ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј

¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј, в начале XX века, представл€л собою шоссированный путь, св€зывающий “ифлис с ¬ладикавказом через √лавный  авказ, хребет.

¬ конце XVIII в. и начале XIX ст. ¬оенно-√рузинскою дорогою называлась вообще вс€ военна€ дорога, св€зывавша€  авказ, линию с √рузией.

¬ 1781 г., с присоединением √рузии, военно-административный центр  авказкой линии, крепость ћоздок, были св€зан с «акавказьем р€дом укрепленных постов, построенных дл€ охраны сообщени€ с √рузией (укрепление јлександровское на правом берегу “ерека; укрепление  онстантиновское на р. ѕседахе; редут √ригориполис на перевале; укрепление ≈лизаветинское на р.  амбелеевке и крепость ¬ладикавказ, построенна€ в 1784 г.). Ётот естественный путь через ƒарь€льские ворота  авказ, хребта, как и другой естественный путь по западному берегу  аспийского мор€ через ƒербентские ворота, существовал с незапам€тных времен и по этому пути происходило движение народов и завоевателей из ћалой јзии в ≈вропу и обратно.

¬ 633 г. до P. X. по этому пути вторглись скифы в јрмению и ћалую јзию; в 204 г. до P. X. по этому же пути перешли √лавный хребет и через √рузию обрушились на јрмению хазары; в 513 г. по P. X. гунны-сабиры вторглись в јрмению и прошли далее на север через ƒарь€льское ущелье.

¬о времена независимой √рузии через √лавный хребет к ƒарь€льскому ущелью ездили по горным тропам на вьючных животных. –усские войска впервые перешли √лавный хребет по этому пути лишь во второй половине XVIII ст., при ≈катерине II, когда начались наши непосредственные сношени€ с √рузией; до этого же времени они проникали в «акавказье (поход ѕетра ¬еликого 1722 г.) через ƒербентские ворота, т.-е. тем же путем, по которому –уссы достигли ѕерсидского јзербайджана в 913 г.

¬о врем€ 1-й турецкой войны (1768Ч74 гг.) в «акавказье был послан отр€д генерал-майора гр. “отлебена с целью не только доставить защиту √рузин, царству, но, при содействии »меретинского цар€ —оломона I и √рузинского цар€ »ракли€ II, овладеть приморскими берегами, крепост€ми и, пользу€сь благопри€тными услови€ми, следовать до “рапезунда, дл€ отвлечени€ турецких сил в эту сторону; отр€д гр. “отлебена состо€л из “омского пехотного полка, 2 эскадронов карабинер, 2 эскадронов гусар, 200 донских казаков, 300 калмыков и 12 орудий; в ћоздок гр. “отлебен прибыл осенью 1769 г. и в окт€бре перешел через √лавный хребет по направлению нынешней ¬оенно-√рузинской дороги; отр€д двигалс€ крайне медленно, разрабатывал дорогу и стро€ мосты.

— не меньшими затруднени€ми прошел этот же путь в 1784 г. отр€д полковника Ѕурнашева (2 батальона  авказ, корпуса: √орский и Ѕелорусский с 2 единорогами и 2 пушками), отправленный имп. ≈катериной II по просьбе »ракли€ II, оказать √рузии помощь против ќмар-хана јварского и —улеймана-паши јхалцыхского.

¬ третий раз русские войска перешли  авказ, хребет через ƒарь€льские ворота под началом полковника —ырохнева, отправленного в 1795 г. на помощь в “ифлис против опустошавшего √рузию јга-ћагомет-хана ѕерсидского; выступив из ¬ладикавказа 20 но€бр€, отр€д достиг в начале декабр€ г. ƒушета, где узнал, что јга-ћагомет-хан после разорени€ “ифлиса отступил в ѕерсию, вследствие чего полковник —ырохнев вернулс€ обратно на  авказкую линию.

„етвертым переходом русских войск √лавного хребта по ущель€м “ерека и јрагвы было возвращение из «акавказь€, по приказанию имп. ѕавла I, части корпуса гр. «убова, проникшего в ¬осточное «акавказье в 1796 г. через ƒербентские ворота; разгромив персов и быстро овладев ƒербентом, Ўемахою, Ѕаку и √анжею, корпус гр. «убова возвращалс€ в –оссию главными силами через ƒербент, отделив в ћуганской степи колонну генерал –имского- орсакова на ћцхет, котора€, перезимовав в  ахетии, весной 1797 г. перешла √лавный хребет по ƒарь€льскому ущелью.

¬ окт€бр€ 1799 г. по ¬оенно-√рузинской дороге вступил в √рузию 17-й егерский полк генерал-майора Ћазарева, а в 1809 г. Ч  абардинский полк генерал-майора √ул€кова. ѕосле 5-го (Ћазаревым) перехода через ƒарь€льские ворота √лавного хребта, русские войска уже не покидали √рузии и сообщение еЄ с  авказской линией по ¬оенно-√рузинской дороге становитс€ посто€нным, хот€ еще долгое врем€ совершенно неустроенным и небезопасными. „еченцы по-прежнему совершали опустошительные набеги на участок дороги от ћоздока до ¬ладикавказа, а осетины продолжали взимать пошлину в ущель€х √лавного хребта не только с торговых караванов, но далее и с казенных транспортов и курьеров. » лишь в 1830 г. отр€д генерал кн. јбхазова прошел всю горную ќсетию и ƒжераховское ущелье и привел к прис€ге осетин, установив среди них управление под русским контролем с этого же года.

¬оенно-√рузинска€ дорога окончательно переходить в русское управление, и принимаютс€ меры дл€ еЄ благоустройства и безопасности сообщени€ (разработка полотна, постройка ƒарь€льского и ƒуараховского укреплений, устройство объездов на опасных от завалов местах и т. и.).

— 1855 г. начались тщательные изыскани€ дл€ устройства вполне безопасного пути, а в 1859 г. последовало ¬ысочайшее утверждение проекта новой дороги, котора€ в √лавном направлении совпадала с древним путем на √удаурский перевал (через  рестовую гору); в 1863 г. было проложено шоссе через √лавный хребет и на ƒушетских горах, и с тех пор, не измен€€ общего направлени€, продолжали улучшать шоссе, непрестанно изыскива€ способы дл€ обеспечени€ его от разрушит. €влений природы.

¬ начале XX века, ¬оенно-√рузинска€ дорога, начина€сь у “ифлиса (1.350 фт. над ур. м.), постепенно поднималась до  рестовского перевала (7.972 фт.) через √лавный хребет, от которого спускалась к ¬ладикавказу (2.568 фт.). ќна пролегала сначала долиной р.  уры, затем переходила в долину р. јрагвы, а переваливши хребет, опускаетс€ в ущелье “ерека, по которому и следует до выхода из гор.

ќбща€ длина шоссе между “ифлисом и ¬ладикавказом 200 ? вер., разделенных на 12 почтовых перегонов (ћцхетЧ20 ? вер., ÷илканыЧ14 ?, ƒушетЧ17 ?, јнанур Ч 16 ?, ѕассанаурЧ21, ћлетыЧ18 ?, √удаур Ч14 ?,  обиЧ16,  азбекЧ17, ЋарсЧ14, ЅалтаЧ17, ¬ладикавказЧ 12); почтовые станции состо€ли из каменных, просторных зданий с комнатами дл€ проезжающих, обширными каменными конюшн€ми, навесами дл€ экипажей, помещени€ми дл€ склада фуража и пр.

¬оенно-√рузинска€ дорога не лишена была, однако, и опасностей от завалов, м€телей и разрушений, производимых бешенным течением “ерека. «авалы (снежные и земл€ные) бывали преимущественно между ст. ћлеты и  азбек; дл€ обеспечени€ от них устраивались галереи, примыкающие к скатам гор.

  весьма редким, по грозным €влени€м природы относ€тс€ завалы горы  азбека, бывающие между ст.  азбек и Ћарс; со времени утверждени€ русского владычества на  авказе было три таких завала: в 1807, 1817 и в 1832 гг.; из них последний, сбросив массу снега, льда и камней, совершенно завалил ƒарь€льское ущелье на прот€жении 2 верст и прекратил сообщение на 10 дней, а течение “ерека на 8 дней, отчего около ст.  азбек образовалось озеро до 5 вер. в окружности.

¬ технических отношении ¬оенно-√рузинска€ дорога разработана хорошо, за исключением скалистого ƒарь€льского ущель€, везде спускам и подъемам была придана крутизна между 1/20 и 1/25 что допускало спуски рысью и даже без тормоза т€желых экипажей; переправы везде посто€нные по каменным и железным мостам (наиболее значительные: близ “ифлиса через р. ¬еру, в 7 вер. от “ифлиса через р. ƒигомку, через р.  уру у ст. ћцхет, через р. јрагву в ?-вер. выше ћлет и через “ерек близ ƒарь€ла).

ќт “ифлиса до ћлетского подъема (115 вер.) дорога проходила по местности плодородной и хорошо населенной, но жители (почти исключительно грузины) сгруппированы по мелким селени€м, разбросанным по крутым горным скатам; на √лавном же перевале, между ћлеты и  оби, встречались только изредка бедные и неопр€тные аулы осетин, а за  азбеком и далее по ущелью “ерека, населени€ почти нет. “. образом, войскам при движении приходилось располагатьс€ только биваком, но и бивачное расположение крайне неудобно на большей части пути, т. к. в узких ущель€х только изредка встречаютс€ небольшие площадки, во врем€ половодь€ часто затопл€емые.

ѕодножный корм имелс€ в незначительном количестве лишь на √удаурском перевале; топливо в изобилии на всем прот€жении к югу от перевала, но к северу от него лес исчезает и дрова, привозимые издалека, дороги.

ќтлична€ вода в изобилии повсюду.

— проведением железной дороги от ѕетровска через Ѕаладжары к “ифлису, военное значение ¬оенно-√рузинской дороги несомненно значительно уменьшилось, но до устройства пр€мой перевальной железной дороги через √лавный хребет, она продолжало сохран€ть важное значение единственного, благоустроенного кратчайшего колесного пути между «акавказьем и ≈вропейской –оссией.

¬ажнейшее военное значение ¬оенно-√рузинской дороги с особенной нагл€дностью вы€снилось в войну 1877Ч78 гг., когда „ерное море было дл€ нас закрыто.



Ќазвание статьи:   ¬ќ≈ЌЌќ-√–”«»Ќ— јя ƒќ–ќ√ј
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г.
ƒата написани€ статьи:   1916 г.


 лючевые слова: –оссийска€ импери€
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
4 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і