Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Сибирская флотилия

Сибирская флотилия.

Владение нашим морским прибрежьем в Восточной Сибири издавна заставляло морское ведомство содержать несколько военных судов для поддержания сообщения между отдельными портами Восточного (Тихого) океана, Охотского м. и Камчатки. Суда эти, находившиеся частью в Охотске, частью в Петропавловске, составляли охотскую флотилию (впоследствии – Сибирскую), численность которой к началу крымской войны была доведена до 8 различных судов (в том числе – 1 винтовая шхуна с машиною в 40 сил).

Попытки военных экспедиций англо-французов в 1854 г. против отдаленных окраин Сибири, а равно экспедиции капитанов Невельского и Казакевича, установившие доступность плавания по Амуру и Шилке, привели к устройству на Амуре постов Петровского и Николаевского; затем, в 1855 г., последовало высочайшее повеление о переводе военного и гражданского управления, а также морской команды из Петропавловска в Николаевский пост; в конце же 1856 г. образована Приморская область, причем учреждена должность военного губернатора и командира портов Восточного округа и флотилии; тогда же последняя переименована в Сибирскую, а Николаевский пост – в Николаевск на Амуре (см. это), с назначением местопребыванием губернатора.

Постепенным развитием новый порт скоро был доведен до возможности производить ремонт машин до 360 сил включительно, что отвечало потребностям, как Сибирской флотилии, так и судов эскадры Тихого океана; для постройки же новых судов имел 2 крытых эллинга. Но незначительная глубина устья Амура, не дозволявшая в Николаевске постройки больших кораблей, краткость периода навигации (всего лишь 4 ½ мес.) и отдаленность почти на 2 т. вер. от важнейших южных гаваней заставили обратить внимание на эти последние.

Из них в Новгородской бухте, в заливе Посьета, уже в 1860 г. учрежден военный пост, а затем – такой же и во Владивостоке, дальнейшее развитие которого было естественно: так с 1862 г. коммерческие суда с военным грузом, не успевшие до заморозков попасть в Николаевск, оставляли свои грузы на зиму во Владивостоке, что привлекло в этот порт и военные суда; частое же посещение последних, а иногда и оставление их во Владивостоке на зимовку вызвали в 1864 г. перенесение сюда некоторых мастерских и устройство телеграфного сообщения с Николаевском.

Наконец, в исходе 1868 г., ходатайство Генерал-губернатора Восточной Сибири, Генерал-лейтенанта Корсакова, об улучшении Приморской области имело последствием посылку в нее (1869 г.) особой комиссии, работы которой и повели (1870 г.) к переустройству Приморской области: Амурский полуо-в, Русский о-в и Владивосток, с прилегающим морским побережьем, образовали особое управление в ведении Главного командира портов и островов Восточного округа.

Морские учреждения из Николаевска перенесены во Владивосток, и здесь назначено пребывание Главному командиру.

В 1872 г., с открытием навигации, во Владивосток переведен сибирский экипаж, а с ним и флотилия, в состав которой (по штату 1857 г.) входили 20 различных судов.

До 1888 г. перемен в управлении Сибирской флотилии не произведено, а в этом году, в виде особых соображений, должность Главного командира портов и о-вов Восточного округа заменена должностью командира Владивостокского порта, в звании контр-адмирала, на основании временного штата, высочайше утвержденного 28 июня 1887 г. Согласно этому новому положению, командир порта, подчиняясь высшей военной власти по правилам гарнизонного устава, остался независимым во всем, касающемся морской управления и распоряжений в пределах территории, занятой учреждениями морского ведомства или составляющей его достояние.

В штат порта вошли: портовая контора, магазины и склады, минные и артиллерийские мастерские, строительная часть и проч.

Личный состав Сибирской флотилии составлял 1 сибирский экипаж, в коем 128 лиц офицерского звания и 1.597 нижних чинов.

В самой же флотилии к началу 1894 г. имелось: 4 мореходных канонерских лодки и 2 транспорта, "Алеут» и "Якут» (см. Россия); кроме того – старые транспорты "Ермак» и "Тунгуз» (постройки 1870 г. в Петербурге), 4 миноносца, 8 малых миноносок, пароход "Силач» и крейсер 2-го ранга "Забияка» (последние 2 судна поступили в состав флотилии из Балтийского флота лишь в 1893 г.). С постройкой новых судов, вместе с тем, изменилась и деятельность Сибирской флотилии: транспорты еще продолжали свою специальную службу по снабжению сибирских портов необходимыми материалами, остальные же суда уже прямо составляют военную силу.

При ординарном плавании, Сибирская флотилия состояла под командою начальника эскадры Тихого океана (формируемой главным образом из судов Балтийского флота), и некоторые из судов флотилии ежегодно назначались на морскую станцию в Китай, а 1 или 2 – к Командорским островам, для защиты котикового промысла.

С постоянным содержанием на востоке целой эскадры из наиболее современных судов Балтийского флота и постепенной заменой старых судов Сибирской флотилией новыми типами, возросло и значение Владивостока, т. к., по количеству имеющихся в нем механических средств для ремонта судов, порт этот в начале XX в. занимал самое видное место в числе наших приморских пунктов.

Значение в этом отношении Владивостока еще более утвердилось закладкой в 1891, г. сибирской ж. д. и громадного сухого дока, который мог вмещать самых больших представителей нашего современного, тому времени, флота.

См. также:

- ВЛАДИВОСТОК в начале XX века;



Название статьи:   Сибирская флотилия
Категория темы:    Российская империя Российский Императорский флот
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера Спб. 1897 г. т. VII.
Дата написания статьи:   1897 г.


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...