Черного Орла (Пруссия) — 1818 г.
  47. Орден Pour le Merite (Пруссия)
  48. Бронзовая военная медаль (Австрия)
  49. Золотой крест за XXV лет службы (Австрия)
  50. Орден Марии-Терезии (Австрия)
  51. Орден Св. Стефана I степени (Австрия)
  52. Орден Белого Орла (Царство Польское) — 24 мая 1829 г.
Торжественный въезд Их Императорских Величеств в МОскву перед Священным коронованием 17 августа 1859 г. МЗ "Царское село" Г.П. Виллевальде. Торжественный въезд Их Императорских Величеств в Москву перед Священным коронованием 17 августа 1859 г. Г.П. Виллевальде. МЗ "Царское село"
«Москва. Въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 года во время коронации императора Александра II»  Автор работы: Василий Семенович Садовников Дата создания: 1856 Местонахождение: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Москва. Въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 года во время коронации императора Александра II

Василий Семенович Садовников
Дата создания: 1856
Местонахождение: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
«Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II»  Автор работы: Михаил Александрович Зичи Дата создания: XIX век Местонахождение: У Леонида Легеева (коллекционер)

Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II

 

Михаил Александрович Зичи
Дата создания: XIX век
Местонахождение: У Леонида Легеева (коллекционер)
Священнейшее миропомазание государя Императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года. Священнейшее миропомазание государя Императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года. ТИММ Василий (Вильгельм, Георг Вильгельм) Федорович(Фридрихович). Холст, масло.
Портрет Александра II. 1856. Портрет Александра II. 1856. БОТМАН Егор Иванович. Холст, масло. 265x172 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Императора Александра II Портрет Императора Александра II. СВЕРЧКОВ Николай Егорович(Георгиевич). Холст, масло. 213x140 см. Музей-усадьба "Останкино", Москва.
Портрет Александра II Портрет Александра II. СВЕРЧКОВ Николай Егорович. Холст, масло. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород.
Катание в коляске (Александр II с детьми). Катание в коляске (Александр II с детьми). СВЕРЧКОВ Николай Егорович(Георгиевич). Холст, масло. Ярославский художественный музей, Ярославль.
Император Александр II Освободитель. 1868. Император Александр II Освободитель. 1868. ЛАВРОВ Николай Андреевич. Холст, масло. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Императора Александра II Освободителя. 1874 г. МЗ "Царское село". Император изображен со звездой ордена Св. Андрея Первозванного, со звездой ордена Св. Георгия I ст., со звездой, знаком и лентой ордена Св. Владимира I ст., со знаком ордена ВОенных заслуг (Пруссия), с орденской колодкой и знаком отличия беспорочной службы за 20 лет. Худ. Тюрин И.А. Портрет Императора Александра II Освободителя. 1874 г.
Император изображен со звездой ордена Св. Андрея Первозванного, со звездой ордена Св. Георгия I ст., со звездой, знаком и лентой ордена Св. Владимира I ст., со знаком ордена ВОенных заслуг (Пруссия), с орденской колодкой и знаком отличия беспорочной службы за 20 лет.

Худ. Тюрин И.А.

Музей-Заповедник "Царское село".

Портрет Александра II.Вторая половина 19 в. Портрет Александра II. 1881. МАКОВСКИЙ Константин Егорович. Холст, масло. 163,5x108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Александра II. Вторая половина 19 в. Борель, Петр Федорович. Эрмитаж

Портрет Александра II.

Вторая половина 19 в.

Борель, Петр Федорович. Эрмитаж
Портрет Александра II на смертном одре. 1881. Портрет Александра II на смертном одре. 1881. МАКОВСКИЙ Константин Егорович. Холст, масло. 61x85,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Памятник Императору Александру II в г. Самаре. Памятник Императору Александру II в г. Самаре. Открытка конца XIX -начала XX века.
Император Александр II Фото Александра II.

Дата: 1865 - 1870
Жанр: Портрет, групповой портрет
Место хранения: Российская национальная библиотека
Место съемки: Санкт-петербургская губерния

Фотограф: Левицкий, Сергей Львович (1819 - 1898).

Император Александр II со своей охраной при осаде Плевны. Болгария. Османская империя, 1877 г.

Император Александр II со своей охраной при осаде Плевны.

Болгария. Османская империя, 1877 г.

 

Памятники Государю Императору Александру II Освободителю:

Временный памятник на месте гибели императора Александра II. Санкт-Петербург. 1881 г.  Временный памятник на месте гибели императора Александра II. Санкт-Петербург. 1881 г.

 

Фотограф: Балглей, П. (работал -1860-е-1880-е) Вид временного памятника на месте покушения на Государя Императора Александра II 1881 г. Памятник императору Александру II в селе Людиново, Калужская губерния. Уничтожен после Октябрьского переворота.

 

Памятник императору Александру II в Нижнем Новгороде в начале ХХ века. После большевистского переворота памятник императору был уничтожен. Памятник императору Александру II в Нижнем Новгороде в начале ХХ века. После большевистского переворота памятник императору был уничтожен.

 

 


Название статьи:Александр II, Император
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
Дата написания статьи: {date}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Л.М. Гаврилова НАГРАЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ОРДЕНАМИ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ИМПЕРАТРИЦ, ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1147. Л. 1-9.
Источник изображений:Музей-заповедник «Царское Село», Музеи Московского Кремля; Белая Вандея - теленрамм-канал
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru