ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ѕовозки военные » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ѕовозки военные

ѕќ¬ќ« » ¬ќ≈ЌЌџ≈

  ним относ€тс€ передки, зар€дные €щики, перевозочные средства осадной и креп. артиллерии (см.) и всевозможные повозки войскового обоза.

ѕќ¬ќ« » ¬ќ≈ЌЌџ≈ должны удовлетвор€ть, кроме обычных, еще и некоторым особенным требованием, т. к. они нередко бывают принуждены двигатьс€ без дорог.

ѕервое исследование свойств ѕќ¬ќ«ќ , и то лишь опытным путем, было предприн€то в конце XVIII в. в јнглии компанией дилижансового сообщени€ в южном ”эллсе; затем в 1836 г. французским военным министерством б. издано сочинение артиллерийских капитанов ћигу и Ѕержери: "Th?orie des aff?ts et des voitures dТartillerie", в котором впервые было изложено теоретическое исследование важнейших свойств ѕќ¬ќ« »; наконец, в 1838Ч41 гг. французский артиллерийский генерал ћорен подробно изучил законы сопротивление местности движению ѕќ¬ќ« » на специально построенной им дл€ этого двуколке с особым динамометром.

»з этих опытов выведено, что:

1) сопротивление местности скольжению ѕќ¬ќ« » (т.-е. движению саней) выражаетс€ касательной силой трени€ T=fN, где N Ч давление по нормали к местности, а F Ч т. называемый коэффициент трени€ при скольжении, который не зависит ни от скорости движение ѕќ¬ќ« », ни от величины поверхности соприкосновении еЄ с местностью, а только от материала и отделки полозьев, от качества местности и отчасти от величины нормального давлени€, немного увеличива€сь вместе с ним; дл€ железных полозьев при дерев€нной мостовой F=0,42, а на каменной мостовой и на шоссе F=0,6;

2) трение действует и на ѕќ¬ќ« ”, наход€щуюс€ в покое, если к последней приложена сила F, стрем€щиес€ сдвинуть ее, причем сила трение равна и пр€мо противоположна проекции силы F на плоскость соприкосновени€, и ѕќ¬ќ« ј остаетс€ в покое, пока F?f0N, гдеF0 Ч коэффициент трени€ при смещении Ч всегда несколько больше соответствующего коэффициента при движении;

3) движению колесной ѕќ¬ќ« » местность также оказывает касательное сопротивление T, под действием которого колеса вращаютс€; но этому вращению местность тоже преп€тствует (прилипание земли к шине, трение боков обода о стенки колеи и т. полк); и т. к. такое сопротивление д. б. выражено парою сил, то условились считать нормальное давление приложенным не в нижней точке колеса, а впереди неЄ, на рассто€нии ? (фиг. 1), называемым коэффициентом трени€ при качении; он представл€ет число линейное (а F Ч число отвлеченное); дл€ колес с железными шинами: ?=0,1 дм. при движении по железной настилке, 0,2 дм. Ч на дерев€нной мостовой, 0,4 дм. Ч на обыкновенной мостовой и на шоссе, 1,5 дм. Ч на грунтовой дороге и 3,5 дм. Ч при движении по песку.

¬еличина коэффициента ? на твердой местности не зависит от нормального давлени€ N, на грунте же м€гком или в€зком ? увеличиваетс€ вместе с N (иногда даже пропорционально рис.) ширина обода не д. б. меньше 2 дм., т. к. иначе ? увеличиваетс€ вследствие сильного вдавливани€ колес в грунт; опыт убеждает, что наивыгоднейша€ ширина шины Ч 2Ч6 дм.

–адиус колес сам по себе не оказывает вли€ние на величину ?, но увеличение их диаметра полезно в том отношении, что через преп€тстви€ (неровности почвы, камни) колеса большего диаметра легче перекатываютс€, вдавлива€ такие преп€тстви€ в грунт; в противном же случае преп€тствие протаскиваетс€ по местности, увеличива€ значение ?.

Ќаконец, на твердой и ухабистой местности ? растет пропорционально скорости движени€; при этом подрессоривание повозки сильно ослабл€ет это вли€ние скорости.

¬ теории повозок, исход€ из этих данных, определ€ют величину т€ги F, необходимой дл€ движени€ 2 или 4-колесной повозки, изучают зависимость еЄ от различных конструктивных элементов повозки и исследуют устойчивость, поворотливость, гибкость и независимость ходов повозки. “€га дл€ движение саней весом P (вместе с грузом) определ€етс€ формулой:

где ? Ч угол наклона местности к гарнизонту, а ? Ч угол, составл€емый направлением силы т€ги F с местностью; дл€ саней с желез. полозь€ми по дерев. горизонт. мостовой (F=0,42) F=0,4P, а при уклоне 1/10 к гарнизонту F=0,5P; на обыкнов. мостовой и на шоссе (F=0,6), дл€ F получим соответ-но 0,5P и 0,6P, а на снегу (F=0,05) F=0,05P и 0,15P. ƒл€ двуколки, движущейс€ равномерно, можно определ€ть силу т€ги по той же формуле, заменив в ней P на P+p, а F Ч на т. наз. коэф-т трение на шинах F1 причем †

, P Ч вес пары колес, fТ Ч коэф-т трение колес об ось, R Ч радиус колес, R Ч радиус оси,

(на практике N обычно заключаетс€ между 1,15 и 1,33). Ќаконец, т€га дл€ равномерного движение 4-колесной полк определ€етс€ формулой:

причем величины P1, n1, R1 и R1 относ€тс€ к переднему ходу, а P2, N2, R2 и R2 Ч к заднему.Ќаивыгоднейший угол т€ги, определ€емый из этих формул, измен€етс€ от 25 мин. (на дерев€нной мостовой) до 8∞ (на песке); т. к. наклон постромков коренных лошадей д. быть таков, чтобы угол ? имел наивыгодное значение на наиболее трудной местности, и при развитии большей т€ги лошадь опускает плечи, отчего угол ? неизбежно уменьшаетс€, то дл€ большей части войсковых полк и, особенно, у артиллерийских запр€жек примен€етс€ наклон постромков к местности около 10Ч12∞, выгодность которого б. подтверждена в 1816 г. специальными опытами французского генерала Ѕержа.

“. к. неравномерность движение ѕовозки вли€ет на т€гу в том отношении, что дл€ увеличение скорости, как и при трогании с места, движитель д. развивать большее усилие, чем требующа€с€ т€га при установившейс€ равномерном движении, и тем большее, чем быстрее совершаетс€ перемена аллюра, то при усилении аллюра и, особенно, при трогании ѕовозок с места следует избегать порывистости движени€ и вообще избегать частых перемен аллюра и остановок ¬ отношении конструкции вс€ка€ колесна€ ѕовозка состоит из рамы или кузова и одного (двуколка) или 2 ходов (4- колесна€ повозка), состо€щих каждых из оси с парою колес.

 узову или раме повозки придаетс€ устройство сообразно назначению повозки.

ќси делаютс€ из железа или м€гкой стали и иногда трубчатой системы (боевые оси лафетов) дл€ уменьшени€ веса их при надлежащей прочности. —редн€€ часть Ч лопасть оси, выдерживающие наибольшую нагрузку, особенно у боевых (лафетных) осей, получает наивыгодную пр€моугольную форму, обращенную большей стороной в вертикаьном направлении (по направлению усили€); концам же оси, дл€ облегчение и без ущерба прочности, придаетс€ коническа€ форма, причем нижние производ€щие концов оси направл€ютс€ горизонтально дл€ устранени€ посто€нного набегани€ колеса на концевые чеки или осевые гайки.  олесо, составл€€ одну из самых существенных и подверженных действию наибольших усилий частей повозки, требует тщательности изготовлени€ и делаетс€ из лучших прочных пород дерева, чаще всего с металлической ступицею (фиг. 2), как более прочною, облегчающею сборку колеса и замену поломанных спиц, а также не измен€ющеюс€ от атмосферных вли€ний при продолжительном хранении, особенно, в жарких местност€х.

ќбодь€ у легких колес Ч €сеневые или дубовые гнутые, а у т€желых (орудийные колеса т€желых клб. полевой и осадной артиллерии) Ч из гнутых отдельных кос€ков, обт€гиваютс€ железной шиной. —пицы из моложавого дуба располагаютс€ с некоторым уклоном наружу Ч набровом (до 5∞) дл€ уменьшение выламывающего действи€ давлени€ почвы при движении по скатам.  олеса составл€ют значительную часть веса повозки, доход€ до 1/3 веса всей повозки вместе с полезной еЄ нагрузкой.

Ћафетные колеса полевой артиллерии вес€т каждое около 5 ? пд., а в осадной артиллерии вес колеса превосходит 9 пд. при диаметре около 5 фт.

 онструктивное совершенство вс€кой повозки характеризуетс€ легкостью еЄ на ходу, поворотностью, устойчивостью, а у 4-колесных повозок, Ч еще и независимостью соединени€ ходов и гибкостью его.

а) ћерою легкости па ходу повозки служит отношение силы т€ги к полному весу нагруженной полк, т.-е. дробь

. »з вышеприведенныхх выражений дл€ т€ги видно, что легкость на ходу двуколки увеличиваетс€ (отношение

уменьшаетс€) при увеличении радиуса колес и при уменьшении веса колес, радиуса концов оси и трение оси о втулку (при стальной оси бронзова€ втулка и обильна€ смазка), а дл€ 4-колесной повозки еще и при увеличении груза на задний ход при большем диаметре задних колес и при уменьшении этого груза в противном случае.

“. к. центр т€жести повозки лежит обыкновенно выше еЄ осей, то при подъемах в гору, когда особенно важна легкость повозки на ходу, на задний ход передаетс€ больша€ нагрузка; поэтому было бы, выгодно задние колеса иметь большего диаметра, но в отношении прокладывани€ колеи при движении без дорог большой диаметр передних колес облегчает т€гу.

” большинства военных повозок колеса делаютс€ одинаковыми у обоих ходов и возможно большего диаметра, что удобно еще и в отношении взаимной замен€емости колес, но вызывает заботу о возможно равномерном распределении нагрузки на оба хода. Ћегкость на ходу полевого лафета с передком на грунтовой дороге выражаетс€ дробью 1:17,5 при горизонтальной местности и 1:6 Ч при подъеме в 1/10.

б) ѕоворотливость повозок, т.-е. способность возможно легче и на меньшем радиусе допускать изменение направление движени€, особенно важно дл€ военных повозок, которым приходитс€ иногда маневрировать на ограниченном пространстве и мен€ть направление движени€ на пр€мо обратное, почему она и характеризуетс€ радиусом полукруга, на котором возможно подобное изменение направлени€ движени€.

ƒл€ двуколки (фиг. 3), котора€ при повороте м. вращатьс€ около средней точки ќ оси, радиус R поворотливости, очевидно, равен рассто€нию от передних концов оглобель до этой т. ќ, и, следовательно, поворотливость двуколки возрастает с укорочением оглобель. ƒл€ 4-колесных же повозок (фиг. 4) наименьший радиус R поворотливости получаетс€, когда одно из передних колес упретс€ в задний ход, и тогда из фиг. 4

откуда следует, что поворотливость возрастает с увеличением угла ?, дл€ чего надо суживать передний конец заднего хода, относит больше назад от передней оси точку соединени€ ходов и уменьшать радиус передних колес (в городских пролетах ради большей поворотливости передние колеса проход€т свободно под кузовом).

в) ”стойчивость повозок, т.-е. способность двигатьс€, не опрокидыва€сь на бок, на покатой местности, когда одно из колес выше другого, весьма важна дл€ военных повозок, нередко двигающихс€ без дорог по пересеченной местности.

ќруди€, передки, зар€дные €щики, двуколки и т. п.

“. к. опрокидывани€ не будет, пока еще вертикаль из центра т€жести G (фиг. 5) не выходит за точку опоры нижерасположенного колеса, то устойчивость повозки характеризуетс€ углом ? наклона к плоскости колеса линии, соедин€ющей центр т€жести полк с нижней точкой колеса.

»з фиг. 5:

(b Ч половина ширины хода, R Ч радиус колеса, а h Ч превышение центра т€жести повозки над осью), т.-е. устойчивость двуколки увеличиваетс€ с уширением еЄ хода, с уменьшением радиуса колес и с понижением центра т€жести. ”стойчивость 4-колесной повозки почти всегда несколько больше, чем у каждого еЄ хода в отдельности, т. к. менее наклоненный ход удерживает другой от опрокидывани€.

г) Ќезависимость ходов Ч свойство 4-колесной повозки допускать одновременно неодинаковые боковые наклоны к горизонту у переднего и заднего ходов, даже наклоны в противоположные стороны одновременно; это свойство оцениваетс€ тем наибольшим углом ? (фиг. 6), который м. образовать между собою передн€€ и задн€€ ось; этим определ€етс€ способность повозки более или менее свободно передвигатьс€ по пересеченной местности без дорог,

д) √ибкость 4-колесной повозки есть способность еЄ при переходе через рытвины и бугры не расстраивать соединение ходов даже, когда передний ход поднимаетс€, в то врем€ как задний еще продолжает опускатьс€, или наоборот. √ибкость характеризуетс€ углами ? (фиг. 7), на которые дышло (оглобли) способно отклон€тьс€ относительно рамы заднего хода вверх или вниз.

—тепень независимости ходов и гибкости повозки зависит от способа соединени€ еЄ ходов; это соединение, вли€ющее также и на устойчивость и поворотливость повозки, у военных повозок могут быть одного из следующих типов: шворневое, крюковое, шарнирное и слизневое.

1) ѕри шворневом соединении задний ход надеваетс€ шворневой воронкой A (фиг. 8) или кольцом (фиг. 9) на шворень b, укрепленный на переднем ходе; гибкость и независимость ходов достигаютс€, благодар€ зазору ("игре") шворн€ в воронке и очертанию самой воронки; соединение помощью воронки было прин€то в полевых системах обр. 77 г.; у полевых лафетов, ради большей гибкости и независимости ходов, введено кольцо (фиг. 9), укрепленное на хоботе снаружи. Ўворень укрепл€етс€ на переднем ходе возможно дальше за осью, с целью увеличение поворотливости системы. Ўворневое соединение просто, прочно, ослабл€ет давление дышла на холки лошадей, обеспечивает значительную поворотливость системы; гибкость же и независимость ходов невелики.

2)  рюковой способ соединени€ отличаетс€ от шворневого с кольцом тем, что хоботовое кольцо надеваетс€ на крюк, укрепленный позади переднего хода (фиг. 10), и, благодар€ этому, обеспечивает большую гибкость повозки, но само соединение менее прочно, т. к. крюк и кольцо при небольшой поверхности соприкасани€ быстро истираютс€. ¬первые б. прин€то к системе 6-дм. полевой мортиры.

3) Ўарнирное соединение, по идее универсального шарнира √ука, допускающего вращение около 3 разных осей е, c и b, у нас осуществлено в 2 видах дл€ инструментальных повозок и дл€ зар€дных €щиков полевой мортиры (ф.ф. 11 и 12); в последнем случае 2 каучуковых буфера на т€ге ¬ ограничивают вращение около оси е, уменьша€ давление дышла на холки лошадей. Ётим соединением обеспечиваетс€ полна€ независимость ходов, благодар€ возможности вращени€ около продольной горизонтальной оси b на 360∞, полна€ (фиг. 11) или несколько ограниченна€ гибкость (фиг. 12) и достаточна€ поворотливость; но оно сложно и, не допуска€ быстрого соединени€ и разъединение ходов, пригодно лишь дл€ повозок, не требующих этих действий часто. Ќаконец,

4) слизневое соединение отличаетс€ от шворневого тем, что вертикальное давление, производимое задним ходом, принимаетс€ слизнем в виде железной дуговой полосы A (фиг. 13), расположенной перед шворнем b над осью, чем вполне уравновешиваетс€ дышло; но оно, кроме уже известных свойств обыкновенное шворневое соединение, обладает малой поворотливостью, вследствие малого выноса шворн€ назад за переднюю ось; примен€етс€ в осадных и крепостных передках и многих обозных повозках.

»з повозок, употребл€емых в военном деле, лишь повозка специального назначени€ подчин€ютс€ строгим требованием в отношении конструкции, размеров и своих свойств, будучи предназначены дл€ специальной укладки (зар€дные €щики, всевозможные двуколки, санитарные линейки, инструментальные повозки и некоторые другие повозки обоза), а также повозки, подверженный значительным усили€м и особым услови€м передвижени€ (лафет с передком, зар€дные €щики, двуколки); громадное же большинство повозок войскового обоза набирают во врем€ войны, не стесн€€сь конструкцией, из числа обывательских путем найма или реквизиции.

–аспределение и виды специальных повозок см. ќбоз войсковой и ѕеревозоч. средства артиллерии. «десь же приведены вкратце конструктивные данные некоторых из них.

1) ѕолевой передок обр. 77 г. дл€ батарейных и легких пушек, а также и дл€ зар€дных €щиков пешей артиллерии, ныне передан в крепости. ќн состоит из железного короба ј (фиг. 14) и дерев€нного подножного €щика, ћ, установленных на ход, состо€щий из железной оси с парою дерев€нных колес диаметром 4 ? фт., из рамы ¬, составленной из 2 сниц углового железа, двух поперечных св€зей H, ваги D с крюками C дл€ коренных постромков и березового дышла с кольцом спереди дл€ нашильников от хомутов коренных лошадей и с нарыльным крюком дл€ уносной ваги.

ƒышло укреплено в скобках двум€ поперечными болтами S и T и на нем имеетс€ кожанный бушмат “ (трубка) дл€ банника при посаженной прислуге и подстановка L дл€ подпирани€ дышла при остановках.

¬ стыке A сниц укреплен шворень C и на цепочке шворневое кольцо ≈, которое надеваетс€ на конец шворн€ поверх надетого на последний хобота лафета или стрелы зар€дного €щика. –ама с осью соединена при посредстве направл€ющих боковых кронштейнов с подв€з€ми и двух боченочных буферов R, помещающихс€ в развилинах k среди, поперечной св€зи (см. Ѕуфер, фиг. 8).  ороб A склепан со сницами, внутри разделен горизонтальной перегородкой на 2 €руса с гнездами дл€ вдвигани€ внизу 6 снар€дных клеток, а вверху Ч 6 кожаных зар€дных сум, снабжен сзади 2 дверцами с шарнирами на средней вертикальной перегородке короба, а сверху на крыше короба имеютс€ поручни с 3 сторон.

¬ес пустого передка 33,5 пд., нагруженного (но без прислуги) Ч около 57 пд.

Ўирина хода 5 фт.

ƒавление дышла на холки коренных лошадей при посаженной прислуге Ч около 2 пд.

ѕоворотливость системы лафета с передком около 90∞, гибкость от Ц13∞ до +18∞ и независимость ходов около 19∞,

2) «ар€дный €щик обр. 77 г. дл€ пешей артиллерии (передан в крепости), состоит из передка, одинакового с орудийным, и заднего хода, отличающегос€ от передка лишь формою и размерами рамы G, размерами короба (фиг. 15), который вдвое больше передкового и внутренней перегородкою T разделен на переднюю часть L и заднюю ћ, и устройством дверец, из коих кажда€ откидываетс€ около своих нижних шарниров Ч передн€€ вперед, а задн€€ назад.   раме прикреплена стрела H со шворневой воронкою на конце и откидной подножкою R.

¬ес зар€дного €щика Ч 73 пд., а нагруженного (без прислуги) Ч около 123 пд.

ѕоворотливость Ч около 80∞, независимость ходов Ч 25∞, гибкость Ч как у системы оруди€ с передком; давление дышла на холки Ч около 1 пд.

«) ѕередок и зар€дный €щик обр. 79 г. дл€ конной артиллерии (переданы в крепости) отличаютс€ от пеших главным образом размерами и весом, а также соединением рамы с осью (см. Ѕуфер, фиг. 9), короба передка и заднего хода (фиг. 16) одинаковы, высота их меньше, чем у пеших, дл€ большей устойчивости (центр т€жести ниже); зар€дные сумы вкладываютс€ в верхний €рус, лежм€; дверца одна, откидывающа€с€ книзу. ¬ес пустого передка Ч 33 пд., нагруженного Ч около 50 пд.

ѕоворотливость системы лафета с передком Ч 90∞, независимость ходов Ч 19∞, гибкость от Ц11?∞ до +20?∞; давление дышла на холки лошадей нет. ¬ес пустого зар€дного €щика Ч 62? пд., нагруженного Ч 98 пд.; поворотливость Ч 82∞, независимость ходов Ч 22∞, гибкость Ч как у системы оруди€.

4) ѕередок обр. 1900 г. дл€ полевой скорострельной артиллерии, легкой и конной (различаютс€ величиною короба), имеет пр€моугольную раму A (фиг. 17), шворень F, подрессоренный буферами (см.Ѕуфер, фиг. 13 и 14), на особой лапе ниже рамы (закрепление надетого на шворень хобота производитс€ засовом), дышло в корневом конце тоже подрессоренное (см. Ѕуфер, фиг. 16), и постромочные крюки на ваге b, также снабженные буферами (см. Ѕуфер, фиг. 15).

«адн€€ дверца короба откидываетс€ назад на шарнирах; внутри короб легкого передка разделен вертикальными перегородками на 3 части, а горизонтальными Ч на 4 €руса; в конном Ч только 3 €руса, благодар€ чему его короб ниже легкого и центр т€жести его лежит ниже. ¬ гнезда вдвигаютс€ патронные лотки (см. Ћоток).

 олеса с стальной ступицею.

5) «ар€дный €щик дл€ 3-дм. полевой скорострельной артиллерии имеет передок, одинаковый с орудийным, а задний ход (фиг. 18) такой же, как передок; вместо дышла имеет стрелу Ѕ со шворневым кольцом на конце.

«адн€€ дверца и передн€€ стенка короба сделаны из щитовой стали (у бронированных зар€дных €щиков новейшего изготовлени€), не пробиваемой ружейными пул€ми с дистанции 300 ш.; благодар€ этому, при откинутой дверце образуетс€ броневое закрытие дл€ €щичной номерной прислуги на позиции.

¬ес зар€дного €щика с полной укладкой Ч 119 пд. (легкого) и 102 пд. (конного).

6) ѕередок и зар€дный €щик дл€ полевой 48-лн. гаубиц (фиг. 19) отличаютс€ от вышеописанных, главным образом, подрессориванием рамы Ч она лежит на лопасти оси на толстой пластине, и тем, что короб передка имеет только 3 €руса дл€ лотков, а короба заднего хода Ч 4 €руса.

7) ѕередок и зар€дный €щик дл€ 3-дм. горной скорострельной артиллерии см. фиг. 8 в ст. «ар€дн. €щик.

8) «ар€дный €щик обр. 89 г. переделан из мортирного дл€ гаубичных парков из экономических соображений, причем переделка, гл. обр., коснулась внутренней разгородки коробов дл€ перевозки гаубичных снар€дов и гильз с зар€дами (в лотках).

ѕередок и задний ход одинаковы (фиг. 20), име€ дерев€нный кузов, окованный железом; у заднего хода вместо дышла стрела с кольцом дл€ шарнирно-крюкового соединени€ ходов. ѕодрессоривание ходов сходно с зар€дными €щиками обр. 79 г.

¬ каждом ходе уложено 18 снар€дов в 6 двойных и одиночных лотках и 6 лотков с 18 гильзами.

¬ес пустого зар€дного €щика Ч около 52 пд., а с комплектом и снар€жением Ч 124 пд.

9) »нструментальна€ повозка обр. 83 г. в обозе каждой полевой батареи служит дл€ перевозки некоторых запасных частей, материалов, подков, походной кузницы и мастерового инструмента. ќна состоит (фиг. 21) из передних и задних 2-колесных ходов.

 аждый ход составл€ют железна€ рама ј, соединенна€ с нею при помощи дубовой накладки S ось и помещенный на раме низкий дерев€нный €щик ¬ с откидными боковыми стенками.

ќба хода соедин€ютс€ шарнирным сочленением (см. фиг. 11 или 12); у заднего хода винтовой тормоз kh с 2 дерев€нными башмаками G.

Ќа повозку устанавливаютс€ 3 дерев€нных сундука:

1) дл€ материалов и подков,

2) дл€ мастерового инструмента и

3) дл€ запасных частей.

 роме того, на повозку устанавливаютс€ походна€ кузница (в дерев€нном €щике), запас угл€ (в железном €щике) и кожаные чемоданы с м€гкими материалами (кожа и др.).

«апр€жка четверочна€ в унос.

¬ес нагруженной повозки Ч 86 пд., а пустой Ч 37 ? пд.

ƒиаметр колес 4 фт. ѕоворотливость Ч 90∞, независимость ходов Ч полна€ (360∞), а гибкость (при шарнире с буферами) от Ц10∞ до + 24∞.

ѕовозки войскового обоза более общего назначени€:

10) ѕарна€ полк обр. 84 г. (полковника Ќикифорова) служит в обозе всех родов войск дл€ перевозки провианта и хоз€йственных предметов и состоит (фиг. 22) из переднего хода с дышлом и вальковой вагою и из заднего хода с дерев€нным кузовом ј, соедин€емых между собою шворнем и цепью.

ѕередний ход составл€ют железна€ ось с 2 колесами, осева€ дубова€ накладка, 2 березовые сницы, врезанные в накладку передними концами и сход€щиес€ сзади под кузовом, где сквозь них и дно кузова пропускаетс€ шворень, нижним концом подт€нутый цепью к задней оси. ƒышло с вагою с 2 вальками задним концом скреплено шарнирно с осью болтом и железными т€гами от концов ваги. «адний ход составл€ют така€ же ось с колесами, накладка и кузов, образуемый продольными и поперечными брусками, вертикальными стойками, верхними продольными гр€дками, досчатым дном и боковой дерев€нной обшивкой. —переди кузова к верхним гр€дкам подвешиваетс€ на ремн€х дерев€нный €щик Ч сиденье ездового, а сзади Ч съемный щит ¬.

ѕовозка снабжена рычажным CCC и башмачным D тормозами.

¬ес пустой повозки около 25 пд.; с полной укладкой и ездовым Ч 65 пд. (в кавалерии Ч 61 пд.). ѕоворотливость Ч 50∞; независимость ходов Ч 13∞, гибкость от Ц10∞ до +90∞.

11) ’оз€йственна€ двуколка обр. 1890 г. дл€ хоз€йств. предметов, а также дл€ офицерского и санитарного имущества, без рессор, с оглобл€ми дл€ одноконной запр€жки, состоит (фиг. 23) из 2-колесного хода с железной осью с лопастной накладкой и из укрепленного на ней дерев€нного кузова, образуемого основными продольными гр€дками, поперечными брусками, вертикальными стойками, верхними гр€дками, боковой дерев€нной обшивкой и досчатым дном.

—зади кузов закрыт выемным щитком, а спереди подвешена на ремн€х доска, Ч сиденье ездового.

ѕо бокам основных гр€док наглухо прит€нуты окованные корневые концы оглобель; на правой оглобле Ч подстановка.

¬ес двуколки Ч 12 пд., с полной нагрузкой Ч около 34 пд.

ѕодобных же двуколок имеетс€ в войсковых обозах различных частей несколько типов дл€ перевозки казны, канцел€рии, в пулеметных командах, дл€ телефонного имущества, дл€ инструмента, а также аптечные (см.), санитарные и ветеринарные, дл€ наблюдательных вышек в артиллерии и др.

ƒл€ перевозки ружейных патронов в строевых част€х и в парках имеютс€ двуколки 3 типов:

12) ќдноконна€ патронна€ двуколка обр. 83 г. без рессор (дл€ пехотных частей) состоит (фиг. 24) из железной оси с колесами, из скрепленной с осью дерев€нной рамы с подножной доской Aи с прикрепленными по бокам рамы оглобл€ми и из дерев€нного сундука-кузова ј.

Ќа его крыше, открывающейс€ на петл€х в бок, укреплен €щик-сиденье ¬ с поручн€ми.

 узов внутри оклеен сукном и служит дл€ укладки 20 патронных цинковых коробок (с 6 т. патр.).

¬ес двуколки Ч 11 ? пд.; с полной нагрузкой Ч около 30 ? пд.

13) ќдноконна€ патронна€ двуколка обр. 87 г. (дл€ кавалерии) состоит (фиг. 25) из железной оси с колесами и из подрессоренного (см. Ѕуфер, ф.ф. 10, 11 и 12) дерев€нного короба ј, оклеенного внутри парусиной; основна€ рама и крыша короба Ч железные.

¬нутри кузова укладываетс€ 20 цинковых коробок с 6 т. патронов.

Ќа крыше устроен €щик-сиденье Ѕ дл€ ездового, а в передней части рамы имеетс€ подножка и по бокам прикреплены оглобли.

¬ес двуколки Ч 12 пд., а с полной нагрузкой Ч около 32 пд.

14) ѕарна€ патронна€ двуколка обр. 95 г. (дл€ пехоты) подрессорена, как и предыдуща€, и состоит (фиг. 26) из хода и из обитого железом короба ј с железной рамою.

 рыша Ѕ обита€ железом, откидываетс€ назад и удерживаетс€ дугою¬ с зубцами в.

¬нутри короба укладываетс€ 48 цинковых коробок с 14.400 патронов.

—зади под коробом прикреплен €щик √ дл€ принадлежности и подстановка; к дышлу полагаетс€ испанский дышловый подвес или же на его конце имеютс€ железные рычаги французского подвеса. ¬ес двуколки Ч 18 ? пд., а с полной укладкой Ч около 56 ? пд.

