Воздушный флот

ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ

ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ, под воздушным флотом в начале XX века, понимали совокупность управляемых аэростатов и аэропланов, имеющихся в распоряжении государства. Обзор представлений о роли Воздушного флота в начале XX века.

Передвижение с помощью воздушных кораблей есть кратчайшее и скорейшее и поэтому должны были самым удобным для военной целей. Существуют пока два препятствия к осуществлению воздушного передвижения: малый радиус действий и опасность полета. Принимая во внимание современное развитие техники, можно сказать с уверенностью, что решение задачи, т.-е. устранение этих препятствий, заключается в увеличении тоннажа (размеров) летательных аппаратов, что повлечет за собой большую их остойчивость (более правильное и постоянное положение центров тяжести, фигуры и сопротивления), большую подъемную способность, больший запас топлива, большую крепость и наличие запасных двигателей.

Немецкие солдаты переносят через поле аэростат для наблюдение за вражескими позициями в Шампани, Франция, около 1915 года.Тому же закону увеличения тоннажа подверглись морские суда, коммерческие и военные; естественно учесть заранее эту эволюцию и в судах воздушных. На практике она стала замечаться во Франции и в Англии уже в 1910 г. Управляемые аэростаты подразделяются на малые, до 3 т. кб. м объема, средние, до 6 т. кб. м, и большие от 6 до 10 т. и более кб. м.

Существенную пользу могли принести только большие управляемые аэростаты, т. к. они при большой подъемной силе имели большую скорость (16-17 м/с) и большую продолжительность полета (более 24 ч.) и могли подниматься и совершать полете на высоте до 2 т. м.

Из современных систем управления аэростатов (в начале XX в.) наиболее применимыми признаны полужесткие (аэростаты Лебоди, Клеман-Байяр, Гросса) и мягкие (Парсеваля). В аэростате гр. Цеппелина в последнее время разочаровались даже и в Германии. О наличности в настоящее время управляемых аэростатов в отдельных государствах см. таблицу.

Аэропланы существуют самых разнообразных систем, но для военной целей предпочитают последние образцы Фармана (биплан) и Блерио (моноплан), а в России разрабатываются новые системы Гаккеля и инженер-капитана Вегенера (бипланы). Установить наличное число их нет никакой возможности, т. к. оно весьма быстро меняется. Во всяком случае, по числу аэропланов и летчиков на первом месте стоите Франция, имеющая сейчас до 200 аэропланов, затем — Россия, имеющая около 100 аэропланов и на 3-м месте — Германия.

В отношении воздухоплавательных средств наиболее всего обеспечены Франция, затем Германия, а потом следуют Россия, Англия, Австрия, Италия и др.

Франция имеет большое число заводов и мастерских, изготовляющих управляемые аэростаты, аэропланы, воздухоплавательные двигатели и все вообще относящееся к воздухоплавательной технике; Германия также в последнее время сильно подняла свою воздухоплавательную технику и старается не отстать от Франции и быть независимой от нее.

Россия имеет несколькими заводов и мастерских, изготовляющих аэростаты, аэропланы и принадлежности к ним, но пока двигателей у нас не изготовляют, хотя и делаются к тому попытки, и в этом отношении мы весьма зависим от 3ападной Европы.

Англия, Австрия и Италия находятся в несколько лучших условиях.

В России аэропланы заказываются на русских заводах, а также приобретаются за границею последние модели, особенно отличившиеся при полетах. Наш авиационный флот состоит из аэропланов военного ведомства, отдела Военного флота, во главе которого стоить Великий князь Александр Михайлович, а также различных аэроклубов и отдельных частных лиц (см. таблицу "Управляемые аэростаты европейских государств»).

Воздушным кораблям предстоит, по видимому, значительная роль и в морской войне. Как только летательные машины получать возможность подыматься в любую погоду и опускаться на воду без риска утонуть, им представятся следующие задачи в военно-морском деле: разведка, наблюдение за отдельными участками моря или береговой черты, действия против кораблей и береговых укрепленных пунктов.

Из двух типов воздушных кораблей машины типа аэроплан предпочтительнее считалось, для военно-морского дела, в виду сравнительной безопасности их от артиллерийские огня и меньшей зависимости от ветра. Исполняя задачи разведок и стационарного наблюдения, летательные аппараты имеют громадное преимущество перед всеми другими средствами, благодаря огромному горизонту, быстроте передвижения и способности лучше видеть с высоты предметы, погруженные в воду. Благодаря последней, они облегчат открытие минных заграждений на пути эскадры и обнаружат подход к ней подводных лодок.

В активных действиях против кораблей и портов летательные аппараты заставят суда бронироваться от навесных снарядов и будут способствовать более скорому овладению укрепленными пунктами, поддерживая внезапными ночными атаками тревожное состояние духа осажденных.

Из последних попыток создать аэроплан, пригодный для морской операции, следует указать на аэроплан Гаккеля работы Русско-Балтийского вагоностроительного завода, имеющий гидропланы для посадки на воду (1911 г.). Полеты лейт. Ели (американской службы) и упражнения в посадках на палубы военных кораблей доказывают полную применимость летательных аппаратов к полетам над морем в целях военной службы; в ближайшем будущем большие крейсера будут снабжаться аэропланами также обязательно, как теперь они снабжаются минами, катерами и т. и. Но на ряду с вспомогательным значением летательные аппараты получать, конечно, и самостоятельное значение в арсенале военных средств.

УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ.

Название аэростатов.
Год постройки
Объем, m3
Длина, m
Диаметр, m
Число винтов
Сила двигателей
Место расположения

Германия

Жёсткие

Цеппелин

L. Z. 3

1908

12.109

136

11,6

4 2-х лопастных

2 x 85

Метц

L. Z 8

 

1910-11

19.000

146

14,0

4 2-х лопастных;

2 4-х лопастных

3 х 120

Дюссельдорф

L. Z. 9

1909-11

17.000

132

14,0

4 2-х лопастных;

2 4-х лопастных

3 х 120

Дюссельдорф

Шютте-Ланц

1909—11

19.500

 

128

18,0

2 4-х лопастных

4 х 125

Мангейм

Полужесткие

Гросс-Базенов

M. I

1907

5.200

74

12,0

2 (трехлоп.)

2 х 75

Кельн.

 

М. II

1908

5.800

74

12,0

2 (трехлоп.)

2 х 75

Метц.

 

М. III

1909

6.500

84

12,4

2(четырехлоп.)

4 х 75

Тегель.

 

M. IV

1911

9.600

96

12,0

4(четырехлоп.)

2 х 200

Тегель.

Мягкие

Парсеваль

P. L. 1

1908

3.200

60

9.4

1 (четырехлоп.)

1 х 85

Биттерфельд.

 

P. I.

1908

4.000

60

10.4

1 (четырехлоп.)

1 х 85

Метц. Воен.

 

P. II.

1909

6.800

70

12.5

2 (четырехлоп.)

2 х 110

Тегель. Воен.

 

P.L. 5

1909

1.800

40

8,3

1 (трехлоп.)

1 х 25

Иоганнисталь.

 

P.L. 6

1910

6.700

70

12,3

2 (четырехлоп.)

2 х 100

Иоганнисталь.

 

P.L. 8

1911

5.600

68

11,0

2 (четырехлоп )

2 х 150

Биттерфельд. Воен.

 

P.L. 9

1910

1.600

40

8,0

1 (трехлоп.)

2 х 50

Биттерфельд. Воен.

 

P.L. 10

1910—11

1 600

40

8,0

1 (трехлоп.)

2 х 50

Биттерфельд. Воен.

 

P. III

1911

9 500

85

15,0

2 (четырехлоп.)

2 х 200

Биттерфельд. Воен.

 

P.L. 12

1911

7.000

70

13,0

2 (четырехлоп.)

2 х 110

Биттерфельд. Воен.

Клут

Cl.1

1909

1.850

42

8.5

2 (двухлоп )

2 х 50

Биттерфельд. Воен.

Сименс-Шукерт

S-S. 1

1910

13.000

118

13,2

6 - 4 2-х лоп. и 2 4-х лоп.

2 х 24;

4 х 125

Берлин

Сюшар

1910—11

6.730

60,5

17,11

2 (двухлоп.)

2 х 110;

1 х 4

Киль.

Франция.

Жесткие

Спис

1911

8300

88

12,0

4 (четырехлоп.)

2 х 120

?

Полужесткие

Тип Клеман-Байяр:

 

Ville de Paris

1906

3.500

60

10,5

1 (двухлоп.)

1 х 70

Париж.

 

Ville de Nancy

1909

3.500

53

10,0

1 (двухлоп.)

1 х 100

Париж.

 

Colonel Renard

1909

4.100

60

10,7

1 (двухлоп.)

1 х 100

Верден.