ƒл€ перевозки больных и раненых имеетс€ несколько типов повозок:

15) „етверочна€ лазаретна€ линейка обр. 77 г. (дл€ пехоты, полевой артиллерии и подвижных госпиталей) состоит (фиг. 27) из переднего и заднего ходов с железными ос€ми и из кузова, укрепленного на задней оси при помощи 2 боковых и на передней оси Ч одной поперечной стальных хомутовых рессор.

’ода соединены при помощи 2 дрожин ¬, шворн€ и слизн€ на двух сницах ј переднего хода.   кузову C прикреплены дерев€нные дуги, обт€нутые брезентом, образующим крышу и подъемные бока, а внутри, вдоль кузова, устроены скамейки дл€ сид€чих больных и приспособление nn, дл€ подвески верхних носилок с лежачими больными.

ѕринадлежность линейки составл€ют 2 нижних и 2 верхних носилок.

“. обр., линейка может перевозить 8 сид€чих или 4 лежачих больных.

—переди имеетс€ сиденье ≈ дл€ ездового, с парусиновым фордеком.

¬ес пустой линейки Ч 42 пд., а с полной нагрузкой. Ч около 105 пд.

16) „етверочна€ лазаретна€ линейка обр. 87 г. (дл€ тех же войскых частей) снабжена каучуковыми рессорами и состоит из переднего и заднего ходов, соединенных дрожиною и шворнем, и из кузова, установленного на каучуковых буферах с системою рычагов.

 узов покрыт крышей (фиг. 28), а с боков и сзади снабжен опускными брезентовыми занавесками. ¬нутри имеютс€ скамейки и приспособление дл€ установки имеющихс€ при линейке 2 носилок.

Ћинейка снабжена рычажным подушечным тормозом с винтовой руко€ткой у ездового и приспособлена дл€ перевозки 8 сид€чих и 2 лежачих больных. ¬ес линейки Ч около 50 пд., а с полной нагрузкой Ч около 112 ? пд.

ƒл€ кавалерии и конной артиллерии служит:

17) ѕарна€ лазаретна€ линейка обр. 92 г., подрессоренна€ каучуковыми буферами (фиг. 29) и состо€ща€ из 2 ходов и кузова с крышей и брезентовыми боковыми занавесами.

Ћинейка снабжена башмачным тормозом.

¬ кузове имеютс€ 2 сидень€ дл€ 4 сид€чих больных или на эти же сидень€ могут быть установлены имеющиес€ при линейке носилки дл€ лежачих больных.

¬ес линейки Ч около 28 пд., а при полной нагрузке Ч около 60 пд.

18) ¬ 1912 г. введена одноконна€ двуколка(без сидень€ дл€ ездового) дл€ перевозки 2 лежачих больных.

ƒвуколка (фиг. 30) состоит из легкого пр€моугольного дерев€нного кузова с откидным задним щитом и с п€тью дерев€нными дугами, обт€нутыми брезентом, и из 2-колесного хода, соединенного с кузовом двум€ стальными лежачими рессорами.

  кузову прикреплены 2 оглобли.

ƒуги брезентовой покрышки Ч складные, легко вставл€ютс€ в соотвующие гнезда и легко могут быть сн€ты, сложены и уложены в двуколку.

ƒл€ перевозки сид€чих больных служит съемное сиденье в виде рамы, обт€нутое парусиной, с откидною спинкой.

Ћежачие больные перевоз€тс€ на паре носилок, устанавливаемых на гр€дки.

—переди кузова имеютс€ €щик дл€ принадлежности и гнезда дл€ фл€г с водой. —зади под кузовом имеетс€ другой €щик дл€ овса.

ƒл€ влезани€ в двуколку задний щиток откидываетс€, служа лестницей. ≈здовой при перевозке раненых идет р€дом с лошадью, вед€ ее шагом. ѕри порожней двуколке ездовой м. помещатьс€ на сиденье внутри двуколки.

¬ес пустой двуколки с носилками и сиденьем Ч около 15 пд.

 ухни, служащие войскам на походе, см. ¬оенно-походн. кухни.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –усска€ »мператорска€ арми€ ќружие
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., тт. 1-18
ƒата написани€ статьи:   1916 г.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
6 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л3
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 10 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і