 

Ville de Pau

1910

3.500

53

10,7

1 (двухлоп.)

1 х 100

Париж.

 

Ville de Lucerne II

1910

7.000

80

15,0

3 (двухлоп.)

2 х 125

 

Париж.

 

Ville de Lucerne II

1911

9000

85

15,0

2 (двухлоп)

2 х 120

La Motte Breuil.

Тип Лебоди:

 

Le Lebaudy

1905

3.300

57,5

10,38

2 (двухлоп.)

1X70

Медон.

 

Le Liberte

1909

4.200

67

10,8

2 (двухлоп.)

1X135

Париж.

 

Capitaine Marechal

1911

7.200

85

12,0

2 (двухлоп.)

2X60

Муассон

Тип Зодиак:

Z. III.

1910

1.400

40,8

8,5

1 (двухлоп.)

1X45

С.-Сир.

 

Le Temps

1911

2.300

50

9,0

2 (двухлоп.)

1X60

С.-Сир.

 

Малеко

1908

1.000

34

7,4

1 (двухлоп.)

1X30

Париж.

Россия.

Полужесткие.

Лебедь

1910

3.700

61

10,8

2 (двухлоп.)

1X70

Спб.

Кречет

1910

5.500

-

-

2 (двухлоп.)

-

Спб.

Клеман-Байяр

1910

3.500

56

10,5

1 (двухлоп.)

1X150

Брест-Литовск

Зодиак I

1910

2.000

45

9,0

1 (двухлоп.)

1X50

Брест-Литовск

Полужесткие

Зодиак II

1910

Брест-Литовск

Голубь

1910

2.400

50

10,5

2 (двухлоп.)

1X70

Спб.

Сокол

1911

Спб.

Ястреб (Дукс)

1910

Спб.

Кроме того, в постройке 2500 m3 Дюфлон и Константинович и Ижорского завода 8000 m3.

Мягкие.

Парсеваль

1911

6.700

70

12,3

2 (двухлоп.)

1Х100

Спб.

Австрия.

Мягкие.

Парсеваль M. I

1909

2.300

49

8,6

1 (трехлоп.)

1 х 70

Вена

Маложесткие.

Лебоди M. II

1910

3.800

69

13,0

2 (двухлоп.)

1X100

Вена

Кертинг M. III

1911

3.600

68

10,5

2(четырехлоп.)

2X75

Вена

Мансбарт M. IV

1910

8.100

91

12,7

4 (двухлоп.)

X150

Вена

Италия.

Полужесткие

Военный M. I bis

1909

3.450

66

11,0

2 (двухлоп.)

1X100

-

Военный M. II

1910

4.500

70

11,5

2 (двухлоп.)

1Х110

Венеция.

Леонардо-да-Винчи

1909

3.265

40

14,0

2 (пятилоп.)

1X40.

Милан.

Гр. Скио

1910

1.500

41

8,0

1 (двухлоп.)

1X50

Скио.

Англия

Полужесткие.

Morning Post (Лебоди)

1910

10.000

103

12,0

2 (двухлоп.)

2X135

Алдергабр.

Клеман-Байяр

1910

7.000

76

13,2

2 (двухлоп.)

2X130

Лондон.

Военный-Бета

1910

600

31

7,6

1 (двухлоп.)

1X30

Лондон.

Военный-Гамма

1910

2.000

46

9,6

2 (двухлоп. )

2X50

Лондон.

Виллов III

1910

950

36

12,2

2 (двухлоп.)

1X30

Лондон.

Жесткие.

Виккерса и Максима

1911

20000

155

14,6

3 (двухлоп.)

2X200

Лондон.

Испания.

Клеман-Байяр

1909

4.000

60

10,7

1 (двухлоп.)

1X100

Гнадалайара.

Клеман-Байяр

1910

1.600

45

10,0

2 (двухлоп.)

1X60

Гнадалайара.

Япония.

Полужесткие.

Ямада (Военный)

1910

1.400

35

7,5

1 (двухлоп.)

1X36

Осака.

Дирижабль «Ястреб» на взлёте, начало XX века
Дирижабль «Ястреб» на взлёте, начало XX века 

Кроме того, имелись управляемые аэростаты в Бельгии, Голландии, Швейцарии и Соединенных Штатах, но в весьма незначительном количестве.

См. также статью:

- Парсеваль, Август, конструктор аэростатов.


Название статьи:Воздушный флот
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Источник изображений:Первая мировая война - телеграм-канал
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru